Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Герберштейн, Сигизмунд. Портрет. Между 1547 и 1548
В 1547 или 1548 г. известным немецким художником, гравером и картографом были выполнены изображения Сигизмунда Герберштейна в жалованном русском платье. По мнению исследователей, детали костюма достоверны. Герберштейн одет в длиннополую шубу и шапку с меховым отворотом. Похожий головной убор мы видим на гравированном портрете Василия III (см. Портрет великого князя Василия III).  подробнее

Гермоген — патриарх Московский и всея Руси. Фототипия. 1905

Гермоген (ок. 1530—1612) — патриарх, духовный писатель, был канонизирован в 1913 г. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 г. при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И.И. Болотникова, в 1608 г. выступил против Лжедмитрия II.  подробнее

Горница древнерусского дома XVI—XVII вв. Литография по рисунку А.М. Васнецова. 1908—1909
К литография по рисунку А.М. Васнецова приложен интересный рассказ о быте и древнерусских традициях женской половиной семьи, которая располагалась в горнице.  подробнее

Дмитрий Донской перед войском. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре представлено русское воинство перед сражением с Мамаем в 1380 г.

В центре композиции на белом коне великий князь Дмитрий Донской в доспехах и плаще (приволоке). За ним, левее, всадники, вооруженные мечами и копьями. Правее также отряды ратников. В верхней части миниатюры отдельных всадников различить нельзя, виден только лес копий. Над каждым отрядом развеваются красные стяги.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 244-й; см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского). Размер — 12,7 х 11,7 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
По преданию, незадолго до Куликовской битвы, 18 августа 1380 года, в день святых мучеников Флора и Лавра, в воскресенье, великий князь Дмитрий Иванович Донской прибыл в Троице-Сергиеву Лавру к великому подвижнику Сергию Радонежскому, который предсказал князю победу над Мамаем.

Миниатюра разделена на две части. В левой верхней части изображен Московский Кремль, за стенами которого укрылись жители города. Они наблюдают, не показались ли полчища Мамая. Внизу Дмитрий Донской, в княжеских одеждах, едет верхом на белом коне в монастырь. За ним видна его свита. Перед князем ворота монастыря. Они разделяют всю композицию пополам. Внизу правой части миниатюры — коленопреклоненная фигура преподобного Сергия. Чуть выше изображен Дмитрий, который идет без шапки по монастырю в сопровождении большой свиты, в его левой руке посох. Рядом зритель видит Сергия Радонежского уже поднявшимся с земли и благословляющим великого князя.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 241-й, оборот; см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского). Размер — 12,8 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Записки о Московии Сигизмунда Герберштейна. Венецианское издание. 1550. Титульный лист
На титульном листе венецианского издания изображен гравированный на дереве герб Сигизмунда Герберштейна. Итальянский перевод «Записок о Московии» 1550 г. принадлежит к числу наиболее редких изданий этого сочинения.  подробнее

Знатная москвитянка в XVI веке. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио. 1598
О заинтересованности европейцев в быстро развивающемся московском царстве говорит включение изображений русских в редчайшую книгу венецианского художника XVI в. Чезаре Вечеллио (Cesare Vecellio), посвященную костюму разных стран и народов. Труд Вечеллио пользовался большой популярностью, и выдержал в конце XVI столетия несколько изданий.

Публикуемая ниже гравюра на дереве из издания 1598 г. представляет знатную москвитянку (Moscouita nobile). Женщина одета в широкую, расклешенную парчовую шубку с небольшим меховым воротником. В левой руке она держит платок (ширинку) — непременный элемент древнерусского костюма. Перед зрителем замужняя женщина: ее волосы полностью скрыты под головным убором. На ногах москвитянки сапоги.

  подробнее

Иван IV Васильевич Грозный — русский царь. Гравюра из «Казанской истории». II пол. XVI в.

Иван Грозный представлен на гравюре в образе святого мученика Димитрия Солунского, побивающего врага христианства.

В православном мире Димитрий Солунский, патрон византийских областей Фессалоник, Македонии и Иллирии, почитался святым воином-защитником всего христианского люда. В Древней Руси он считался покровителем князей и дружины.

На гравюре русский царь – покоритель Казанского царства – показан как новый поборник истинной веры и христианской Церкви, как воитель против «неверных татар». Автор «Казанской истории» видит в московском правителе «православного, и благочестивого, и державного царя, и великого князя Ивана Васильевича, Богом возлюбленного, и Богом избранного, и Богом венчанного, <…> которому даровал Бог — за правую веру его во Христа — всемирную победу и славное одоление презлого сарацинского царства — предивной Казани».

Возможно, гравюра несет некоторые портретные черты молодого Ивана Васильевича.

См. Чудо Димитрия Солунского. Икона. XVI век. Новосибирская картинная галерея

См. Казанская история. 1564—1565

  подробнее

Иван IV Васильевич Грозный — русский царь. Гравюра на дереве из немецкого «летучего листка». II пол. XVI в.
Поясной портрет царя Ивана Васильевича выполнен в фас. Государь представлен в парчовом кафтане с ткаными узорами. На нем островерхая шапка восточного типа, украшенная жемчугом и драгоценными камнями и отороченная мехом. В левой руке он сжимает свиток.

Эта гравюра использовалась в немецком «летучем листке» — своеобразном бюллетене, посвященном ходу Ливонской войны. Такие «летучие листки» в это время издавались в Нюрнберге, Аугсбурге, Любеке и других немецких городах (Саганович Г. Нарыса гісторыі Беларусі ад старажытнасці да 1795 года. — Минск, 2001. С. 191—192.). По мнению крупнейшего знатока русской гравюры Д.А. Ровинского, портрет напоминает «по работе листы посольства Сугорского», отправленного Иваном Грозным к императору Максимилиану II на Регенсбургский сейм в 1576 г. (Подробный словарь русских гравированных портретов / Составил Д.А. Ровинский. Т. II. — СПб., 1887. Стб. 1015—1016.).

Один из двух сохранившихся экземпляров этой гравюры находился в собрании портретов Венской публичной библиотеки, другой — в Римской придворной библиотеке.

  подробнее

Известие о походе Мамая. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре изображен момент, когда великий князь Дмитрий Донской и бояре получают известие о том, «что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю…» (cм. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского).

Вверху миниатюры, с правой стороны, ордынцы надвигаются на Москву под предводительством Мамая. Под ними расположено изображение княжеских палат внутри кремлевских стен. В палатах на троне с двухступенчатыми подножками сидит Дмитрий Донской в шапке с меховой опушкой и в княжеском одеянии. Он выслушивает вестника, прибывшего с печальной вестью. За вестником стоят бояре. На кремлевской площади, вне палат, видна встревоженная толпа москвичей, собравшаяся вокруг другого вестника. Под миниатюрой подпись киноварью: «О победе, еже на Мамая, и о монастыре, иже на Дубенке». Черный текст: «Бысть убо, Богу попущающу за грехи наша, слышно бысть, яко Ординский князь Мамай воздвиже силу велику, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю».

Миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры. Лист 241. Размер всей страницы — 23,5 х 13,5 см.

В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer