Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Стефан Пермский по дороге в Москву. Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Стефан Пермский (ок. 1345—1396) — первый епископ Пермской епархии, миссионер, проповедовавший христианство в Пермской земле, создатель азбуки для языка коми.

Миниатюра иллюстрирует один из эпизодов его жизни. Святитель Стефан «имел любовь премногую» к преподобному Сергию Радонежскому, они были связаны узами духовной дружбы. Стефан нередко бывал в Москве по делам епархии. В одну из таких поездок, на пути из Пермской земли в Москву, он хотел повидаться с Сергием, но не смог исполнить своего желания из-за нехватки времени. По легенде, проезжая совсем близко от монастыря Сергия, Стефан обратился в сторону обители и с молитвой произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Сергий Радонежский, сидевший в это время вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»

В верхней части миниатюры видны монастырские постройки: за деревянным тыном с высокими воротами стоят кельи с маленькими оконцами и двускатными крышами. В центре монастыря храм. На первом плане едет в санях Стефан Пермский (в Древней Руси знатные люди и зимой и летом путешествовали в санях). За ним пешком с непокрытыми головами двигается свита. У передка саней идет возница, правою рукою прижимая к себе шапку. Только один из спутников Стефана, в красном кафтане и с рыжею бородой, не снял головного убора. Процессию сопровождает конная охрана.

Миниатюра является частью рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 213-й, оборот). Размер — 12,1 × 11,8 см.

В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля. Хромолитография. 1840-е гг.
Концепция «Москва — третий Рим» нашла свое воплощение не только в текстах, но и в таком произведении декоративного искусства, как Царское место, или так называемый трон Владимира Мономаха, в Успенском соборе Московского Кремля. По преданию, трон был сделан при великом князе Владимире Всеволодовиче. В действительности он был изготовлен в середине XVI в. Трон выполнен из орехового дерева, по-видимому, дворцовыми мастерами. Его верх — шатер, осененный двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия, у него четыре льва, также вырезанные из дерева. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери.

Трон находится в Успенском соборе Московского Кремля, а его копию, сделанную в конце XIX в., можно увидеть в Государственном Историческом музее в Москве.

Хромолитография была выполнена по рисунку академика живописи Федора Григорьевича Солнцева (1801—1892).

  подробнее

Устройство Сергием Радонежским тына вокруг монастырских построек. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Миниатюра изображает разные моменты деревянного строительства в монастыре (см. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого).

После того как Сергий Радонежский построил храм и около него кельи для жилья, необходимо было огородить все эти постройки забором, чтобы предохранить жилое место от нежелательных посещений недобрых людей и зверей. На картине изображена установка тына из сплошного ряда бревен с заостренным верхом. В левом верхнем углу плотник топором готовит колья. На первом плане, в центре композиции, другой плотник забивает их в землю ударом деревянного молота. Тын уже почти окружил небольшую заселенную территорию. В разных местах ее изображен Сергий. Слева внизу он беседует с плотниками. Справа он тащит на плече вязанку дров и тут же в углу, перед тыном, рассекает дрова на поленья. Вверху справа он несет охапку поленьев в одну из келий. За тыном виден зеленый лес, окружающий поселение, причем фоном для всего ряда изображений поверх тына служит цвет бумаги рукописи.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 93-й, оборот). Размер — 12,7 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Чтение книг. Миниатюра из «Годуновской» псалтири. Конец XVI в.

На миниатюре изображена сцен из монастырского быта — совместное чтение книг. На длинной скамье, опустив ноги на подножки, сидят шесть человек. В центре, на особом столике, лежит раскрытая книга. Один из сидящих монахов читает текст, а другие обсуждают прочитанное. Интересно, что среди читающих находятся две женщины — монахиня и белица (послушница, готовящаяся поступить в монашество, но еще не принявшее обет).

Миниатюра содержится в рукописи, известной как «Годуновская» псалтирь (Москва. 1594—1600-е гг.). В предисловие от имени заказчика Дмитрия Ивановича Годунова (дяди царя Бориса Годунова) указано что она была заказана в 1594 г. для вклада в Троице-Сергиев монастырь и была закончена в 1600 г. В рукописи 320 миниатюр.

Всего Д.И. Годуновым было заказано и вложено в церкви 10 подобных псалтирей.

С 1747 г. «Годуновская» псалтирь хранилась в библиотеке Троицкой Духовной семинарии, после 1814 г. — в библиотеке Московской Духовной академии, с 1920 г. — в Сергиевском филиале Государственного Румянцевского музея, с 1930 г. — в сегодняшней РГБ.

  подробнее

Шапка Казанская. Хромолитография. 1840-е гг.
Впервые шапка Казанская упоминается в составе казны царя Ивана Васильевича Грозного. В описи царской казны 1682 г. она называется шапкой «казанского царя Симеона». Симеон — христианское имя хана Ядкаря (Едигера), организатора обороны Казани, вывезенного в Москву и принявшего крещение в 1553 г. (см. Казанская история. Гл. 98). Принадлежал ли ему венец, неясно. Бесспорно то, что шапка Казанская была сделана в честь победы русской армии — взятия Казани в октябре 1552 г. и включения Казанского ханства в состав Российского государства.

На изображении виден золотой головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями. В оформлении шапки золотом с чернью и резным орнаментом, а также в подборе самоцветов сказалось влияние восточного декоративного искусства.

Хромолитография была выполнена по рисунку известного художника XIX в. Ф.Г. Солнцева (1801—1892).

  подробнее

ДОКУМЕНТЫ

Архангельск XVI века в описании французского путешественника Жана Соважа. 1586

Жан Соваж (Jehan Sauvage) – французский путешественник XVI века. В июне 1586 года  на небольшом торговом судне он отправился морем из Дьеппа в Архангельск, прибыл туда в том же месяце, а в октябре уже вернулся во Францию. Своему путешествию он посвятил краткое сочинение: «Mémoires de voïage, qu'a faict Jehan Sauvage de Dieppe en Russie à Saint-Nicolas et Michel-Archange, l'an 1586 au mois de Juin» («Записки о путешествии, которое совершил Жан Соваж из Дьеппа в Россию, в [порт] Св. Николая и Михаила Архангела, в 1586 году в июне месяце»). Жан Соваж хотел поведать французским мореходам о пути в Архангельск и сообщить им о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать в торговле. Его сочинение, безусловно, заслуживает внимания, так он был первым французом, оставившим письменное известие о путешествии в Московское государство.

Фрагменты сочинения Жана Соважа с описанием северного морского рубежа России содержатся в работе Фридриха (Федора Ивановича) Аделунга «Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года и их сочинений. (Ч. 1–2; М., 1864). Полный вариант текста в другом переводе был опубликован в 1841 г. в журнале «Русский вестник» (см. библиографию).

Прилагаемый вид Архангельска конца XVI – начала XVII века является врезкой в «Чертеж Федора Годунова». См. подробнее – Чертеж Федора Годунова. Карта России, выполненная на основе чертежа 1600-1605 гг. царевича Федора Борисовича Годунова. 1614.
  подробнее

Большая челобитная. И.В. Пересветов. 1540-е гг.

«Челобитная» Ивана Пересветова на имя Ивана Грозного на самом деле представляет собой политический трактат, в котором публицист излагает свои взгляды на устройство государства (от лица «Петра, молдавского воеводы»). Пересветов — убежденный сторонник сильной царской власти, противник самоуправства «вельмож»; он осуждает закабаление и порабощение крепостных.  подробнее

Борис Годунов. Извлечение из «Записок о России» Д. Горсея. Конец XVI — начало XVII в.
Джером Горсей — характерный представитель английских деловых кругов XVI столетия. Он почти два десятилетия — с 1573 по 1591 г. — пребывал в России по делам коммерческой и дипломатической службы. Горсей оставил три сочинения о России, а также несколько писем о «русских делах».

В своих «Записках о России» Д. Горсей дал во многом верную негативную характеристику русского царя Бориса Годунова.

  подробнее

Восшествие на престол Бориса Годунова. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Борис Федорович Годунов (1552—1605) вступил на престол 21 февраля 1598 г. После смерти бездетного царя Федора Ивановича его вдова, царица Ирина, удалилась в Новодевичий монастырь. Туда же уехал и ее брат, Борис Годунов. Для избрания нового царя был созван Земский собор. 17 февраля 1598 г. выборные (457 человек) собрались к патриарху московскому Иову. Среди них значительную часть составляло духовенство и московские служилые люди, поддерживавшие Годунова. Собор постановил просить Бориса Федоровича вступить на престол. 21 февраля члены собора направились в Новодевичий монастырь и «уговорили» Годунова принять царский титул.

В воскресенье, в Масленицу, Борис Федорович Годунов торжественно въехал в Кремль, но затем на весь Великий пост вернулся в монастырь. И только в конце апреля 1598 г. новый царь окончательно поселился в Кремле.

Орфография и пунктуация текста приближены к современным нормам, но для сохранения стилистических особенностей языка XVII века отдельные слова и выражения оставлены в характерном написании той эпохи.

  подробнее

Встреча между русскими и голландцами после зимовки. Извлечение из дневника Геррита де Веера. 1598

«Изображение того, как после продолжительного и тягостного пути мы добрались до двух русских кораблей, на которых были люди, нас признавшие, ибо в прошлом году они были на нашем корабле в проливе Вайгач, и как мы жалостно смотрели друг на друга, не имея возможности с ними говорить. Тем не менее русские приняли нас очень дружественно и пожалели нас. Мы сильно обрадовались, что опять попали к людям, которых не видали в течение тринадцати месяцев» (Геррит де Веер, «Морской дневник, или Правдивое описание трех изумительных и никогда неслыханных плаваний...»).  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer