Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIV в.


XIV в. (первая четверть)

XIV в. (вторая четверть)

XIV в. (третья четверть)

XIV в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюры. XIV в.

Лицевые миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника XIV века.

1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов.

2. Борис идет на печенегов

См. «Борис и Глеб. Факты и метафакты». Статья Ю.А. Пелевина).  подробнее

Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре (см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского) изображен великий иконописец Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — 1427). Он пишет фреску «Спаса Нерукотворного» в Спасском соборе Андроникова монастыря на Яузе.

В центре композиции, на высоком деревянном помосте Андрей Рублев работает над фреской. Иконописец в монашеском одеянии, с непокрытой головой. Слева и справа от помоста расположены наблюдающие за Рублевым группы монахов и мирян. Во главе левой группы игумен Ефрем, с жезлом в левой руке. Монахи в темно-коричневых мантиях и кукулях на головах, миряне с непокрытыми головами.

В толпе наблюдающих выделена фигура пожилого мужчины в княжеском одеянии зеленого цвета. Возможно, на миниатюре изображен князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, с именем которого связано строительство трех важнейших памятников московского зодчества начала XV в.: Успенского собора на Городке в Звенигороде и соборов Саввино-Сторожевского и Троице-Сергиева монастырей. Князь посетил Андроников монастырь в 1428 г.

Под миниатюрой приведен текст: «И подписанием чудным своима рукама украсиша в память отец своих, еже и до ныне всеми зрится в славу Христу Богу».

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 229-й). Размер — 23 х 12 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Выпекание хлеба Сергием Радонежским. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Миниатюра изображает процесс выпекания хлеба в монастыре. Дело происходит в Троице-Сергиевой Лавре, и сам Сергий Радонежский занимается всеми видами хлебного производства (см. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого).

На первом плане, в центре, он толчет зерна в ступе и рядом на ручном жернове мелет их в муку. В правой части миниатюры он просеивает муку подвешенным решетом. Слева Сергий собственными руками месит тесто в квашне и на деревянной лопате сажает маленькие круглые хлебцы в печь. Наверху, в центре, преподобный совершает литургию на собственноручно изготовленных им хлебцах — просфорах (хлеб, употребляемый для совершения евхаристии, с древнейших времен он имеет форму несколько сплюснутого кружка, изображение которого также оттиснуто на нем сверху). За Сергием молятся монахи. Фоном для этих изображений служат монастырские постройки, а за ними видны пустынные горы.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 122-й). Размер — 12,7 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Дмитрий Донской перед войском. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре представлено русское воинство перед сражением с Мамаем в 1380 г.

В центре композиции на белом коне великий князь Дмитрий Донской в доспехах и плаще (приволоке). За ним, левее, всадники, вооруженные мечами и копьями. Правее также отряды ратников. В верхней части миниатюры отдельных всадников различить нельзя, виден только лес копий. Над каждым отрядом развеваются красные стяги.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 244-й; см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского). Размер — 12,7 х 11,7 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
По преданию, незадолго до Куликовской битвы, 18 августа 1380 года, в день святых мучеников Флора и Лавра, в воскресенье, великий князь Дмитрий Иванович Донской прибыл в Троице-Сергиеву Лавру к великому подвижнику Сергию Радонежскому, который предсказал князю победу над Мамаем.

Миниатюра разделена на две части. В левой верхней части изображен Московский Кремль, за стенами которого укрылись жители города. Они наблюдают, не показались ли полчища Мамая. Внизу Дмитрий Донской, в княжеских одеждах, едет верхом на белом коне в монастырь. За ним видна его свита. Перед князем ворота монастыря. Они разделяют всю композицию пополам. Внизу правой части миниатюры — коленопреклоненная фигура преподобного Сергия. Чуть выше изображен Дмитрий, который идет без шапки по монастырю в сопровождении большой свиты, в его левой руке посох. Рядом зритель видит Сергия Радонежского уже поднявшимся с земли и благословляющим великого князя.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 241-й, оборот; см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского). Размер — 12,8 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Известие о походе Мамая. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре изображен момент, когда великий князь Дмитрий Донской и бояре получают известие о том, «что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю…» (cм. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского).

Вверху миниатюры, с правой стороны, ордынцы надвигаются на Москву под предводительством Мамая. Под ними расположено изображение княжеских палат внутри кремлевских стен. В палатах на троне с двухступенчатыми подножками сидит Дмитрий Донской в шапке с меховой опушкой и в княжеском одеянии. Он выслушивает вестника, прибывшего с печальной вестью. За вестником стоят бояре. На кремлевской площади, вне палат, видна встревоженная толпа москвичей, собравшаяся вокруг другого вестника. Под миниатюрой подпись киноварью: «О победе, еже на Мамая, и о монастыре, иже на Дубенке». Черный текст: «Бысть убо, Богу попущающу за грехи наша, слышно бысть, яко Ординский князь Мамай воздвиже силу велику, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю».

Миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры. Лист 241. Размер всей страницы — 23,5 х 13,5 см.

В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Короны русских государей. Гравюра. Начало 1880-х гг.
1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
  подробнее

Куликовская битва. 8 сентября 1380. Карта

Куликовская битва – одно из крупнейших сражений средневековья и важнейшее событие в истории Российского государства, во многом определившее его дальнейшую судьбу. Сражение на Куликовом поле стало поворотным моментом в борьбе русского народа против чужеземного господства и послужило началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

 

В ночь с 7 на 8 сентября войска Дмитрия Донского переправились через Дон и ранним утром под прикрытием сторожевого полка развернулись в боевой порядок на Куликовом поле. Русские полки выстроились в традиционный порядок. Впереди располагались сторожевой и передовой полки. В центре — большой полк, а фланги его прикрывали полки правой и левой руки. За большим полком располагался резерв. Восточнее полка левой руки в урочище Зеленая Дубрава был спрятан засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича серпуховского и князя-воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Фланги русской рати упирались в обрывистые, поросшие лесом берега речек Дубик и Смолка.

 

Выдержав первый натиск и понеся большие потери, остатки полков отступили к основным силам русских. Татарская конница в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати.

 

Мамай всю силу удара перенес на левый фланг, надеясь разгромить полк левой руки. Противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. В этот момент в спину прорвавшимся ударил засадный полк. Внезапное введение в бой свежих русских сил послужило сигналом к всеобщему наступлению и коренным образом изменило ситуацию. Вражеское войско дрогнуло и началось массовое бегство.

 

  подробнее

Куликовская битва. 8 сентября 1380. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

На миниатюре изображен решающий момент битвы на Куликовом поле (1380). Слева войско великого князя бьется с конницей Мамая. Впереди на белом коне Дмитрий Иванович с поднятым в правой руке бичом. В правой части миниатюры конница Мамая спасается бегством. На переднем плане правитель Золотой Орды, как и Дмитрий, на белом коне. Сверху — ангелы, поражающие копьями воинов Мамая. Внизу видны убитые, кровь, щит, поломанные копья.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 243-й; см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского). Размер — 12,6 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Куликовская битва. 8 сентября 1380. Поход русских войск к Дону. Конец августа — начало сентября 1380. Карта
Летом 1380 года монголо-татарское войско, возглавляемое фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем, двинулось на Русь. Союзниками Мамая были великий князь литовский Ягайло и, по некоторым данным, рязанский князь Олег.

Получив известие о выступлении Мамая, Дмитрий Иванович послал во все русские княжества гонцов с призывом выставить все возможные силы для защиты русской земли. Отряды русских войск собирались на путях к Москве — в Коломне и Серпухове — на тот случай, если бы Мамай попытался упредить их нападение. 6 сентября русское войско (100—150 тысяч человек) достигло Дона у устья реки Непрядва. В тот же день было принято решение о переходе через Дон. Переход исключал возможность нападения литовцев, подходивших к городу Одоеву, и обеспечивал выгодные для русских условия боя: размеры Куликова поля и леса по берегам огибавших его рек ограничивали возможности обходных маневров монголо-татарской конницы.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer