Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIX в.


XIX в. (первая четверть)

XIX в. (вторая четверть)

XIX в. (третья четверть)

XIX в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Быт городской. II пол. XIX века. Сапожный ряд на Александровском рынке. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Г. Пилати. I половина 1870-х гг.

В 1867 году был открыт самый крупный рынок в Санкт-Петербурге – Александровский рынок на Вознесенском проспекте (архитектор А.К. Бруни). Торговое здание не дошло до наших дней. На Александровском рынке располагались помещения для почти 800 торговых заведений. Здесь же располагалась городская толкучка.

На церемонии открытия рынка присутствовал император Александр II, и он разрешил присвоить ему свое имя.   подробнее

Быт городской. II пол. Петербургские сцены и типы. Продажа мороженого. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Г. Пилати. I половина 1870-х гг.
В Санкт-Петербурге для «удовольствия публики высшего класса» мороженое предлагалось в кафе или в кондитерских, простому люду мороженое продавалось на улице.

  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Беление холста. Гравюра К. Вейерана по рисунку К.А. Трутовского. I половина 1870-х гг.

Обычно крестьянки утром расстилали на лугу около реки сотканные холсты, чтобы они «выбеливались» под лучами солнца. А вечером, простирав в воде, забирали.

.

  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Богомолки на пути в Киев. Гравюра К. Крыжановского по рисунку К.А. Трутовского. 1875
Посещение крестьянами-богомольцами святых мест было весьма распространенным явлением в народной православной культуре.

В середине — конце XIX в. сельское население практически всех областей Европейской России в качестве желательного или главного богомольного объекта называло Киевские святыни, под которыми понимался город с окрестными монастырями, но главным образом — Киево-Печерская Лавра.

Благодаря Лавре Киев слыл «русским Иерусалимом», имевшим прямую связь со Святой Землей: «по пещерам дорога под землей идет прямо в Иерусалим», — говорили орловские богомольцы.

Вместе с тем выбор Киева в ряду богомольных объектов, зависел от региональных традиций. Там, где ему отдавалось предпочтение перед остальными, он скорее было «данью» великому прошлому. На самом же деле в киевское богомолье ходили редко и — как это ни покажется странным — в основном женщины и старики, находившие в себе силы заходить по пути в другие обители.

  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Деревенская гимнастика. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Коверзнева. 1875
На Руси физические упражнения, развивающие силу, ловкость и точность движений, были испокон веку широко распространены среди деревенской детворы.   подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Дети рыболовы. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Коверзнева.1875
Рыбная ловля была существенным подспорьем в деревенском хозяйстве, и крестьяне учились рыбачить с детского возраста.  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Мельница. Гравюра И. Матюшина по рисунку из альбома Н. Дмитриева-Оренбургского. I половина 1870-х гг.
Внутренность водяной мельницы в Самарской губернии.

Впервые водяные мельницы упоминаются в русских летописях в XIII веке и просуществовали в некоторых отдаленных российских местах до середины ХХ столетия.

Практический навык, сметливость, знание местных условий позволяло работному люду успешно осуществлять возведение водоподъемных плотин и строительство водяных мельниц. Водоемы, образованные запрудами, использовались для разведения рыбы и водоснабжения. Широкое распространение для ловли рыбы получили так называемые «язы» — плетневые перегородки, устраиваемые поперек реки с отверстиями для вершей.

Водяные мельницы получили широкое распространение в русском средневековье. Их можно было встретить и в царской усадьбе, и в боярской вотчине, и в дворянском хозяйстве, и в маленьком селе.

Первоначально водяные мельницы строились исключительно для переработки продуктов сельского хозяйства: для помола зерна в муку или для переработки зерна в крупу. Позднее они использовались как предприятия по валянию сукон.

С XVI в. начинается утилизация водной энергии в промышленности. В Москве на реке Яузе строится первая водяная мельница для изготовления бумаги. При царе Алексее Михайловиче начинается освоение водяных двигателей в металлургии и металлообработке на Каширских и Тульских заводах. О широком распространении и увеличении значения водяных механизмов в России свидетельствует тот факт, что отдельные параграфы «Соборного Уложения», основного закона того времени, регламентировали строительство и эксплуатацию водяных мельниц.

При Петре I водяной двигатель оставался единственным применяемым в промышленности. В XVIII веке развитие гидротехники и совершенствование водяных механизмов позитивно сказалось на Уральских, Алтайских, Сибирских и Сестрорецких заводах.   подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.
На Руси в крестьянских семьях, не имевших бани, мылись в печи. Стелили внутрь солому, ставили шайку с водой и хлестали друг друга веником. Здесь же, возле печи, споласкивались в корыте. Зачастую женщины рожали в печи.

Печь искони веков и до на стоящего времени считалась надежным средством от очень многих заболеваний. Попариться и хорошенько «пропреть» — прием настолько установившийся у русских крестьян, что иногда предпочитался всяким другим лекарствам, а при болезнях детей нередко считался единственным.

В большинстве случаев пропаривание в печи применялось при легких заболеваниях. Простуда, застой крови, горячка, ломота, чесотка, ушибы и запойное пьянство одинаково требовали печки.

К вечеру, когда печь остывала настолько, что можно было терпеть печной жар, в нее залезали и, закрывшись заслонкой, согнувшись в три погибели, старательно «прели ». Тот же способ применялся и к детям, причем с ребенком залезал в печь кто-либо из взрослых. По-другому его клали на лопату и совали в поостывшую печь. Вероятно, отсюда берет свое начало сказка об Иванушке, которого Баба Яга в печь посадила.

Лежанье на теплой или горячей печи, под шубами и полушубками, даже для заболевшего горячкой, считалось наиболее полезным и являлось традиционным лечением больного  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Чума в Астраханской губернии. Крестный ход в селе Ветлянке. Апрель-март 1875. Гравюра И. Матюшина по рисунку А. Бальдингера. 1875

По народным представлениям эпидемию можно прекратить благодаря крестному ходу с молебном.

  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Крестьянин играет с ребенком. Литография А.Е. Мартынова. Начало XIX в.
На литографии изображена крестьянская семья в редкую минуту отдыха. Отец качает сына на ноге, а рядом мать качает другого ребенка на руках.

Литография выполнена Андреем Ефимовичем Мартыновым, литографом первой четверти XIX века, и входит в серию, которую условно можно назвать «Народные типы».

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer