Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Поход Ивана Грозного на Казань. Июнь—август 1552. Карта
После неудачных походов русских войск на Казань (1547—1548 и 1549—1550 гг.) под руководством дьяка Ивана Выродкова в устье реки Свияги, недалеко от Казани, в 1551 г. была построена крепость Свияжск. Крепость стала плацдармом для решающего наступления. Чуваши, мари, часть мордвы объявили о присоединении к России. Многие из казанских феодалов перешли на сторону России.

В июне 1552 г. после тщательной подготовки начался последний поход на Казань. Во главе русской армии находился сам Иван Грозный. Войско имело около 150 пушек, в его составе были недавно учрежденные пехотные стрелецкие полки. В русском войске было отменено местничество и установлено единое командование. Армия возглавлялась талантливыми полководцами, среди которых были Михаил Иванович Воротынский и Андрей Михайлович Курбский.

Чтобы отвлечь русские войска, крымский хан Девлет-Гирей, полчища которого были оснащены турецкой артиллерией и пополнены янычарами, двинулся на Тулу. Встретив решительный отпор, он повернул вспять. Русская рать продолжила наступать на Казань, двигаясь двумя колоннами: одна шла через Муром, другая через Рязань.

После отказа казанцев капитулировать русские войска 16 августа переправились через Волгу и начали регулярную осаду города.

  подробнее

Работа на пашне перед Троице-Сергиевым монастырем. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Миниатюра изображает пахоту в Древней Руси. На первом плане земледелец поднимает землю сохой с тремя лемехами. Соху везут три лошади, запряженные цугом. Земледелец одет в полукафтанье темного цвета и лапти, ноги обернуты онучами. В правой верхней части миниатюры поселянин с женой слушают рассказы своего соседа о монастыре Сергия Радонежского. За поселянами расположена их деревня. В левом верхнем углу виден монастырь и Сергий Радонежский с группой монахов за его стенами.

Публикуемая миниатюра находится в составе рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 152-й, оборот). Размер 12 х 11,7 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Работа Сергия Радонежского в огороде. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Миниатюра рассказывает о земледельческих работах в Троице-Сергиевой Лавре.

В левой части изображены монастырские постройки, а в правой за забором виден огород, в котором работает Сергий Радонежский. Он копает землю железным заступом. Перед забором два земледельца наблюдают за действиями преподобного.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. (см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского) из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 154-й). Размер — 12,5 х 11,7 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Российское государство в начале XVII века. Смутное время. Карта

Смутное время — принятый в исторической литературе термин для обозначения совокупности общественных и политических катаклизмов, охвативших Россию конца XVI — начала XVII вв.  подробнее

Русский всадник. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556
Сигизмунд Герберштейн так описывал русских всадников: «Лошади у них маленькие, холощенные, не подкованы; узда самая легкая; седла приспособлены с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться во все стороны и стрелять из лука. Сидя на лошади, они так подтягивают ноги, что совсем не способны выдержать достаточно сильного удара [копья или стрелы]».  подробнее

Сергий Радонежский в школе. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в.
В «Житии Сергия Радонежского» Епифания Премудрого рассказывается о том, как мальчик Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, приступил к изучению грамоты. Несмотря на усилия учителя, учеба давалась Варфоломею трудно. Он отставал от товарищей, плохо постигал уроки. Мальчика ругали родители, укоряли сверстники, а учитель наказывал Варфоломея, или, как сказано в «Житии», «томил» телесными наказаниями. Мальчик же, желая одолеть грамоту, втайне со слезами молился.

На миниатюре зритель находит пять различных сюжетов, связанных одной темой. В левой нижней части мы видим учителя, а рядом с ним Варфоломея с книгой. В центре, на помосте, сидят школьники с открытыми книгами. Варфоломей стоит за ними, а двое товарищей упрекают его за плохую учебу. В правой нижней части миниатюры два ученика пишут гусиными перьями на развернутых столбцах. Они сидят на полу, поджав ноги, а столбцы лежат у них на коленях. За ними изображено наказание мальчика Варфоломея. Сверху, в правом углу, родители, Кирилл и Мария, бранят Варфоломея. Слева изображен молящийся Варфоломей.

Данная миниатюра находится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 40-й). Размер — 12,8 x 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Сергий Радонежский среди диких зверей. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Первое время после принятия иноческого сана Сергий жил один. Как рассказывает его житие, Сергию угрожали дикие звери, «ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его».

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 81-й). Размер — 12,3 х 11,7 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Смотрины царской невесты Марии Гастинг послом Ивана IV Грозного в Англии. Май 1883. Гравюра Ю. Шублера по рисунку [С.С.] Соломко. 1880-е гг.
За полтора года до смерти Иван Грозный, до этого женатый шесть раз, решил посвататься к племяннице английской королевы Елизаветы – Мария Гастинг. В Англию был отправлен послом думный дворянин Федор Писемский. Вместе с другими дипломатическими делами ему было поручено и сватовство. Когда на приеме у королевы он заговорил о предполагаемом браке, то «Елисавета отвечала ему: «Любя брата своего, вашего государя, я рада быть с ним в свойстве; но я слышала, что государь ваш любит красивых девиц, а моя племянница некрасива, и государь ваш навряд ее полюбит. Я государю вашему челом бью, что, любя меня, хочет быть со мною в свойстве, но мне стыдно списать портрет с племянницы и послать его к царю, потому что она некрасива, да и больна, лежала в оспе, лицо у нее теперь красное, ямоватое; как она теперь есть, нельзя с нее списывать портрета, хотя давай мне богатства всего света».

Писемский согласился ждать несколько месяцев, пока Мария совершенно оправится.Между тем в Англии узнали, что у царя от Марии Нагой родился сын (Димитрий); Писемский послал сказать министрам, чтоб королевна таким ссорным речам не верила: лихие люди ссорят, не хотят видеть доброго дела между нею и государем. Наконец в мае месяце 1583 года Писемскому показали невесту в саду, для того чтоб посол мог ее хорошенько разглядеть на открытом месте. Мария Гастингс, доносил Писемский царю, ростом высока, тонка, лицом бела; глаза у нея серые, волосы русые, нос прямой, пальцы на руках тонкие и долгие. Увидавши Писемского после смотра, Елисавета опять сказала ему: «Думаю, что государь ваш племянницы моей не полюбит, да и тебе, я думаю, она не понравилась?» Посол отвечал: «Мне показалось, что племянница твоя красива; а ведь дело это становится судом божиим». (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. III. Т. 6. – М.: «Мысль», 1989. С. 656.).

Позднее переговоры о браке вел в Московии английский посланник Боутс, однако они ничем не закончились , и сватовство не состоялось.

На публикуемой гравюре посол показан в характерной древнерусской представительской одежде знатной особы.  Ф. Писемский в длинном кафтане с воротником козырем, в шубе с откидными рукавами и в горлатной шапке (в меховом головном уборе в локоть высотой с расширяющимся кверху цилиндром и с бархатным верхом).

  подробнее

Снаряжение русского воина и дорожная утварь. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556
На гравюре изображены колчан со стрелами, кистень, сабля с ножнами, кинжалы, бердыш, седла и плетка.

По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, шпорами пользуются немногие, «а большинство пользуется плеткой, которая всегда висит на мизинце правой руки, так что в любой момент, когда нужно, они могут схватить ее и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия, то они оставляют плетку и она свободно свисает с руки.

Обыкновенное их оружие — лук, стрелы, топор и палка [наподобие (римского) цеста (coestus)], которая по-русски называется кистень (kesteni), а по-польски — бассалык (bassalick). Саблю употребляют те, кто [познатнее и] побогаче. Продолговатые кинжалы, висящие, как ножи, спрятаны в ножнах до такой степени глубоко, что с трудом можно добраться до верхней части рукояти и схватить ее в случае надобности. Далее, повод узды у них в употреблении длинный, с дырочкой на конце; они привязывают его к (одному из) пальцев левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, выстрелить (не выпуская повода). Хотя они держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть одновременно, однако ловко и без всякого затруднения умеют пользоваться ими».  подробнее

Сражение с ордынцами. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Золотоордынские войска неоднократно совершали набеги на Русь. В очередной раз отношения с Ордой обострились в первой половине XV в. На миниатюре изображено нападение хана Золотой Орды Улу-Махмета на Москву (1439).

В левом верхнем углу миниатюры московские войска во главе с князем выезжают из ворот Кремля. Впереди их всадник, в правой руке которого красное знамя. В нижней части миниатюры изображен бой: московские войска обращают в бегство вражескую конницу. В верхнем правом углу уцелевшая ордынская конница повернула назад. Впереди отряда виден воин с развернутым знаменем, на котором изображена конская голова.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 312-й). Размер — 13,5 х 12,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer