Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

Песни о Ермаке. Конец XVI—XVII вв.
Цикл народных песен о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, завоевателе Сибирского ханства. Наряду с точными сведениями содержит эпические общие места и мотивы казачьего фольклора (в том числе анахронизмы, связанные с восстанием С. Разина).  подробнее

Плавания Баренца. Извлечение из дневника Геррита де Веера. 1598

«Мы подошли к русскому кораблю, думая, что уже прошли Белое море, и как русские объяснили нам, что мы не достигли мыса Кандинес; как они оказали нам много благодеяний, продав нам продовольствие, окорок, муку, масло и мед. Это нас сильно подкрепило, а вместе с тем мы радовались, что нам указан правильный путь, которому мы должны следовать; одновременно мы сильно горевали, что наши товарищи отделены от нас и находятся в море» (Геррит де Веер. «Морской дневник, или Правдивое описание трех изумительных и никогда неслыханных плаваний...»).

  подробнее

Повесть о Ерше Ершовиче. Конец XVI — первая половина XVII в.

Земельные тяжбы — наиболее частые судебные дела в XVII в., особенно при первых Романовых. В этой обстановке и получила распространение «Повесть о Ерше Ершовиче», представляющая собой пародию на московское судопроизводство и документы судебного дела. Это одно из самых популярных сатирических произведений XVII в.: известно более 30 списков повести.  подробнее

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Ермолай Еразм. 1550-е гг.
«Повесть о Петре и Февронии» возникла в середине ХV века на основе устной легенды. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе 1547 г.

Создателем повести» является Ермолай Еразм, современник Ивана Грозного. Очевидно, Ермолай получил распоряжение от Московского митрополита Макария написать житие муромских святых супругах.

По форме повесть представляет собой житийное произведение, однако при этом в нем активно используется мотивы и образы светской литературы, в том числе сказочные. Описанные в произведении события происходили в XIII веке, однако их историческая достоверность неясна и весьма спорна.

«Повесть о Петре и Февронии» стала гимном древнерусской супружеской любви, любимым чтение средневековых русичей. Православный автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола — носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей. О популярности сочинения Ермолая Еразма говорят сотни его списков XVI-XVII вв.

См. побробнее об иконах Петра и Февронии.

  подробнее

Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков. 1580-е гг.
Летописный рассказ об осаде войсками польского короля Стефана Батория Пскова (1581—1582) в ходе Ливонской войны и о героической обороне города под руководством кн. И.П. Шуйского. Написан очевидцем событий.

См.: Оборона Пскова. 1581—1582. Карта.

  подробнее

Повесть об Иерониме Савонароле. Максим Грек. 1510—1520-е гг.
Автор «Повести» — богослов и переводчик Максим Грек (Михаил Триволис), приехавший на Русь и проживший здесь большую часть своей жизни. В произведении говорится о нравственном учении флорентийского монаха Джироламо (Иеронима) Савонаролы и о многом другом. Несмотря на осуждение «латинской веры», автор, обучавшийся у итальянских гуманистов, симпатизирует Савонароле.  подробнее

Повесть про царя Ивана Васильевича и купца Харитона Белоулина. Рубеж XVI—XVII в. (?)

Публикуемая краткая и яркая легенда связана с опричным террором Ивана Грозного. Несправедливые царские казни надолго запечатлелись в народной памяти. Так, по-видимому, на рубеже XVI—XVII вв. возникла Повесть о Харитоне Белоулине, рассказывающая, как на Красной площади («на Пожаре, среди Москвы») было приготовлено 300 плах и 300 топоров, а у плах стояло 300 палачей. Царь выехал «на площадь в черном платье и на черном коне» и приказал палачам «по росписи именитых людей казнити». Однако одного из них — купца Харитона Белоулина никак не могли побороть и положить на плаху, а Белоулин обличал царя и восклицал: «Почто, царю великий, неповинную нашу кровь проливаеши?» Когда же Белоулина все же казнили, обезглавленный труп поднялся на ноги и начал трепетать, а палачи никак не могли сбить его с ног. Не могли и отмыть землю от крови Белоулина, кровь мученика светилась. Царь в страхе ушел в свои палаты, а остальных приговоренных отпустил.

Рассказы о массовых казнях во время Опричнины разошлись по всей Европе. В Германии распространялась публикуемая нами гравюра, изображающая царя Ивана в виде озверевшего сказочного чудовища с когтистыми лапами, восседающего на троне посреди площади, где уже лежит множество трупов, а палач в злобном экстазе продолжает свое дело.

  подробнее

Послание Елизарова монастыря игумена Панфила псковскому наместнику и властям. 1505
Послание посвящено обличению язычества, сохранявшегося в простом народе: игумен требует прекратить народные игрища на день Ивана Купалы, когда Церковь отмечает Рождество Иoaннa Предтечи. Послание содержит ценные сведения о русских народных обычаях начала XVI в.  подробнее

Послание Ивана IV Васильевича Грозного А. Полубенскому. 9 июля 1577

Грамотой к А. Полубенскому начинается целая серия посланий, отправленных Иваном Грозным своим противникам во время летне-осеннего похода 1577 г. – одной из самых удачных кампаний русских войск в Ливонской войне.

Александр Полубенский – предводитель польских войск в Ливонии, староста Вольмарский и Зегевольдский. Сохранился его дневник, в котором нет упоминаний о таком важном событии, как получение грамоты от русского государя. Но А. Полубенский сообщает, что в плену он предстал перед Иваном Грозным, который произнес перед ним речь. Эта речь совпадает по содержанию с публикуемым посланием. Возможно, царь просто прочитал его знатному пленнику.

Если в послании к Стефану Баторию Иван Васильевич обосновывал свои завоевания в Ливонии как правое христианское дело, то в грамоте к А. Полубенскому он заявляет свои права на ливонские земли как на исконно русские владения.

Документ публикуется в переводе и в извлечении.

  подробнее

Послание Ивана IV Васильевича Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. 1573
Послание Ивана Грозного написано в ответ на грамоту игумена Козьмы и братии Кирилло-Белозерского монастыря в связи с конфликтом между двумя влиятельными монахами: Ионой, в миру Иваном Васильевичем Шереметевым, и Варлаамом, в миру Василием Степановичем Собакиным.

В своей грамоте Иван Васильевич ставит важный для своего времени вопрос об обмирщении и праздности монастырей. От лиц, поступающих в монастырь и принимающих монашество, требовались вклады. Из-за этого в монастырь могли уйти только богатые люди, которые, сделав большие пожертвования на обитель, пользовались в ней значительными льготами. Они не подчинялись монастырскому уставу и жили в свое удовольствие, подобно мирским людям. «Некоторые, — как свидетельствовал царь Иван на Стоглавом соборе, — постригались только покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать и ездить по селам для прохлады. <…> И такое [творится] бесчиние и небрежение и всякое нерадение о церкви Божией и о монастырском строении и о братстве» (Глава 5, вопрос 8. См.: Стоглав // Российское законодательство Х—ХХ веков. В 9 томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. — М., 1985. С. 269—270.).

Другая проблема, выдвинутая царем в послании, касалась жизни монастырской братии, которая отнюдь не заботилась о благочестии и аскезе, а предавалась веселию и пьянству.

Документ публикуется в переводе и в извлечении.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer