Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIV в.


XIV в. (первая четверть)

XIV в. (вторая четверть)

XIV в. (третья четверть)

XIV в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Шапка Мономаха. Конец XIII — начало XIV века. Хромолитография. 1840-е гг.

Наследственный венец русских царей, символ самодержавной власти в России. Единого мнения о происхождении «шапки Мономаха» не существует. Одни исследователи считают, что она среднеазиатской работы, другие – византийской, третьи – арабской.

Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года под названием «золотой». Есть предположения, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Под именем Мономаховой она известна с 1498 года, когда Дмитрий Иванович(1483 – 1509) был венчан дедом, великим князем Иваном III (1440 – 1505) на великое княжение по византийскому образцу и объявлен его соправителем. В Успенском соборе Московского Кремля митрополит Симеон благословил Дмитрия, а Иван III «возложиша на него бармы Мономаховы и шапку». Это было первое венчание на великое княжение.

В 1547 г. произошло важное событие в истории Русского государства: великий князь Иван IV был коронован «шапкой Мономаха» и объявлен «царем всея Руси». «Шапка Мономаха» использовалась при венчании на царство всех русских государей до конца XVII века. Последним царем, на которого возложили этот венец, был брат Петра I – Иван Алексеевич.

По легенде, возникшей в конце XV века, «шапка Мономаха» была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства. От киевских князей она перешла к владимирским, а затем к московским князьям. Легенда нашла отражение в декоративном искусстве – резных композициях трона Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля . Этим же сюжетам посвящены литературные памятники XV – XVI вв. – «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы и «Сказание о князьях Владимирских».

В описи казны царя Ивана Алексеевича, составленной по указу Петра I в 1696 году, значится: «Шапка Царская золота сканная Мономахова, на ней крест золот гладкий, на нем по концам и по исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья в золотых гнездех, над яблоком яхонт желт, яхонт лазорев, лал, промеж ними три зерна гурмицких, да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовыя в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмицких на золотых спнях, окол соболий, подложена атласом червчатым, влагалище деревянное оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны».

В настоящее время «Шапка Мономаха» хранится в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

На изображении золотой остроконечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Хромолитография выполнена по рисунку известного художника XIX в. Ф.Г. Солнцева (1801 – 1892).   подробнее

Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.
Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан (Щелкан, Шевкал).

Тверские жители неоднократно жаловались своему князю Александру Михайловичу и просили защитить их, а он лишь призывал народ к смирению. Однажды ранним утром татары отняли лошадь у одного дьякона. Дьякон собрал вече, где раздались призывы к восстанию. Горожане подожгли терем, в котором укрылся Чол-хан, — баскак сгорел заживо. Одновременно были перебиты все татары, проживавшие в Твери. Московский князь Иван Данилович Калита воспользовался этими событиями для устранения соперничества тверских князей за золотой ярлык, дававший право на великое княжение. Калита по поручению ордынского хана Узбека возглавил карательную экспедицию против восставших. Войско московского князя, в которое входило до 50 тысяч татар, заняло Тверь и Кашин. Города были разорены, а население подверглось массовым казням. Александр бежал в Псков, и на место тверского князя с согласия хана сел его брат Константин Михайлович.

После Щелкановщины золотоордынские ханы отказались от сбора дани с помощью откупщиков и баскаков. Обязанность получения дани и доставки ее в Орду перешла к Ивану Калите. Тот не упустил шанс обогатить московскую казну, что, с свою очередь, способствовало не только экономическому укреплению московского княжества, но и значительному росту политического влияния самого великого князя.

  подробнее

«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюры. XIV в.
Лицевые миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника XIV века.

1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов.

2. Смерть князя Владимира.

См. «Борис и Глеб. Факты и метафакты». Статья Ю.А. Пелевина).  подробнее

ДОКУМЕНТЫ

Берестяные грамоты Новгорода. XI—XV вв.
Мы публикуем тексты нескольких из почти тысячи берестяных документов, обнаруженных в Новгороде в ходе археологических раскопок во второй половине ХХ в. Берестяные грамоты относятся к XI—XV вв. и представляют собой преимущественно деловые письма; некоторые тексты содержат сведения о политической, церковной и личной жизни древних новгородцев.  подробнее

Житие Сергия Радонежского. Епифаний Премудрый. 1417—1418

Житие Сергия Радонежского — агиографическая повесть о выдающемся религиозном деятеле эпохи Куликовской битвы, созданная его товарищем-монахом, выдающимся книжником своего времени Епифанием Премудрым. Житие содержит сведения об устройстве и быте монастырей XV в., об одобрение Сергием борьбы с войсками Мамая.

Публикуется в извлечении.  подробнее

Задонщина. После 1380
Поэтическая повесть о Куликовской битве, по структуре, образному строю и языку очень близкая к «Слову о полку Игореве». До нас дошли шесть списков «Задонщины» и две кратких выписки из нее в служебной Минее XVI в.  подробнее

Сказание о Мамаевом побоище. Кон. XIV — нач. XV в.
Пространная повесть о Куликовской битве, содержащая наряду с достоверными сведениями (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях засадного полка и т. д.) некоторые легендарные эпизоды. «Сказание» дошло до нас в большом количестве списков, что говорит о популярности произведения в средневековой Руси.  подробнее

Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. 1390-е гг.

"Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского" - памятник риторической прозы. В этом агиографическом сочинении прославляется Дмитрия Донского как организатора победы русских над татарами.

Предвосхищая идеологию эпохи Ивана Грозного, неизвестныйавтор представляет создателей Московского государства носителями особого благочестия.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer