Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Россия


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ФОТОДОКУМЕНТЫ

Архангела Михаила собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. 1108—1113 Фото. I пол. 1880-х гг.

Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей эпохи Киевской Руси. Он основан в 1108 г. великим киевским князем Святополком Изяславовичем. Около 1108-1013 гг. в обители был построен каменный собор в честь Архангела Михаила — небесного покровителя Киева. Позднее церковь стала семейной усыпальницей Святополчичей.

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом был выстроен византийцами в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича – плинфы. Впервые в традиции древнерусского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование «Златоверхий».

Михайловский собор явился достойным соперником самых лучших киевских храмов средневековья. По своему значению он уступал только киевскому Софийскому собору и Десятинной церкви. Стены княжеского собора украшал обширный мозаичный комплекс.

В 1934 г. политбюро ЦК Компартии УССР, несмотря на мнение специалистов, приняли решение об уничтожении уникального памятника. Благодаря вмешательству наркомата просвещения РСФСР и протесту российских ученых удалось перед разрушением храма снять с его стен мозаики и фрески, а также провести архитектурные обмеры. Группой реставраторов руководил профессор В. Фролов.

Часть сохраненных мозаик была перенесена в киевский Софийский собор («Евхаристия», «Благовещение»), а другие мозаики и некоторые фрески оказались в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург) и в Эрмитаже (Санкт-Петербург). В 2001-2008 гг. произошла передача хранившихся в Эрмитаже фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины.

Собор Архангела Михаила был воссоздан заново в 1997-1999 гг.

См. подробнее о соборе Архангела Михаила  Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

  подробнее

Архангела Михаила собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. 1108—1113. Современный вид. Фото 2000-х гг.

В начале 1990-х гг., после падения советско-коммунистического режима, в Киеве был организован общественный фонд восстановления Михайловского Златоверхого монастыря. Инициатором выступил украинский писатель Олесь Гончар. С 1992 г. начались археологические работы по изучению фундамента собора. Были обнаружены многие интересные древние находки, уточнены архитектурные особенности самого здания.

В 1997 г. Президент Украины Л.Д. Кучма издал указ о восстановлении главных национальных исторических памятников, в том числе и Михайловского собора. В 1998 г. была восстановлена колокольня Михайловского монастыря, а годом позднее восстановлен и сам храм, который официально открыт 30 мая 1999 года.

Михайловский собор стал одним из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. В нем ежедневно происходят богослужения. На территории монастыря действует Православная Богословская Академия, готовящая священнослужителей с высшим образованием. Здесь же открыт музей истории возрождения Михайловского монастыря.

См. подробнее о соборе Архангела Михаила  Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

  подробнее

Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. 1198. Фото 2000-х гг.
Спасо-Преображенская церковь на Нередице воздвигнута ктиторством князя Ярослава Владимировича. Она стояла напротив Городища, на холме у реки, и четко выделялась среди окружающей местности.

Небольшой по размеру крестово-купольный храм не отличался геометрической точностью форм. Толстые стены грубой каменно-кирпичной кладки были кривы и неровны. Три апсиды, из них боковые низкие, замыкали храм по фасаду плоскими лопатками. В то же время хорошо продуманные пропорции храма создавали впечатление архитектурной законченности постройки.

Внутри стены не имели лопаток, четыре квадратных столба поддерживали массивный барабан с узкими прорезами окон. В северо-западном и юго-западном углах на возвышении помещались небольшие приделы.

Простая внутренняя композиция позволяла с любого места охватить взглядом богатейшую фресковую роспись, целиком покрывавшую стены, барабан и подкупольное пространство. Ценность нередицких фресок состояла в том, что они представляли единственный полный иконографический образец храмовой росписи XII столетия. К величайшему сожалению, Спас на Нередице был разрушен во время Отечественной войны. И хотя его позднее восстановили, фрески погибли.

См. подробнее о церкви Спаса на Нередице и о ее фресках.

  подробнее

СТАТЬИ

«Священная дружина» против народовольческой эмиграции. 188 —1882. Статья Ю.А. Пелевина
«Священная дружина» — тайная монархическая организация в Российской империи, созданная для борьбы с терроризмом «Народной воли». Возникла 12 марта 1881, после убийства императора Александра II, по высочайшему соизволению Александра III и при его крупной финансовой поддержке. В начальный период «Дружина» действовала в тесном сотрудничестве с Департаментом государственной полиции.

Руководителями организации были гвардии полковник, флигель-адъютант, граф П.П. Шувалов, и министр двора и уделов, граф И.И. Воронцов-Дашков, принимали деятельное участие П.А. Шувалов, А.А. Бобринский и П.А. Черевин.

Лидеры организации относили себя к сторонникам «мирного постепенное преобразование России на основе либеральных реформ, исходящих от императора». В задачи «Дружины» не был поставлен вопрос о введении конституции, вместе с тем часть дружинного руководства участвовали в конституционной кампании начала царствования Александра III. При этом конституционалисты из «Священной Дружины» были ярыми противниками всякого революционного движения.

Деятельность «Священной дружины» состояла из охраны государя императора, агентурной слежки внутри России и за границей, а также включала идеологическую борьбу с народовольчеством. Были затрачены огромные деньги и силы на постановку сыскной сети в Москве и Петербурге. Но все шпионские разыскания в обеих столицах не привели ни к каким результатам, так как Исполнительный комитет «Народной воли» к этому времени был изничтожен, и народовольцы не имели никаких сил для подготовки очередного террористического акта.

Наиболее успешно дружинники действовали за границей, они прекрасно понимали опасность политической эмиграции, и потому направили свой массированный удар именно на нее. Был создан единый координационный центр — Управление иностранными агентурами «Священной Дружины». По всей видимости, заведующим заграничной агентурой являлся П.П. Шувалова. В делах заграничного сыска активное участие принимали князь К.Е. Белосельский-Белозерский, штабс-ротмистр А.М. Безобразов и князь П.П. Демидов Сан-Донато.

Для дискредитации революционного движения и слежки за политическими эмигрантами «Дружина» издавала в Женеве газеты «Вольное слово» и «Правда».

Правительственный курс Александра III в сторону реакции, а также сильнейшее противодействие «Дружине» министра внутренних дел граф Д.А. Толстого, ярого противника конституционных замыслов дружинников, опасавшегося к тому же их конкуренции политической полиции, привели к закрытию 26 ноября 1882 г. «Священной дружины».   подробнее

Азовский поход. 1696. Победа русской армии под Азовом. 1696. Извлечение из сочинения Г.З. Байера. 1768
Первый Азовский поход 1695 г. закончился неудачей. Одной из причин этого было отсутствие у русских флота. За короткое время, в течение года, в Воронеже, не считая мелких судов, были сооружены два больших военных корабля и двадцать три галеры.

В начале мая 1696 г. царь снова двинулся к Азову. Вскоре началась осада крепости. 19 июля 1696 г. город, блокированный с моря, сдался. Русская армия с триумфом вернулась в Москву.

Сочинение известного историка Г.З. Байера об осаде и взятии Азова было издано на русском языке в XVIII в. три раза: в 1738, 1768 и 1782 гг. Публикуемый отрывок — извлечение из второго издания (1768), вышедшего тиражом не многим более 600 экземпляров и давно являющегося библиографической редкостью. К книге был приложен план осады, выполненный инженером Боргсдорфом.

  подробнее

Аракчеев А.А. Характерные черты в оценке А.И. Михайловского-Данилевского и А.В. Висковатого. 1845

Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834), граф, генерал от артиллерии, в 1808—1810 гг. военный министр, с 1817 г. — начальник военных поселений. Всесильный временщик в царствование императора Александра I. При оценке его личности сталкиваются самые различные мнения. Время его влияния на престол получило название «Аракчеевщина».

Портрет А.А. Аракчеева вошел в фундаментальное издание жизнеописаний и портретов героев Отечественной войны 1812 г.; полотна находятся в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. Биографии были составлены Александром Ивановичем Михайловским-Данилевским (1790—1848) и Александром Васильевичем Висковатовым (1804—1858). Собрание выходило в свет отдельными выпусками. Живописный оригинал был написан английским художником Джорджем Доу (в заглавии книги он назван Дова). Живописный портрет А.А. Аракчеева помещен на почетном месте в Военной галерее, хотя граф не участвовал в боях. В Отечественную войну 1812 г. Аракчеев занимался вопросами подготовки резервов для армии и снабжения ее продовольствием, сопровождал императора Александра I до окончания военных действий в Европе.

  подробнее

Ассамблеи и семья Петра I. Извлечение из сочинения Б.Б. Глинского

Известный журналист и историк Борис Борисович Глинский (1860—1917), создавая очерки о царских детях (с начала XVIII до середины XIX в.), не ставил перед собой научных целей. В его задачи входило, как он сам пишет в предисловии к книге, «дать легкое историческое чтение нашему юношеству, находящемуся еще на школьной скамье в средне-учебных заведениях, как пособие к тем курсам отечественной истории, которые в этих заведениях проходятся».

В тексте в доступной форме рассказывается об ассамблеях и об участии в них семьи Петра Великого. Появление ассамблей (собраний) в России ряд исследователей относят к 1714 г. В.О. Ключевский так характеризовал петровское нововведение: «Ассамблея — и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний; всякий приходил, пил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению. За нарушение правил штраф — осушить орла, большой кубок крепкого вина с изображением государственного герба, чтобы стать предметом общего веселого смеха» (Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах: Кн. 3. — Москва: Мысль, 1993. С. 96).

  подробнее

Болезнь и смерть императора Александра I. Извлечение из сочинения Н.В. Данилевского. 1828

Николай Васильевич Данилевский (ок. 1804—1847) — прозаик и стихотворец. Ряд своих изданий он посвятил императорским особам. В качестве материала для этих книг Данилевский использовал газетные статьи.

В публикуемом отрывке подробно, день за днем, освящается ход болезни императора Александра I, его последние минуты и смерть.  подробнее

Борис и Глеб. Факты и метафакты. Статья Ю.А. Пелевина

Борис и Глеб – первые древнерусские канонизированные святые. Сыновья великого князя киевского Владимира Святославича, крестившего Русь. Обстоятельства их убийство в 1015 году и причисление к лику святых до сих пор не до конца выяснены и вызывают споры среди историков. Этим вопросам и посвящена публикуемая статья Ю.А. Пелевина.

Икона «Бориса и Глеба» из киевского Музея русского искусства – одна из наиболее древних, дошедших до наших дней. Образ происходит из Вознесенской церкви новгородского Савво-Вишерского монастыря, основанного в XV веке выходцами из Твери.

См. Миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе».

  подробнее

Варяжский вопрос. Т.Н. Джаксон. 1999
Статья современного историка-скандинависта, посвященная историографии так называемой «норманнской проблемы» — вопроса о роли скандинавов в происхождении Древнерусского государства.  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer