Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIX в.


XIX в. (первая четверть)

XIX в. (вторая четверть)

XIX в. (третья четверть)

XIX в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Культура России. I пол. XIX века. Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография. 1845

По своему размаху строительство Исаакиевского собора (1818-1858) превосходило подобные работы не только в Петербурге, но и во всей России. За 40 лет в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов и других рабочих. Все это время строительством храма руководил автор его проекта О. Монферран.

В 1843 году строительство здания собора завершилось, но уже в 1841 году начались работы по его внутреннему художественно-декоративному оформлению. В украшении собора участвовали виднейшие русские художники Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, В.К. Шебуев и скульпторы И.П. Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский.   подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Главный штаб в Санкт-Петербурге. Арх. К.И. Росси. 1819-1829. Современное фото

Здание Главного штаба – общеизвестное архитектурное сооружение в стиле русского классицизма. К.И. Росси создал на Дворцовой площади композицию небывалого градостроительного размаха. Его творение стало памятником победе России в Отечественной войне 1812 года.

Строительство было завершено в 1829 году воздвижением триумфальной арки. Скульптурное убранство в виде арматуры (воинских доспехов и оружия) выполнено скульпторами В.И. Демут-Малиновским и С.С. Пименовым. Венчает арку колесница с аллегорической фигурой Победы и шестеркой вздыбленных коней работы тех же мастеров.

Строгие и лаконичные формы Главного штаба, торжественная динамика величественной постройки выражают художественные идеалы своего времени.

См. подробнее: Главный штаб в Санкт-Петербурге. Арх. К.И. Росси. 1819-1829.

  подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Голицынская больница в Москве. Основана в 1802 г. Общий вид. Современное фото

К началу XIX столетия в Москве было только две больницы гражданского ведомства – Екатерининская на Страстном бульваре и Павловская близ Данилова монастыря, названная по имени своего основателя, императора Павла I.

Голицынская больница стала третьей и на протяжении всего XIX века оставалась одной из лучших больниц не только в России, но и в Европе.

См. подробнее о Голицынской больнице как памятнике архитектуры.

  подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Процессия из церкви Давида к склепу А.С. Грибоедова. Гравюра. 1875

А.Грибоедов в апреле 1828 был направлен полномочным министром-резидентом (послом) в Иран. По пути из Петербурга в Иран он провел несколько месяцев в Тбилиси. Здесь Александр Сергеевич женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного грузинского поэта А. Чавчавадзе.

В качестве посла Грибоедов проводил в Тегеране твердую политику «уважения к России и к ее требованиям». Религиозные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатичную толпу на русскую миссию. Во время ее разгрома Грибоедов погиб. Его похоронили в Тбилиси в склепе под церковью святого Давида.

В 50-летие смерти великого поэта огромная процессия почтила его память. Мы  публикуем гравюру, запечатлевшую эти траурные торжества.  Автор гравюры – Б. Брауне, исполнивший ее по рисунку А. Баумана.

  подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Санкт-Петербургский Технологический институт. Основан в 1828 г. Общий вид главного здания. Гравюра. 1879

Технологический институт занимал обширный комплекс учебных, лабораторных и производственных зданий. В их проектировании и сооружении с середины XIX – начала XX вв. участвовали архитекторы Ф.Ф. Бекман, А.П. Максимов, Л.П. Шишко.  подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Санкт-Петербургский Технологический институт. Основан в 1828 г. Отделения института. Гравюра. 1879

Санкт-Петербургский Технологический институт – один из старейших российских центров технического образования. Он был основан в 1828 году как Петербургский практический технологический институт.

С расширением учебной и научной деятельности института в его состав входили следующие отделения: 1) музей; 2) библиотека; 3) столярная; 4) машинное отделение; 5) слесарня; 6) кузница; 7) лаборатория органическая; 8) лаборатория химическая.

Гравюра выполнена В. Брауне по рисунку А. Бальдингера.

  подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Екатерининская больница в Москве. Столетний юбилей. 1875. Гравюра К. Вейермана по рисункам А.О. Адамова. 1875

Екатерининская больница учреждена в 1775 указом императрицы Екатерины II вместе с Екатерининским богадельным домом. Открыта в 1776 в здании бывшего Карантинного двора на 3-й Мещанской улице (ныне улица Щепкина, 61/2). С 1840 называлась Староекатерининской больницей в отличие от Новоекатерининской больницы, куда в 1833 были переведены больные из-за ветхости здания. С 1844 стала первой в Москве больницей «для чернорабочего класса людей».

В 1861 было создано Мясницкое отделение для больных сифилисом, в 1866 — Яузское, в 1876 — Басманное, ставшие затем самостоятельными больницами. В 1871 открыто фельдшерско-акушерское училище. В 1909 на средства Морозовых построен родильный приют, на средства С.И. Колесова — первое в Москве туберкулёзное отделение, в 1908-1912 на пожертвования Крестовниковой, Морозовых, Тимистер, Каверина — терапевтическое, неврологическое, гинекологическое отделения и амбулатория.

Екатерининская больница была клинической базой медицинского факультета Московского университета, где располагались клиники А.Я. Кожевникова, П.А. Герцена, Ф.А. Гетье, кафедра патологической анатомии и др. В 1923 на базе больницы создан Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ).

На гравюрах изображено: торжественное заседание в честь столетнего юбилея; архиерейское служение в церкви больницы; вид здания больницы.   подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Итальянская опера в Санкт-Петербурге. Джузеппе Верди. Опера «Аида» в 4-х действиях. Гравюра. 1875

Во второй половине XIX столетия итальянская опера выступала в помещении Большого театра, иногда – Мариинского театра. В ее состав входили величайшие имена в истории бельканто: А. Бозио, П. Виардо, А. Каталани, А. Патти, А. Тамбурини и др. Спектакли были роскошно оформлены. В 1880-1910-х гг. господствовали частные антрепризы.

Итальянцы ставили популярные в Санкт-Петербурге не только оперы зарубежных авторов, но и произведения русских композиторов: «Демона» и «Нерона» А.Г. Рубинштейна, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Евгения Онегина», «Иоланту», «Пиковую даму» П.И. Чайковского и даже «Руслана» и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Правда, все оперы шли в переводе на итальянский язык. Итальянские труппы были привлекательны для публики разных городских сословий.

На гравюре, выполненной Э. Даммюллером по рисунку К. Броже, представлена вторая картина второго акта оперы «Аида».   подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Мариинский театр. 1859. Арх. А. Кавос. Фото. 1900-ые гг.

Мариинский театр – один из старейших театров России. Он ведет свою историю от созданной в 1783 году придворной русской труппы, от Каменного театра, возведенного на нынешней Театральной площади. До середины XIX века на сцене театра выступала оперно-балетная труппа.

В 1847-1848 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса был возведен деревянный театр-цирк, который спустя десять лет был уничтожен сильнейшим пожаром. Но уже к 1859 году Кавос восстановил здание, теперь в нем была театральная сцена. Здание получило богато декорированную отделку внутри и снаружи в стиле эклектики. Мариинский театр – главное творение архитектора. Новый театр получил название «Мариинский» в честь супруги императора Александра II Марии Федоровны.

Торжественное открытие возрожденного театра состоялось 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». На протяжении вот уже более двух веков Мариинский театр является символом русской театральной культуры. С его именем связаны таких известные деятели русской сцены, как О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьева, В.М. и С.В. Самойловы, Е.А. Семенова, Шаляпин, Ф. Стравинский, М. Петипа, М. Кшесинская, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуреев, М. Барышников и многих других.

Здесь состоялись премьеры классических отечественных произведений А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. Всемирно известны постановки «Лебединого озера», «Евгения Онегина», «Щелкунчика».   подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Миклухо-Маклай Н.Н. . Гравюра. И. Матюшина по рисунку П.Ф. Бореля. 1875. Биографическая справка

Миклухо-Маклай, Николай Николаевич (1847-1888) – выдающийся российский путешественник и ученый. С 1866 по 1869 год Н.Н. Миклухо-Маклай предпринял с целью зоологических исследований путешествия на Красное море и в Малую Азию, на Мадейру и в Марокко,  в 1870 году на остров Новую Гвинею. В 1871-1886 годах ученый собирал антропологические и этнографические коллекции на Малайских островах Полинезии.   подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer