Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в. » СТАТЬИ


Иван IV Васильевич Грозный и начало книгопечатания на Руси. Очерк П.Н. Полевого «Царь — основатель печатного дела». 1883

Очерк писателя и историка русской литературы Петра Николаевича Полевого (1839—1902) в популярной форме рассказывает о причинах, побудивших царя Ивана Грозного к первым шагам по введению книгопечатания на Руси.

 
Тема внутренняя политика, культура
Исторический период Средневековье
Территория Российское государство
Народ русские
Персоналии Федоров, Иван Федорович, русский и украинский первопечатник; Иван IV Васильевич Грозный, русский царь; Макарий, митрополит Московский и всея Руси; Максим Грек (в миру Михаил Триволис), писатель, переводчик, филолог; Мануций, Альд (Старший), венецианский издатель и типограф
Библиография

Бас И.Л. Иван Федоров. — М., 1940. — (ЖЗЛ); Он же. Предисловия и послесловия старопечатных книг // Исторический журнал. — 1941. № 4. С. 50—59; Березов П.И. Первопечатник Иван Федоров / Общ. ред. и предисловие чл.-кор. АН СССР А.А. Сидорова. — [М., 1952]; Великий русский просветитель Иван Федоров: Материалы научной сессии, посвящ. 400-летию со дня смерти Ивана Федорова / Отв. ред. Е.Л. Немировский. — М., 1987. — (Федоровские чтения); Иван Федоров первопечатник: Сборник / Академия наук СССР. Ин-т книги, документа, письма. — М.; Л., 1935; Кацпржак Е.И. Первопечатник Иван Федоров. — М., 1964; Кизеветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. — М., 1904; Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. И. Федоров. — М., 1964; Немировский Е.Л. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. Жизнь и деятельность первопечатника Ивана Федорова: Указатель литературы. — М., 1975; Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. — М., 1974; Немировский Е.Л. Памятник первопечатнику Ивану Федорову: Работа скульптора С.М. Волнухина. — М., 1988; Немировский Е.Л. По следам первопечатника Ивана Федорова — в год 400-летия со дня его смерти. — М., 1983; Немировский Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. — М., 1979; Осетров Е.И. Мир первопечатника: К 400-летию со дня смерти Ивана Федорова. — М., 1983; Осетров Е.И. Сказ о друкаре Иване и его книгах: О И. Федорове. Для мл. шк. возраста. — М., 1979; Осипов К. Русский первопечатник Иван Федоров: Пособие для учащихся. — М., 1955; Полевой П.Н. Очерк жизни и деятельности первого русского печатника Ивана Федорова († дек. 5 дня 1583 г.). — СПб., 1883; Прибытков В.С. Иван Федоров. — [М.], 1964. — (ЖЗЛ); Сидоров А.А. История оформления русской книги. Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1964; Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Федорова. 1583—1883: Юбилейное издание журнала печатного дела «Обзор графических искусств». С ил., снимками старейших книг, портретами и особым прил. проекта памятника Ивану Федорову. 5 дек. 1883 г. — СПб., 1883. У истоков русского книгопечатания. — М., 1959.

Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст - Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Федорова.1583—1883: Юбилейное издание журнала печатного дела «Обзор графических искусств». С ил., снимками старейших книг, портретами и особым прил. проекта памятника Ивану Федорову. 5 дек. 1883 г. — СПб.: Э. Гоппе, 1883. С. 14—15; изобр. — Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I / Рис. выполнены акад. Ф. Солнцевым. Отд. 6. — М., [1853]. Табл. № 11.


Древний печатный двор в Москве. Литография. Начало 1850-х гг.








































Царь — основатель печатного дела

Историк наш С. М. Соловьев совершенно справедливо называет век Грозного «веком движения, разного рода попыток и протестов». Сам Грозный брал на себя инициативу некоторых подобных протестов, обращая, напр[имер], внимание духовенства на церковные и общественные нестроения в той речи, которою он открыл Стоглавый собор 1551 г. В числе «нестроений» он указал духовенству на то, что священные книги подвергаются в руках невежественных писцов сильным искажениям, и требовал, чтобы изысканы были меры к пресечению этого зла. Собор занялся обсуждением этого вопроса и пришел к тому, что следует установить известного рода надзор за переписчиками, поручить этот надзор протопопам и старейшим священникам, а книги неисправно написанные отбирать даром и у продавца, и у покупателя. Но эти полумеры, которыми старались искоренить и отчасти покарать зло, оказались вскоре, как и следовало ожидать, совершенно неисполнимыми на практике. Дело в том, что с конца XV века, когда потребность в книгах стала возрастать, к письменному труду обратилось множество рук. Кроме людей грамотных, которые по-прежнему продолжали заниматься этим делом из усердия и любви к делу, мы встречаем в это время много особых частных «доброписцев» при монастырях, при епископах; сверх того, в городах является особый класс писцов-промышленников, которые переписывали и богослужебные, и всякие «книги-четьи» по найму и заказу, на продажу. Рукописные книги продавались в большом количестве на торжищах. Кому же под силу было бы уследить за всею этою массою письменного материала, пересмотреть все эти книги — каждую порознь — и во всех исправить ту нескончаемую массу грубых ошибок и описок, нечаянных пропусков и [С. 14] преднамеренных искажений, которыми все эти скорописные книги были так изобильно переполнены.

И вот, когда в 1553 г. особенно много потребовалось богослужебных книг для церквей, воздвигаемых усердием царя в завоеванном им Казанском царстве и других местах России, царь приказал скупать рукописные книги на торжищах. Из весьма значительного числа купленных книг лишь очень немногие оказались годными к церковному употреблению. Прочие же, по выражению Максима Грека, были «все растлены от преписующих, ненаученных сущих и неискусных в разуме». Предполагают, что именно этот случай окончательно навел царя Ивана Васильевича на мысль о заведении книгопечатания в России, хотя есть основание думать, что и гораздо ранее этого времени на мысль об учреждении в Poссии типографии наводил царя Максим Грек. Святогорский инок, прибывший в Москву из самого центра современной европейской цивилизации, ясно понимавший и высоко ценивший все преимущества, какие книгопечатание доставляло современному европейскому обществу, естественно должен был горячо ратовать за введение в России этого нового искусства. Книгопечатание Максиму Греку было, очевидно, хорошо известно, потому что во время своего пребывания в Венеции он был даже лично знаком с одним из знаменитейших типографов в Европе — Альдом Мануцием. «В Венеции, — пишет Максим в одном из своих писем, — был некий философ добре хытр; имя ему Алдус, а прозвище Мануциус, родом Фрязин… Я его знал и видел в Венеции и к нему часто хаживал книжным делом». Сверх того, Максим Грек имел даже возможность и ссылаться, как на подтверждение своего мнения о книгопечатании, на образцы нового искусства — на печатные книги, вывезенные им из Венеции.

И вот, по словам современного сказания о введении книгопечатания в России, в том же 1553 году «царствующему над всею Россиею царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси вложил Бог в ум благую мысль, как бы ему изряднее в русской земле учинить и вечную память по себе оставить — произвести бы ему от письменных книг печатные, ради крепкого исправления и утверждения, и спорого делания, и ради легкой цены, и ради своей похвалы, и так бы учинить в царствующем граде Москве и во всей России, как (оно уже учинено) в Греках и немецких землях, в Винице (в Венеции) и во Фригии (Фрягии — Италии), и в Белой Руси, и в Литовской земле и в прочих тамошних странах, дабы (можно) всякому православному христианину праведно и несмутно читать святые книги и говорить по ним, и дабы (можно было) повелеть испущать (эти печатные книги) во всю Русскую свою землю».

По свидетельству того же сказания, главнейшим образом утвердил царя в намерении завести на Руси книгопечатание известный своею обширною начитанностью и трудолюбием митрополит Макарий; услыхав от царя о таком благом начинании, митрополит прямо сказал, что «эта мысль внушена царю Богом, что это — дар, свыше сходящий».

Ободряемый таким образом в своем благом намерении, царь Иван Васильевич приступил, со свойственною ему живостью и энергиею, к выполнению своего замысла, приказал строить особый дом для типографии, подыскивать мастеров и заводить все необходимое для начала книгопечатания в России. [C. 15]


П.Н. Полевой

документы

Мировая художественная культура XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть)
Литература XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть)
Музыка XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть)
История XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer