Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

Послание Ивана IV Васильевича Грозного польскому королю Стефану Баторию. 29 июня 1581
Стефан Баторий, избранный на польский престол в 1575 г., был сторонником активных боевых действий против России в Ливонской войне. Он заключил антирусский союз с Крымом и Турцией, что заставило правительство Ивана Грозного оттянуть военные резервы на южные рубежи страны.

В 1579 г. Баторий смог обратить все свои силы на восток, где он достиг быстрого и решительного перелома. Польский король, тесно связанный, с Западной Европой, «поднял» на Русь, по меткому выражению русского царя, «всю Италию», то есть католическую Европу. Войне против Московии Баторий сумел придать вид, близкий к общеевропейскому, по крайней мере общекатолическому, крестовому походу. На Рождество 1579 г. Римский Папа прислал ему освященные эмблемы — шлем и меч. Армия Батория была собрана по всей Европе. Основу ее составляли профессиональные наемные ландскнехты — немецкие, венгерские и другие.

Pyсские войска к этому времени были уже измотаны двадцатилетней войной, что не могло не сказаться на военных действиях 1579—1581 гг. В Западной Руси были потеряны Полоцк, Сокол и Великие Луки; в Ливонии русские войска оставили Двинск и Венден (Кесь). За два года были потеряны завоевания многих лет.

В этой-то трагической обстановке и было написано публикуемое послание русского царя Стефану Баторию. «Божья судьба» отвернулась от Грозного, его насмешливые слова, «кто бьет — тот лутче, а ково бьют, да вяжут — тот хуже», можно было теперь адресовать к нему самому.

Через весь текст обширной царской грамоты красной нитью проходит обвинение польского короля во вражде к христианству и в пособничестве «бесерменству» (мусульманству). Главный аргумент Ивана IV в утверждении правоты своего дела — как истинно христианского — станет на многие столетия идеологической основой внешней политики Российского государства.

Документ публикуется в переводе и в извлечении.
  подробнее

Послание Ивана IV Васильевича Грозного Я.И. Ходкевичу. 12 сентября 1577

Военные операции 1577 г. против литовцев и шведов стали наибольшим успехом русских войск в Ливонской войне. Предприняв ряд энергичных наступательных действий, царская армия добилась захвата большей части Ливонии. На пике своих успехов Иван Грозный попытался заключить быстрый и выгодный мир с Речью Посполитой. К тому же он знал, сколь шатким было положение Стефана Батория, недавно избранного на польский трон, и он надеялся продиктовать ему условия мира без серьезной войны. Этим и вызвано послание Ивана IV Яну Ходкевичу, чтобы тот содействовал организации мирных переговоров, дабы «ваш государь, — как писал Иван Васильевич, — незамедлительно слал к нам своих послов».

В связи с этими планами Иван Грозный приказал отпустить на родину пленных поляков. Перед отъездом самые знатные из них были приглашены на царский пир и щедро одарены шубами и кубками. Пленным царь также настойчиво говорил, «чтоб король послов своих прислал и дался б король на государеву [Ивана IV] волю во всем». Грозный явно не учитывал решительности и энергии своего противника Стефана Батория. При этом он слишком оптимистически оценивал итоги военной кампании в Ливонии. Его успехи оказались кратковременными, и мирные переговоры, на которые рассчитывал Иван IV, не состоялись.

Ян Иеронимович Ходкевич — великий маршал Литовский. В 1566 г. получил в управление Ливонию. Сыграл выдающуюся политическую роль во время бескоролевья по смерти Сигизмунда-Августа и после бегства Генриха Анжуйского, противясь всеми силами возведению Ивана Грозного на престол Речи Посполитой. В тот период он поддерживал кандидатуру Генриха, являясь сторонником Габсбургов. Когда Генрих бежал из Польши, Я.И. Xодкевич первым из литовских магнатов перешел на сторону Батория, но его расположением не пользовался. В 1578 г. Xодкевич отказался от управления Ливонией. Скончался он в 1579 г.

Документ публикуется в переводе и в извлечении.

  подробнее

Послание о фортуне. Максим Грек. 1510—1520-е гг.
Полемическое послание видного православного богослова и философа, получившего гуманистическое образование в Западной Европе, осуждает распространившееся в эпоху Возрождения античное стоическое учение о судьбе-фортуне.  подробнее

Послание старца Филофея к великому князю Василию III. Первая четверть XVI в.

Послание Филофея — писателя-публициста, монаха Псковского Елеазарова монастыря — посвящено вопросам религии и морали. В нем формулируется идеологема «Москва — третий Рим». Российское государство — преемник великих христианских держав прошлого и пребудет истинным центром христианства до скончания веков.

Сформулированная Филофеем идея объединила в себе черты распространенной во всех христианских странах теории «длящегося Рима» с известной в древнерусской литературе мыслью о богоизбранности Руси. Появление идеи «Москва — третий Рим» связано со стремлением книжников конца XV — начала XVI в. определить роль русского централизованного государства во всемирно-историческом процессе.

Вместе с тем иосифлянин Филофей, провозглашая Москву третьим Римом, возлагал на великого князя ответственность за судьбу всего христианства и поэтому обязывал его блюсти интересы церкви и защищать ее имущество.

  подробнее

Приговор о местах воевод в полках. 1550

Указ Ивана Грозного ограничивал и рационализировал традиционное «местничество» — порядок, при котором место военачальника в военной иерархии определялось генеалогическим положением его рода.

Документ установил старшинство полков и субординацию воевод в полках, а также выделил первого воеводу большого полка как главного (главнокомандующего). Были также определены ситуации, при которых старшинство рода не принималось в расчет («быть без мест»).

  подробнее

Приговор царский о кормлениях и о службе. 1556

В 1556 г. правительство Ивана Грозного отменило систему местного управления через институт кормленщиков, сложившуюся на протяжении XIII—XIV вв.

Великий или удельный князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников, а население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. п. Для лошадей кормленщиков поставляли овес и сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, «полавочное», мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились сами и содержали свою челядь.

Наибольшего развития система кормления достигает в XIV—XV вв. По мере ликвидации феодальной раздробленности выявлялись отрицательные стороны кормления. Оно мешало политике централизации, а также порождало произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в личном обогащении.

В результате проводимой правительством Ивана IV земской реформы 1555—1556 гг. система кормления местных воевод была ликвидирована. Сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»). Новый налог устанавливался в определенных размерах для различных категорий земель (поместных, черных, дворцовых). Сбор налога производился на черных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения — специальными сборщиками или городовыми приказчиками. В Москве надзор за сбором был сосредоточен в руках «кормленых дьяков», а с 1560-х гг. — в Четях, областных приказах.

  подробнее

Путешествие Ф. Магеллана вокруг света. 1519-1522. Дневник А. Пигафетта. 1524
http://www.vostlit.narod.ru/haupt-Dateien/index-Dateien/P.htm
Авторская литературная обработка дневника, который итальянец Антонио Пигафетта вел во время первого кругосветного путешествия, предпринятого по поручению испанского короля экспедицией под командованием Фернандо Магеллана в 1519-1522 гг.  подробнее

Религия русских. Первая половина XVI в. Глава из «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна. 1520—1540-е гг.
«Записки о Московии» барона Сигизмунда Герберштейна, австрийского посла при русском дворе, — ценный источник по политической, социальной и культурной истории России первой половины XVI в. Мы публикуем богатую важными сведениями главу «Религия».  подробнее

Русское крестьянство. II пол. XVI в. Извлечение из записки Даниила Принца из Бухова «Начало и возвышение Московии». Конец 1570-х гг.
Даниил Принц из Бухова (1546—1608) — чрезвычайный посол Священной Римской империи в России в царствование Ивана Грозного. Он побывал в Москве в 1576 и 1578 гг. В своих записках о Московии Даниил из Бухова оставил заметки о русском крестьянстве: его труде, социальном положении, образе жизни.

Публикуемая гравюра «Русский пахарь» была помещена в немецкой «Космографии» Себастьяна Мюнцера, изданной в 1550 г.

  подробнее

Сказание о князьях владимирских. Извлечение. Конец XV — начало XVI в.
«Сказание» было создано в конце XV — начале XVI в. Исследователи не пришли к единому мнению относительного того, кто был его автором. По мнению одних, им мог быть составитель житий и переводчик Пахомий Серб, с точки зрения других — дипломат Дмитрий Герасимов.

В основе «Сказания» лежат две легенды. Согласно первой, род русских великих князей восходил через легендарного предка Пруса к римскому императору Августу. Вторая легенда рассказывала о получении киевским князем Владимиром Всеволодовичем даров (среди них знаков царской власти — венца, скипетра и державы) от византийского императора Константина Мономаха. Эта легенда сыграла важную роль в обосновании принятия царского титула Иваном IV (см. Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля).

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer