Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫ,  ДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

Архангельск XVI века в описании французского путешественника Жана Соважа. 1586

Жан Соваж (Jehan Sauvage) – французский путешественник XVI века. В июне 1586 года  на небольшом торговом судне он отправился морем из Дьеппа в Архангельск, прибыл туда в том же месяце, а в октябре уже вернулся во Францию. Своему путешествию он посвятил краткое сочинение: «Mémoires de voïage, qu'a faict Jehan Sauvage de Dieppe en Russie à Saint-Nicolas et Michel-Archange, l'an 1586 au mois de Juin» («Записки о путешествии, которое совершил Жан Соваж из Дьеппа в Россию, в [порт] Св. Николая и Михаила Архангела, в 1586 году в июне месяце»). Жан Соваж хотел поведать французским мореходам о пути в Архангельск и сообщить им о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать в торговле. Его сочинение, безусловно, заслуживает внимания, так он был первым французом, оставившим письменное известие о путешествии в Московское государство.

Фрагменты сочинения Жана Соважа с описанием северного морского рубежа России содержатся в работе Фридриха (Федора Ивановича) Аделунга «Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года и их сочинений. (Ч. 1–2; М., 1864). Полный вариант текста в другом переводе был опубликован в 1841 г. в журнале «Русский вестник» (см. библиографию).

Прилагаемый вид Архангельска конца XVI – начала XVII века является врезкой в «Чертеж Федора Годунова». См. подробнее – Чертеж Федора Годунова. Карта России, выполненная на основе чертежа 1600-1605 гг. царевича Федора Борисовича Годунова. 1614.
  подробнее

Большая челобитная. И.В. Пересветов. 1540-е гг.

«Челобитная» Ивана Пересветова на имя Ивана Грозного на самом деле представляет собой политический трактат, в котором публицист излагает свои взгляды на устройство государства (от лица «Петра, молдавского воеводы»). Пересветов — убежденный сторонник сильной царской власти, противник самоуправства «вельмож»; он осуждает закабаление и порабощение крепостных.  подробнее

Борис Годунов. Извлечение из «Записок о России» Д. Горсея. Конец XVI — начало XVII в.
Джером Горсей — характерный представитель английских деловых кругов XVI столетия. Он почти два десятилетия — с 1573 по 1591 г. — пребывал в России по делам коммерческой и дипломатической службы. Горсей оставил три сочинения о России, а также несколько писем о «русских делах».

В своих «Записках о России» Д. Горсей дал во многом верную негативную характеристику русского царя Бориса Годунова.

  подробнее

Восшествие на престол Бориса Годунова. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Борис Федорович Годунов (1552—1605) вступил на престол 21 февраля 1598 г. После смерти бездетного царя Федора Ивановича его вдова, царица Ирина, удалилась в Новодевичий монастырь. Туда же уехал и ее брат, Борис Годунов. Для избрания нового царя был созван Земский собор. 17 февраля 1598 г. выборные (457 человек) собрались к патриарху московскому Иову. Среди них значительную часть составляло духовенство и московские служилые люди, поддерживавшие Годунова. Собор постановил просить Бориса Федоровича вступить на престол. 21 февраля члены собора направились в Новодевичий монастырь и «уговорили» Годунова принять царский титул.

В воскресенье, в Масленицу, Борис Федорович Годунов торжественно въехал в Кремль, но затем на весь Великий пост вернулся в монастырь. И только в конце апреля 1598 г. новый царь окончательно поселился в Кремле.

Орфография и пунктуация текста приближены к современным нормам, но для сохранения стилистических особенностей языка XVII века отдельные слова и выражения оставлены в характерном написании той эпохи.

  подробнее

Встреча между русскими и голландцами после зимовки. Извлечение из дневника Геррита де Веера. 1598

«Изображение того, как после продолжительного и тягостного пути мы добрались до двух русских кораблей, на которых были люди, нас признавшие, ибо в прошлом году они были на нашем корабле в проливе Вайгач, и как мы жалостно смотрели друг на друга, не имея возможности с ними говорить. Тем не менее русские приняли нас очень дружественно и пожалели нас. Мы сильно обрадовались, что опять попали к людям, которых не видали в течение тринадцати месяцев» (Геррит де Веер, «Морской дневник, или Правдивое описание трех изумительных и никогда неслыханных плаваний...»).  подробнее

Города Московии XVI в. Извлечение из рассказов о путешествии в Московию дон Хуана Персидского. 1599—1600
Дон Хуан Персидский, член персидского посольства в Московию, дает яркое и достоверное описание русских городов XVI столетия: Астрахани, Нижнего Новгорода, Мурома и других.  подробнее

Государь. Николо Макиавелли. 1513
«Государь» — философско-политический трактат эпохи Возрождения, в котором были сформулированы деидеалогизированные реалистические принципы ведения политики и обобщены законы истории, как их понимал автор.

Сочинениями Николо ди Бернардо Макиавелли (Макьявелли) было положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.

  подробнее

Домострой. Середина XVI в.

Домострой — сочинение об идеальном устроении хозяйства и семейной жизни, также описывающее общие этические нормы русского средневекового христианского общества. Произведение содержит рекомендации самого разного характера: от заветов благочестия до кулинарных рецептов.

Домострой является плодом многолетнего коллективного творчества; помимо оригинальных, он включает также и переводные фрагменты. Протопопу Сильвестру, по всей видимости, принадлежит авторство заключительного обращения к сыну и роль редактора текста всего текста в целом.

Домострой — важнейший источник по изучению средневековой ментальности и домашнего быта. Памятник, однако, зачастую отражает не реальную практику, а идеализированное о ней представление.

  подробнее

Духовная грамота Ивана IV Васильевича Грозного. Июнь-август 1572

Духовная грамота Ивана Грозного дошла до нас в позднем списке, который публикуется ниже. Завещание Ивана IV — ценный источник по истории формирования идеологии самодержавной власти в России.

Вместе с документом приводятся примечания сделанные переписчиком.

  подробнее

Ермак Тимофеевич и Строгановы. Начало завоевания Сибири. Извлечение из Строгановской летописи. XVII в.

Сибирский хан Кучум, подчинивший с 1570-х гг. земли хантов (остяков) и манси (вогулов), угрожал громадным, расположенным по рекам Каме и Чусовой владениям купцов и промышленников Строгановых. Эти земли были пожалованы царем Иваном IV Аникею Федоровичу Строганову и его потомкам в 1558 г. По рассказу Строгановской летописи, сын и внуки Аникея — Семен Федорович, Максим Яковлевич и Николай Григорьевич — призвали казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем для охраны своих владений и сыграли большую роль в организации похода Ермака против Кучума, снабдив казаков и своих ратных людей одеждой, оружием, деньгами и продуктами.

Строгановская летопись входит в группу Сибирских летописей XVII столетия (в их числе также Кунгурская и Есиповская летописи) и является важнейшим источником по истории освоения Западной Сибири.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer