Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Львовский Апостол 1574 г. Послесловие

В послесловии к Львовскому Апостолу 1574 г. рассказывается о тяготах, которые пришлось вынести создателю этой книги на пути к устройству своей типографии.

 
Тема внутренняя политика, культура, наука и техника
Исторический период Средневековье
Тип исторического источника Письменный источник
Территория Российское государство
Народ русские
Персоналии Федоров, Иван Федорович, русский и украинский первопечатник; Иван IV Васильевич Грозный, русский царь; Ходкевич, Григорий Александрович, верховный гетман великого княжества Литовского; Сигизмунд Август, король польский, великий князь литовский
Библиография

Бас И.Л. Иван Федоров. — М., 1940. — (ЖЗЛ); Он же. Предисловия и послесловия старопечатных книг // Исторический журнал. 1941. № 4. С. 50–59; Березов П.И. Первопечатник Иван Федоров / Общ. ред. и предисловие чл.-кор. АН СССР А.А. Сидорова. — [М., 1952]; Великий русский просветитель Иван Федоров: [Материалы научной сессии, посвящ. 400-летию со дня смерти Ивана Федорова] / Отв. ред. Е.Л. Немировский. — М., 1987. — (Федоровские чтения); Иван Федоров первопечатник: Сборник / Академия наук СССР. Ин-т книги, документа, письма. — М.; Л., 1935; Кацпржак Е.И. Первопечатник Иван Федоров. — М., 1964; Кизеветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. — М., 1904; Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. И. Федоров. — М., 1964; Он же. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. Жизнь и деятельность первопечатника Ивана Федорова: Указатель литературы. — М., 1975; Он же. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. — М., 1974; Он же. Памятник первопечатнику Ивану Федорову: [Работа скульптора С. М. Волнухина]. — М., 1988; Он же. По следам первопечатника Ивана Федорова — в год 400-летия со дня его смерти. — М., 1983; Он же. Иван Федоров в Белоруссии. — М., 1979; Осетров Е.И. Мир первопечатника: (К 400-летию со дня смерти Ивана Федорова. — М., 1983; Он же. Сказ о друкаре Иване и его книгах: [О И. Федорове. Для мл. шк. возраста]. — М., 1979; Осипов К. Русский первопечатник Иван Федоров: Пособие для учащихся. — М., 1955; Полевой П.Н. Очерк жизни и деятельности первого русского печатника Ивана Федорова. († дек. 5 дня 1583 г.). — СПб., 1883; Прибытков В.С. Иван Федоров. — [М.], 1964. — (ЖЗЛ); Сидоров А.А. История оформления русской книги. Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1964; Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Федорова. 1583–1883: Юбилейное издание журнала печатного дела «Обзор графических искусств». С ил., снимками старейших книг, портретами и особым прил. проекта памятника Ивану Федорову. 5 дек. 1883 г. — СПб., 1883. У истоков русского книгопечатания. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.

Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст — Щепкина М.В. Переводы предисловий и послесловий первопечатных книг. Послесловие Львовского Апостола 1574 г. // У истоков русского книгопечатания. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С. 234—236, 246—247; изобр. — Там же. С. 237.


Послесловие Львовского Апостола 1574 г. Первый лист


Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня. [С. 234]

Волею Отца и помощью Сына и совершением Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Руси составилась печатня эта в царствующем граде Москве в 7070 первый год [1563], в тридцатый год царствования его.

Все это не напрасно начал я вам излагать, но по причине великих преследований, часто испытанных нами, не от самого государя, но от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены, но без основания и напрасно распространили злое слово. Ибо такова зависть и ненависть, сама измышляющая клевету и не понимающая, куда идет и на чем основывается. Эти обстоятельства привели нас к изгнанию из нашей земли и отечества и от нашего рода и заставили переселиться в иные, незнаемые страны.

Когда же мы оттуда пришли сюда, то по благодати богоначального Иисуса Христа Господа нашего, который будет судить мир по истине, принял нас милостиво благочестивый государь Сигизмунд Август король польский, великий князь литовский, русский, прусский, жмудский, мазовецкий и иных [стран] со всеми панами своей рады. В то же время вельможный пан Григорий Александрович Ходкевич, пан виленский, верховный гетман великого княжества Литовского, староста гродненский и могилевский усердно упросив государя, милостиво принял нас под свое покровительство и покоил немало времени и снабдил нас всем потребным для жизни. И мало ему было, что он нас так устроил, он еще и селение достаточное даровал мне, чтобы обеспечить меня. А мы работали по воле Господа нашего Иисуса Христа, рассевая слово Его по вселенной. Когда же он [Ходкевич] достиг глубокой старости и стал страдать от головной болезни, то повелел нам прекратить работу и оставить искусство рук наших и в селении за земледелием проводить жизнь этого мира. Но не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу.

Более же всего устрашился я ответа, который придется дать владыке моему Христу, непрестанно взывающему ко мне: «Ленивый и лукавый раб, зачем не отдал серебра моего торгующим? И я, придя, взял бы свое с прибытком». И в одиночестве, углубляясь в себя, я не раз омочил слезами свое ложе, размышляя обо всем этом, как бы не скрыть в земле талант, дарованный мне Богом. И тоскуя в душе, я говорил: «Неужели навсегда отринет меня Господь [С. 235] и не пошлет мне более Своего благоволения? Или вконец пресечет Свою милость, как человеку, напрасно тяготящему землю, согласно притче о бесплодной смоковнице».

И поэтому я вынужден был уйти оттуда. И на пути постигли меня многие скорби и беды, не только в силу длительности странствия, но и по причине сильнейшего морового поветрия, которое препятствовало моему путешествию; и просто говоря — беды и невзгоды всяческие и самые злейшие. И, таким образом, благодаря человеколюбивому промыслу Божию дошел я до богоспасаемого города, называемого Львов. И все случившееся мне на пути я ни во что вменял, только бы обрести Христа моего. Ибо все земное проходит, подобно тени; и доброе и злое рассеивается, как дым в воздухе, как поучает апостол во время скорби, потому что скорбь ведет к терпению, терпение — к надежде, а надежда не обманет.

Поэтому и в моем сердце возгорелась Божественная любовь по действию Святого Духа, ниспосланного мне. И когда я, поселившись в знаменитом городе Львове, ходил как бы по следам некоего Богом избранного мужа, я поразмыслил об этом и стал про себя творить такую молитву: «Господи вседержителю, Боже вечный и безначальный, всемогущим Своим словом и нераздельным духом уст Своих из одного милосердия приведший все от небытия к бытию, который всегда заботится и все содержит, исчисляет и по имени зовет творение Свое. И по несказанной Своей милости в последние времена воздвиг падшее наше естество через пришествие единородного Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа, который предал Себя за наши прегрешения и воскрес ради нашего оправдания, чьими ранами мы получили исцеление по милостивой воле Твоей и во славу милосердия Твоего; Ты, который по Иисусу Христу назвал нас Своими сынами, чтобы мы посредством любви стали святыми и непорочными пред Тобою; открывший нам тайну воли Своей, что мы изначала были одним из созданий Твоих. Боже, укрепи то, что вложил в нас по неисповедимой глубине замысла Твоего. Дающий христианам истинную премудрость, умудри меня, и я уразумею закон Твой; и ради братий моих не отыми до конца слова истины от уст моих. Услышь, Господи, молитву мою, внемли молению моему и слезам моим. Странник я и пришлец пред Тобою, как и все отцы мои. Очисти меня от страстей моих, чтобы я вдохновился трудами и упокоился в созерцании и смирении. Ибо и ранее Ты многократно прощал, владыка, согрешения сердца моего по молитвам святых Твоих, издревле угодивших Тебе и ныне служащих Тебе в святости и правде. Аминь».

И, помолившись, начал приводить это Богом ниспосланное дело к завершению, чтобы распространять Богом внушенные догматы. И многократно обходил богатых и благородных мирян, прося от них помощи и кланяясь и припадая к ногам их; и склоняясь до лица земли, омывал ноги их от сердца идущими слезами. [С. 236] И не раз и не два, но многократно делал это. И священнику велел в церкви во всеуслышание объявить всем. И не упросил жалостными словами, не умолил многослезным рыданием, и через священнический чин не исходатайствовал себе никакой помощи. И плакал я горькими слезами, что не нашлось никого, кто бы сжалился или помог, не только у русского народа, но даже у греков не получил милости. И нашлись только некоторые из меньших людей священнического чина да незнатные из мирян, которые подавали помощь. И не думаю, чтобы они от избытка это делали, но как та евангельская бедная вдова, которая от нищеты своей опустила две лепты. И знаю: то, что они дали, возвратится к ним на этом свете, а в будущей жизни воздастся сторицею по щедрости Божией.

Молю вас, не прогневайтесь на меня грешного, что пишу это; не думайте, что из своей выгоды говорю это и пишу. Всякий, кто с самого начала прочитал вкратце написанную эту историю, знает, как я от его милости пана Григория Ходкевича был обеспечен всем, что потребно для тела, — пищею и одеждою. Но я все это вменил ни во что, не надеялся на неправду, не жаждал приобретения, а к богатству, хоть и много его там стекалось, не лежало мое сердце. Но я предпочел переносить вышеописанные скорби и беды, чтобы еще умножить слово Божие и свидетельство Иисуса Христа.

Нам надлежит со смиренной душой просить и начинать, а миловать и совершать может Бог, коего царствия наследником я надеюсь быть и которое да получим и все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, которому подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

А началась печататься эта книга, называемая Апостол, в богоспасаемом городе Львове, а в ней Деяния апостольские и послания соборные и послания апостола Павла, в 1573 год по воплощении Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, февраля в 25 день, и окончилась в 74-й год того же месяца в 15 день.

И любовию духа Господа нашего Иисуса Христа, предавшего Себя за грехи наши, молим вас всех, рабы благословенного Бога нашего: когда случится кому вникнуть в эту душеполезную апостольскую книгу и уразуметь, что требуется и полезно для души, то прежде всего пусть воздаст благодарение виновнику всякого добра и творцу жизни нашей — Богу. А его милости пану Григорию Александровичу Ходкевичу пусть просит Бога даровать вечную память и вселить его с равнопрестольными святыми, от начала мира угодившими Богу. А потом и сыновьям его милости — пану Андрею Григорьевичу Ходкевичу, пану подстолию великого княжества Литовского, старосте могилевскому, и его милости пану Александру Григорьевичу Ходкевичу, старосте гродненскому, правителю Аиньскому, да просит душевного спасения и многолетнего здравия, потому что они являются виновниками такого полезного дела. А нам, недостойным, [С. 246] пусть просят прощения за то, что дерзнули начать, и оставления грехов, да и сами того же благословения и прощения грехов сподобятся. А если в чем погрешность будет, Бога ради, исправляйте, благословите, а не кляните, так как писал не Дух Святой и не ангел, но такая же грешная и тленная рука, как и у всех других неумудренных.

Напечатал же эту душеполезную апостольскую книгу в преславном городе Львове во славу всемогущей и живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. [С. 247]

Мировая художественная культура XVI в. (третья четверть)
Литература XVI в. (третья четверть)
Музыка XVI в. (третья четверть)
История XVI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer