Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в.


XVI в. (первая четверть)

XVI в. (вторая четверть)

XVI в. (третья четверть)

XVI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре (см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского) изображен великий иконописец Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — 1427). Он пишет фреску «Спаса Нерукотворного» в Спасском соборе Андроникова монастыря на Яузе.

В центре композиции, на высоком деревянном помосте Андрей Рублев работает над фреской. Иконописец в монашеском одеянии, с непокрытой головой. Слева и справа от помоста расположены наблюдающие за Рублевым группы монахов и мирян. Во главе левой группы игумен Ефрем, с жезлом в левой руке. Монахи в темно-коричневых мантиях и кукулях на головах, миряне с непокрытыми головами.

В толпе наблюдающих выделена фигура пожилого мужчины в княжеском одеянии зеленого цвета. Возможно, на миниатюре изображен князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, с именем которого связано строительство трех важнейших памятников московского зодчества начала XV в.: Успенского собора на Городке в Звенигороде и соборов Саввино-Сторожевского и Троице-Сергиева монастырей. Князь посетил Андроников монастырь в 1428 г.

Под миниатюрой приведен текст: «И подписанием чудным своима рукама украсиша в память отец своих, еже и до ныне всеми зрится в славу Христу Богу».

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 229-й). Размер — 23 х 12 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Василий III, великий князь. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556
Великий князь Василий III Иванович (1479—1533) сидит на троне. Он в длинном одеянии и конусообразной шапке с меховой оторочкой. На ногах у него обувь без каблуков с загнутыми вверх носками. В нижнем правом углу гравюры на щите помещено изображение обнаженного Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея.

Над портретом надпись: «Я, по праву отцовской крови, Царь и Государь Руссов; почетных названий своей власти не покупал я ни у кого какими-либо просьбами или ценою; не подчинен я никаким законам другого властелина, но веруя в единого Христа, презираю почет, выпрошенный у других».

  подробнее

Взятие Казани русскими войсками. 2 октября 1552. Карта
Осада Казани была делом нелегким. Расположенный на крутом холме, в болотистой местности в 6 км от Волги, город был защищен с запада рекой Казанкой, а с юга — ее притоком, речкой Булаком. С севера путь к городу прикрывали многочисленные озера.

23 августа 1552 г. русские войска во главе с Иваном Грозным приступили к осаде города. Русская армия была оснащена передовой для того времени военной техникой. Строительством сложных осадных сооружений руководил выдающийся военный деятель дьяк Иван Выродков, с именем которого связано также основание Свияжска.

Вокруг крепости русские построили две линии осадных укреплений. Казань подвергалась ожесточенной бомбардировке. Огромный урон осажденным приносила передвижная башня, сооруженная против царских ворот, с которой стрельцы из пищалей и крепостных пушек обстреливали внутреннюю часть города. В течение 10 дней русские умельцы, руководимые «литвином» Размыслом, рыли подкоп под тайник, по которому город снабжался водой. Взрыв лишил Казань воды. Одновременно делались подкопы под стены крепости — один из них достигал в длину 200 м. В конце сентября одним из взрывов удалось разрушить стену.

2 октября 1552 г. штурмом Казань была взята. Казанское ханство перестало существовать. Народы Среднего Поволжья были присоединены к России.

  подробнее

Вооружение русской дворянской конницы. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556
Вооружение русской дворянской конницы в XVI в. состояло из сабли, копья и саадака (лука с колчаном и стрелами). В конце XVI столетия было введено огнестрельное оружие. С XVII в. наличие пищалей, пистолетов, карабинов для воинов дворянской конницы становится обязательным, что предписывается царскими указами.

Из защитного вооружения использовались кольчуги, панцири (доспехи с плоскими кольцами и частым плетением). Широкое распространение в конце XVI в. получили байданы (кольчатые доспехи с плоскими кольцами), бахтерцы (вертикально расположенные ряды пластин, соединенные с помощью колец на двух коротких боковых сторонах), юшманы (кольчужные рубашки с вплетенными на груди и спине горизонтальными пластинами), куяки (металлические пластины, прикрепленные отдельно на кожаную или суконную основу) и тегиляи (кафтаны, подбитые ватой или пенькой и насквозь простеганные). Для усиления защиты использовали зерцала, состоящие из четырех пластин — передней, задней и двух боковых.

С конца XVI в. две трети поместной конницы имели металлические доспехи. На них могли надеваться ферязи (одежда с длинными рукавами, без воротника и перехвата в поясе) и приволоки — короткие плащи. На гравюре из книги Сигизмунда Герберштейна русские всадники одеты в стеганые утепленные кафтаны с короткими рукавами и высокими воротниками.

  подробнее

Выпекание хлеба Сергием Радонежским. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Миниатюра изображает процесс выпекания хлеба в монастыре. Дело происходит в Троице-Сергиевой Лавре, и сам Сергий Радонежский занимается всеми видами хлебного производства (см. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого).

На первом плане, в центре, он толчет зерна в ступе и рядом на ручном жернове мелет их в муку. В правой части миниатюры он просеивает муку подвешенным решетом. Слева Сергий собственными руками месит тесто в квашне и на деревянной лопате сажает маленькие круглые хлебцы в печь. Наверху, в центре, преподобный совершает литургию на собственноручно изготовленных им хлебцах — просфорах (хлеб, употребляемый для совершения евхаристии, с древнейших времен он имеет форму несколько сплюснутого кружка, изображение которого также оттиснуто на нем сверху). За Сергием молятся монахи. Фоном для этих изображений служат монастырские постройки, а за ними видны пустынные горы.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 122-й). Размер — 12,7 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Герберштейн, Сигизмунд. Гравюра А. Хиршфогеля. 1547

На гравюре немецкого художника Августина Хиршфогеля (1503—1553) С. Герберштейн изображен в русской одежде, подаренной ему Василием III.

В разделе «Записок», озаглавленном «Как принимают и обходятся (там) с послами», Герберштейн писал: «А когда пора уже было нас [отправить и] отпустить, то нас, как и ранее, [с почетом] пригласили к обеду и проводили во дворец. Кроме того, каждому из нас пожаловано было по почетному платью, подбитому собольим мехом. <…> К почетному платью государь добавил по два сорока собольих мехов, а горностаевых по триста и беличьих по полторы тысячи».  подробнее

Герберштейн, Сигизмунд. Портрет. Между 1547 и 1548
В 1547 или 1548 г. известным немецким художником, гравером и картографом были выполнены изображения Сигизмунда Герберштейна в жалованном русском платье. По мнению исследователей, детали костюма достоверны. Герберштейн одет в длиннополую шубу и шапку с меховым отворотом. Похожий головной убор мы видим на гравированном портрете Василия III (см. Портрет великого князя Василия III).  подробнее

Гермоген — патриарх Московский и всея Руси. Фототипия. 1905

Гермоген (ок. 1530—1612) — патриарх, духовный писатель, был канонизирован в 1913 г. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 г. при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И.И. Болотникова, в 1608 г. выступил против Лжедмитрия II.  подробнее

Горница древнерусского дома XVI—XVII вв. Литография по рисунку А.М. Васнецова. 1908—1909
К литография по рисунку А.М. Васнецова приложен интересный рассказ о быте и древнерусских традициях женской половиной семьи, которая располагалась в горнице.  подробнее

Дмитрий Донской перед войском. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре представлено русское воинство перед сражением с Мамаем в 1380 г.

В центре композиции на белом коне великий князь Дмитрий Донской в доспехах и плаще (приволоке). За ним, левее, всадники, вооруженные мечами и копьями. Правее также отряды ратников. В верхней части миниатюры отдельных всадников различить нельзя, виден только лес копий. Над каждым отрядом развеваются красные стяги.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 244-й; см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского). Размер — 12,7 х 11,7 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer