Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Россия


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Азовский поход. 1696. Взятие Азова. 19 июля 1696. План. 1696

В конце 1695 г. началась подготовка ко второму Азовскому походу: развернулось строительство флота, которое было завершено к весне 1696 г. Главные силы (75 тыс. человек) под командованием Алексея Семеновича Шеина 23—26 апреля двинулись на судах по рекам Воронеж и Дон, а также сушей к Азову. 3 мая отплыла галерная флотилия во главе с Петром I.

27 мая 1696 г. русский флот (2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и др.) под командованием Франца Яковлевича Лефорта вышел в море и блокировал Азов. 14 июня против устья Дона появился турецкий флот (23 корабля с 4 тыс. экипажа). Но потеряв 2 корабля, османы ушли в море.

17 июля, после бомбардировки с суши и моря настал решающий момент осады города. Запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Мазепой и донские казаки под командованием атамана Фрола Минаева начали приступ. После долгого, длившегося более шести часов сражения казакам удалось захватить наружный крепостной вал.

Турки предложили заключить договор о сдаче крепости, так как оправиться после битвы они уже были не в силах. 19 июля 1696 г. Азов капитулировал. В договоре о капитуляции было предписано: «Турецкому гарнизону идти с женами и детьми на бударах [речных плоскодонных гребных суднах] до морского устья, пожитков столько взять с собою, сколько кто подымет, а все прочее вместе с военной казной оставить в крепости».

План Азова был составлен в 1696 г. инженером Фридрихом Эрнстом Боргсдорфом с указанием расположения русских лагерей и осадных работ.

  подробнее

Азовский поход. 1696. Взятие Азова. 19 июля 1696. Гравюра А. Шхонебека. 1699

Взятие Азова стало широко обсуждаемым событием и послужило темой для целого ряда изображений и в России, и за границей.

Первое место среди гравюр, посвященных этой победе русской армии, занимает бесспорно гравюра Адриана Шхонебека. Она была сделана по желанию самого Петра, как указано в помещенном под ней тексте.

Гравюра интересна попыткой дать достоверное изображение произошедшего. Фигуры действующих лиц выполнены, очевидно, с натуры, материалом же для изображения местности послужил, несомненно, план осады Азова, сделанный инженером Ф.Э. Боргсдорфом. На него, по-видимому, и указывает Петру Тиммерман, голландский учитель Петра.

На первом плане изображена конная группа участников взятия Азова: посередине с саблей в руке — государь император; направо от него — А.С. Шеин; за Петром (справа налево): П.А. Толстой, М.Б. Шереметев, Ф.Я. Лефорт (спиной к зрителям), А.М. Головин, Ф.А. Головин, Гордон-младший (в шляпе с большими полями) и П. Гордон (в профиль).

За этой группой всадников виден Дон, разделяющийся на несколько рукавов. По реке плавают корабли русского флота. За рекой видна каланча — каменная башня для охраны подступов к Азову. Далее изображена Азовская крепость, а на противоположном берегу — лагерь русских полков.

  подробнее

Александр II Николаевич в императорской порфире. Гравюра. 1880-е гг.

Александр II — старший сын императора Николая I, российский император с 19 февраля 1855 г. Главным воспитателем Александра II был генерал П.П. Ушаков, наставником — поэт В.А. Жуковский. Александр женился в 1841 г. на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии, принявшей имя Марии Александровны. Вторично, в 1880 г., он вступил в морганатический брак с княгиней Е.М. Долгорукой (княгиней Юрьевской).

Гравюра выполнена в начале 1880-х гг.

  подробнее

Александр II Николаевич. Гравюра. Начало 1880-х гг.
Проведя ряд либеральных реформ, получивших в историографии название Великих, Александр II после польского восстания 1863—1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу.

В царствование Александра II завершилось присоединение к России Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865—1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. На жизнь Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Он был убит народовольцами 1 марта 1881 г.

  подробнее

Александр Ярославич Невский, великий князь. Гравюра. 1807

Изображение великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (1220—1263), канонизированного Русской православной церковью, выполнено в технике гравюры пунктиром и отпечатано в типографии Платона Бекетова. (См. Портрет Платона Петровича Бекетова.)  подробнее

Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре (см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского) изображен великий иконописец Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — 1427). Он пишет фреску «Спаса Нерукотворного» в Спасском соборе Андроникова монастыря на Яузе.

В центре композиции, на высоком деревянном помосте Андрей Рублев работает над фреской. Иконописец в монашеском одеянии, с непокрытой головой. Слева и справа от помоста расположены наблюдающие за Рублевым группы монахов и мирян. Во главе левой группы игумен Ефрем, с жезлом в левой руке. Монахи в темно-коричневых мантиях и кукулях на головах, миряне с непокрытыми головами.

В толпе наблюдающих выделена фигура пожилого мужчины в княжеском одеянии зеленого цвета. Возможно, на миниатюре изображен князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, с именем которого связано строительство трех важнейших памятников московского зодчества начала XV в.: Успенского собора на Городке в Звенигороде и соборов Саввино-Сторожевского и Троице-Сергиева монастырей. Князь посетил Андроников монастырь в 1428 г.

Под миниатюрой приведен текст: «И подписанием чудным своима рукама украсиша в память отец своих, еже и до ныне всеми зрится в славу Христу Богу».

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 229-й). Размер — 23 х 12 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Анна Иоанновна, российская императрица. Хромолитография. Начало 1850-х гг.
В царствование Анны Иоанновны российское дворянство получило значительные льготы: исключительное право владения населенными имениями, ограничение срока гражданской и военной службы 25 годами, отмена закона о единонаследии и другие. Главной опорой императрицы были прибалтийские дворяне-немцы, занявшие во главе с фаворитом Э.И. Бироном господствующее положение в правительственных верхах.

На гравюре Анна Иоанновна представлена в коронационном платье, с малой императорской короной и со скипетром в правой руке. Портрет традиционен для царских изображений.  подробнее

Апофеоз царствования Екатерины II. Худ. Г. Гульельми. 1767
Екатерина II любила лесть и восхваление своей персоны. Это нашло многочисленное отражение в изобразительном искусстве эпохи ее правления. Примером придворного низкопоклонничества перед всесильной монархиней может служить эскиз плафона «Апофеоз царствования Екатерины II». Он был детально проработан и предназначался для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе, но роспись плафона не была осуществлена.

В центре композиции представлена Екатерина II в традиционном для аллегорических изображений с ее участием образе Минервы, богини мудрости, но с царскими регалиями и голубой лентой ордена Андрея Первозванного через плечо. По сторонам от нее расположены фигуры, олицетворяющие духовную и светскую власть, а также аллегории Мира и Благоразумия. Царствование Екатерины представляется как время расцвета наук и искусств, о чем призваны напомнить фигуры Живописи, Музыки, Архитектуры и Астрономии у подножия ее трона. Богатство и процветание страны олицетворяют женская фигура со снопом — Плодородие — и Меркурий, бог торговли и покровитель ремесел, держащий рог изобилия, полный золотых монет. С обеих сторон к трону стремятся полные благодарности народы, населяющие империю, а в облаках изображены святые покровители России, процветающей под властью Екатерины II.

См. подробнее — Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756

  подробнее

Архангельск в I пол. XVII век. Торговые связи

В 1583-1584 гг. по указу царя Ивана Грозного вокруг Михайло-Архангельского монастыря на мысе Пур-Наволок в устье Северной Двины воеводы П.А. Нащокин и А.Н. Волохов (Залешанин) возвели деревянную крепость, своим величием производившую на иностранцев сильное впечатление. В 20-х годах XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония.

В I пол. XVII веке Архангельск стал крупнейшим русским торговым городом. На протяжении всего столетия Архангельск являлся единственным морским портом, через который велась торговля с Западной Европой. Здесь также активно развивались судостроение, морские промыслы, многочисленные ремесла, зодчество.

Развитие международной морской торговли через архангельский порт способствовало процветанию всего исторического Поморья, так как в систему товарообмена были включены практически все крупные северные города: Великий Устюг, Каргополь, Вятка, Тотьма, Сольвычегодск и другие.   подробнее

Архангельск во II пол. XVII век. Торговые связи

К концу XVII века в торговле с иностранцами через Архангельск участвовало 70 русских городов. Архангельская ярмарка, длившаяся в течение 3 месяцев, была одной из самых крупных в стране. (См. Торговые связи европейской части Российского государства в XVII в. Карта).

Интенсивная экономика этого края, связанная с международной торговлей и морскими промыслами, способствовала формированию общей региональной культуры Поморья с центром в Архангельске.

По свидетельству современников, через Архангельск во второй половине XVII в. ввозилась в Россию бóльшая часть иностранных товаров. В первой четверти XVIII в. начался закат Архангельска. Основание Петербурга и снятие шведской блокады в Балтийском море ослабили архангелогородскую торговлю. Последовали строгие приказы Петра I везти товары для торговли с иностранцами в Петербург. В 1722 году вышел царский указ о перенесении всей русской внешней торговли с Северной Двины на Неву. И архангельский морской порт стал терять свое былое значение.   подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer