Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Люблинская уния. 1569. Гравюра Я. Гербурта. Начало XVII в.

В результате Люблинской унии произошло объединение Польши и Великого княжества Литовского в одно государство — Речь Посполитую. Уния была подписана 28 июня 1569 г. (1 июля она была утверждена раздельно депутатами польского и литовского сеймов). Заключение соглашения было ускорено трудностями Литовского государства, вызванными Ливонской войной с Россией.

Уния в Люблине предусматривала установление в Польше и Литве единообразного государственного устройства, общего сейма, единой денежной системы и налогового обложения. Взаимно разрешалось свободное приобретение земельной собственности на территории обоих субъектов Речи Посполитой. Во главе нового государства-республики стоял король, избираемый совместно польскими и литовскими феодалами.

В то же время Великое княжество полностью сохраняло свой административный аппарат, особое законодательство и судебную организацию, таможенную систему, вооруженные силы, титул, герб и государственную печать. Языком государственных актов в Польше оставался латинский, а в Великом княжестве — старобелорусский.

После заключения унии начался процесс полонизации украинских, белорусских и литовских земель, особенно усилившийся после принятия Брестской унии 1596 г. В связи с развернувшейся контрреформацией правительство объединенного государства целенаправленно насаждало католичество и польскую культуру. Это особенно болезненно воспринималось населением Беларуси, где традиционно большое влияние имело православие.

Соглашение в Люблине подтвердило присоединение к польской короне части литовской территории, а также объявляло Ливонию общим достоянием. На международной арене Речь Посполитая выступала как единое государство, успешно продолжив войну с Россией за Ливонию.

  подробнее

Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. Гравюра по картине В.В. Пукирева. 1875
Митрополит Филипп (в миру боярин Федор Степанович Колычев, 1507—1569) происходил из старинного рода бояр Колычевых. С 1548 г. Филипп — настоятель Соловецкого монастыря. В 1566 г. он становится митрополитом Московским. Филипп активно выступал против ужасов опричнины, бессмысленных казней. Первое открытое столкновение его с Иваном Грозным произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе, где митрополит произнес речь об ответственности царя перед судом Божьим за пролитую кровь. В следующий раз Филипп отказался благословить Ивана Грозного, который явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах. В тот же год Филипп был низложен. Во время службы в Успенском соборе опричники во главе с А.Д. Басмановым сорвали с митрополита церковное облачение. Филипп был отправлен в заточение. В 1569 г. в тверском Отроч-Успенском монастыре он был задушен опричником Малютой Скуратовым. В 1591 г. мощи убиенного иерарха были перевезены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. — в Москву. Митрополит Филипп был признан святым и официально канонизирован.

Момент, когда митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного, запечатлел на своем полотне русский живописец В.В. Пукирев (1832—1890). Мы публикуем гравюру, выполненную с этой картины.

  подробнее

Московский Апостол 1564 г. Фронтиспис и заглавный лист

Лучшей книгой московской печати на долгое время остался Апостол Ивана Федорова 1564 года. Новаторская, необычная книга – одна из тех, которые создают эпоху в истории культуры.

Книгу украшает вначале большая гравюра с изображением апостола Луки.  Весь Апостол снабжен десятками крупных заставок, мастерски исполненных в новой технике - гравюре на дереве, причем в таком количестве и качестве, которых не достигали старопечатные образцы.

В издание Апостола было внесено еще одно новшество: он снабжен замечательным рассказом – послесловием Ивана Федорова, не имеющим богослужебного назначения. Кроме этого издатель подверг редактурному пересмотру сам текст книги, заменяя малопонятные старославянские выражения близкими к народному языку.

  подробнее

Наказание ростовского боярина Аверкия. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Отец Сергия — ростовский боярин Кирилл — «богатством изобиловал», но к старости обнищал. Причинами этого были и битвы с ордынцами, и тяжелая дань, которая выплачивалась Орде, и неурожай. В период княжения Ивана Даниловича Калиты Ростовское княжество отошло к Москве. По его повелению на город были возложены «великие тяготы» — «немало жителей были вынуждены имущество свое отдать москвичам». Миниатюра иллюстрирует этот эпизод из ростовской истории, изложенный в «Житии Сергия Радонежского»: «И самого голову городского, старейшего ростовского боярина Аверкия, стремглав повесили, наложили на него руки свои и оставили поруганна. И напал страх великий на всех видевших и слышавших все это не только в Ростове, но и во всех пределах его».

Справа, вниз головой, повешен Аверкий. Тело его по пояс обнажено, и двое москвичей в кровь изранили его своими бичами (композиция неординарная: сюжет бичевания встречается на древнерусских миниатюрах достаточно редко). Слева две группы ростовчан с ужасом глядят на расправу и проливают слезы от жалости. Наверху три группы: это по разным селениям ростовских пределов жители оплакивают тяжкие страдания своей земли.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 54-й). Размер — 11,8 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Нападение лесовиков на Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Миниатюра иллюстрирует легенду из «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Лесные духи (или лесовики), обеспокоенные тем, что в Радонежских лесах поселился Сергий, набросились на пустынника. Стена расступилась, и перед преподобным появилось «войско бесовское», готовое растерзать его.

В правой части миниатюрист изобразил Сергия Радонежского с книгой в руках. На нем темно-коричневая мантия (широкая накидка, покрывающая все тело) поверх исподней серо-зеленой одежды. Куколь (или кукуль, черный остроконечный капюшон, закрывающий голову), спущен на плечи. На ногах у Сергия темно-коричневые туфли. В левой части изображены лесовики с темными крыльями. На них литовские высокие шапки-колпаки и яркие длиннополые одежды. Вверху изображен лес и купол храма.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 82-й). Размер — 11,8 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Одежда бояр. XVI—XVII вв. Хромолитография. 1840-е гг.

На литографии представлены Борис Федорович Годунов и видные дипломаты своего времени: думный дьяк Афанасий Иванович Власьев (на портрете в центре) и окольничий Петр Иванович Потемкин. Это изображение дает возможность наглядно представить боярский костюм XVI—XVII вв.

Афанасий Власьев (? — после 1610) выполнял различные дипломатические поручения при Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове и Лжедмитрии I. С приходом к власти Лжедмитрия Власьев стал великим секретарем и надворным подскарбием (казначеем). Он был отправлен в Краков за Мариной Мнишек, где представлял жениха и обручился с Мариной от имени русского царя. На портрете Власьев изображен в кафтане с козырем (высоким стоячим воротником) и жемчужными застежками. Его голову украшает расшитая жемчугом ермолка (тафья).

Слева от портрета Власьева в боярском костюме стоит Борис Годунов (ок. 1551/52 — 1605). Он одет в полукафтанье (короткую верхнюю распашную двубортную одежду) с длинными рукавами и петлицами на груди. Поверх полукафтанья надета ферязь (длинный мужской кафтан свободного покроя без воротника) с короткими рукавами.

Справа изображен стольник Петр Иванович Потемкин (1617 — ок. 1700), возглавлявший посольства в Испании и Франции в 1667—1668 гг., когда были налажены регулярные дипломатические отношения между Испанией и Россией. Костюм Потемкина представляет собой ферязь, сверху которой надета ездовая шуба (одежда из меха, покрытая тканью) с откидными рукавами, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. У бояр шуба могла быть и парадной одеждой. В руке Потемкин держит трость. Его шапка оторочена соболем, а венчает ее перо из драгоценных камней и жемчуга.

Хромолитография была выполнена по рисунку академика живописи Федора Григорьевича Солнцева (1801—1892).


См. также — Портрет Петра Потемкина, исполненный Хуаном Карреньо де Миранда (1681—1682, внешняя ссылка).  подробнее

Одежда и вооружение стрельцов XVI—XVII вв. Литография. XIX в.

Сведения о внешнем облике стрельцов XVI—XVII вв. содержатся в первую очередь в записках иностранных путешественников, посетивших Московское государство (Г. Паерле, А. Мейерберга, Д. Флетчера, Р. Ченслера и др.). Наиболее подробные сведения об обмундировании стрельцов оставил шведский артиллерийский офицер Э. Пальмквист, побывавший в России в XVII в. в составе шведского посольства. К его труду «Несколько замечаний о России, ее дорогах, укреплениях и границах» прилагались цветные рисунки. На них запечатлена униформа 14 стрелецких полков, существовавших в Москве в 1674 г.

Данные исторических источников были скрупулезно собраны и обобщены в труде военного историка А.В. Висковатова, опубликовавшего в 1841—1862 гг. фундаментальный труд «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск…». Текст иллюстрировали литографии, в создании которых участвовали известные художники XIX в.

  подробнее

Патриарх Иов и московский народ просят Бориса Годунова на царство. Гравюра Езерского по рисунку Медведева. I пол. 1870-х гг.

21 февраля 1598 года члены Собора, куда входили московские служилые люди и духовенство, направились в Новодевичий монастырь. Они просили царицу Ирину, вдову государя Федора Ивановича, назвать нового царя, После нескольких отказов, необходимых по этикету XVI века., она объявила государем своего брата Бориса, с чем он и согласился.  подробнее

Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Миниатюра не только иллюстрирует момент написания «Жития Сергия Радонежского» Епифанием Премудрым, но и сообщает сведения о том, как создавались рукописные книги в Древней Руси. В специальной палате, за длинным столом, на скамьях с подножками сидят монахи-переписчики. Трое из них уже приготовились к работе. Перед ними на столе две чернильницы, закрытая книга, красный нож, свернутые свитки. Каждый монах держит на колене развернутый столбец, в правой руке — гусиное перо. Четвертый монах еще только разворачивает столбец. Епифаний Премудрый изображен слева, он уже начертал первые слова «Жития». Другие монахи должны писать под его диктовку.

Данная миниатюра находится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 4-й). Размер — 12,6 × 11,5 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного). Гравюра из книги Б. Таннера. 1678

Чешский путешественник Бернгард Таннер приложил к своему описанию Москвы гравюру с видом Покровского собора на Красной площади. Так выглядел храм в последней четверти XVII столетия.

См. подробнее: Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561 .  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer