Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Россия


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Астрахань. Вид города. Гравюра из «Трех путешествий» Я.Я. Стрейса. 1681

«Три путешествия» Я.Я. Стрейса были впервые изданы в Амстердаме в 1676 г. Книга имела большой успех и выдержала не одно издание на разных языках. Не в последнюю очередь читателей привлекали сюжетные и видовые иллюстрации, которые Стрейс поместил в свое сочинение. Гравюры были выполнены на меди.

Интересны путевые впечатления Я.Я. Стрейса о плавании по Волге на корабле «Орел», в частности, его характеристика волжских городов. На гравюре, сопровождающей текст, изображена Астрахань. Зритель как будто смотрит на нее с другого берега реки. По словам автора, город «окружен толстой каменной стеной, на которой стоят 500 металлических пушек. В городе всегда сильный гарнизон для защиты от татар и казаков. С внешней стороны из-за множества башен и церковных глав Астрахань выглядит весьма красивой».

  подробнее

Аудиенция русского посла князя Н.В. Репнина у турецкого султана. 1775. Гравюра И. Бугреева. Последняя четверть XVIII в.
В 1775—1776 гг. Н.В. Репнин возглавлял русское посольство в Турции. Здесь ему пришлось решать нелегкую задачу — контролировать турецкое правительство на предмет соблюдения статей Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774). По этому договору Россия получила территорию южной Украины до Южного Буга и свободный выход в Черное море (крепости Кинбурн, Керчь и Еникале).  подробнее

Байга (конные скачки). Самарканд. Коллекция Сергея Прокудина-Горского. 1909-1915

Байга – конные соревнования, древнейшие и популярнейшие у тюркских народов (казахов, узбеков, киргизов, татар, алтайцев). Байга подразделяется на скачки на длинные дистанции (до 50 км) по пересеченной местности (аламан байга), скачки жеребят (кунан байга) и скачки иноходцев (жорга жарыс).  подробнее

Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. 1216. Литография. 1836
Литографии для издания «Живописный Карамзин» созданы по рисункам художника Бориса Артемьевича Чорикова (1807 – 1840-е гг.), выпускника Академии художеств. Каждую иллюстрацию сопровождает краткий текст, составленный на основе «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Литография «Бегство великого князя Георгия…» выполнена гравером николаевского времени Петром Ивановым.

Сюжет гравюры – летописный рассказ о бегстве князей Георгия (Юрия) и Ярослава Всеволодовичей после поражения в Липицкой битве 1216 года (См. Шлем Переяславль-Залесского князя Ярослава Всеволодовича ): «И бысть сечя зла и брань велиа, и всюду мертвии лежаху, и побеже князь Юрьи Всеволодич з братьею своею в Володимер о полудни, а снидошася на битву перед обедом, и прибеже князь Юрьи в Володимер во единой сорочице точию, и брат его князь Ярослав такоже во единой сорочице, трех конев одушив, а на четвертом пригна в Володимер, и бысть плач велий, и к вечеру начаша язвении и сечении в Володимер прибегати. Князь велики же Юрьи начат Володимерцом глаголати со слезами: «братие! затворите врата и бейтеся». Они же реша: «с кем затворимся; братья наша, и дети наши и слуги наши избиты, а инии поимани, а котории зде прибежали, а те не точию без оружиа и наги, но и язвени и сечении». Он же рече к ним: «то все яз ведаю, точию не выдайте мене брату моему князю Константину Всеволодичю, ни князю Мьстиславу Мстиславичю, ни иным князем ни воеводам их, точию сам аз вышел бых по своей воли». А брат его князь Ярослав Всеволодич такоже во единой сорочице в Переславль прибежа на пятом коне, а четыре подушил, и затворися во граде, и которыа гости поиманы у него сидели в Переславли: Новгородци, и Новотръжци и Смолняне, тех всех в погребы вмета, а иных в-ызбах затвори, и издохнушася их триста человек и 15, а Смолнян девятьдесят, а инии здравии быша. Бысть же сиа битва месяца Апреля в 22 день, в четверток вторыя недели по Пасце, и стоаше в том побоищи князи и до нощи, видящее множество христиан побито».   подробнее

Бегство князя Игоря Святославича из половецкого плена. 1185. Литография. 1836

Иллюстрация одного из эпизодов, вошедших в «Слово о полку Игореве», — побег князя Игоря из плена (см. «Слово о полку Игореве»).

Литография выполнена по рисунку художника Бориса Артемьевича Чорикова (1807—1840-е гг.) для издания «Живописный Карамзин» (СПб., 1836).

  подробнее

Бекетов, Платон Петрович. Гравюра. 1913
Платон Петрович Бекетов (1761—1836), собиратель исторических и художественных памятников, издатель, типограф. Председатель Московского Общества истории и древностей российских (1811—1823). П.П. Бекетов поставил перед собой задачу собрать и издать возможно полное собрание портретов выдающихся деятелей русской истории. За свою жизнь ему удалось напечатать около 70 портретов, подготовлено же было более 300 досок. Гравюры изданий Бекетова выполнены известными мастерами начала XIX века и отличаются прекрасным качеством.  подробнее

Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге. 1878—1918

Бирон, Эрнст Иоганн. Гравюра. 1730-е гг.
Гравированное изображение Эрнста Иоганна Бирона (1690—1772) выполнено академиком Лаврентием Авксентьевичем Серяковым (1724—1881).

Источником для гравера послужил один из ранних живописных портретов фаворита императрицы Анны Иоанновны, принадлежащий кисти неизвестного художника XVIII века. Бирон изображен в большом напудренном парике, в кафтане из алого бархата, на котором видна Андреевская лента, и в камзоле из золотой парчи. Его лицо несколько сужено кверху, нижняя же часть лица довольно полная, нос правильной формы.

Специалисты относят портрет к 1730-м годам, именно в это время фаворит Анны Иоанновны стал кавалером ордена Св. Андрея Первозванного, обер-камергером и получил титул графа. Он изображен без атрибутов герцогской власти — мантии и короны. Стало быть, портрет был написан не позднее 1737 года, когда Бирон добился звания герцога.

Полотно длительное время хранилось в имении его зятя, барона Александра Ивановича Черкасова, в селе Путятино Ельнинского уезда Смоленской губернии (дочь Бирона Гедвига Элизавета была замужем за бароном Черкасовым). Затем портрет перешел к внуку Бирона, барону Петру Александровичу. Во время Отечественной войны 1812 года картина сильно пострадала, как и другие фамильные портреты: французские солдаты поцарапали их шомполами и саблями, на некоторых выкололи глаза. К середине XIX века сохранность портрета Бирона была настолько плохой, что живописный слой пришлось перенести на новое полотно.

Граверу Л.А. Серякову удалось очень близко к живописному оригиналу воспроизвести облик фаворита Анны Иоанновны. Исследователи считают оригинал старейшим и очень точным изображением Бирона.

  подробнее

Битва под Доростолом. 22 июля 971. Карта
Война киевского князя Святослава в Византии (970-971 гг.) велась изолированными военными силами: связь с основной русской территорией была прервана печенегами. Поэтому Святослав не смог реализовать свои успехи на Балканах, и его войско попало в окружении у крепости Доростол на Дунае (ныне румынский город Силистрия).

Дружина Святослава выдержала 3-месячную осаду (24 апреля — 22 июля 971 г.) византийской армии под командованием императора Иоанна Цимисхия. Полностью блокированные с суши сильной византийской армией, а со стороны Дуная в флотом, воины Святослава оказались в критическом положении.

Во время вылазок воины Святослава наносили  удары византийцам, ведя бой стеной (фалангой). Особенно ожесточенными были сражения 20 и 22 июля, когда русские дружины особенно активно атаковали византийцев.

В битве 22 июля Святослав получил тяжелое ранение, но продолжал сражаться. Дождавшись, когда войска киевского князя удалятся от стен крепости, Цимисхий ударил с флангов силами своей конницы. В результате славянское войско было окружено. Однако раненый Святослав сумел удержать воинов от паники. Возглавив контратаку, он прорвал кольцо окружения и пробился обратно в крепость.

По свидетельству византийского историка Льва Дьякона славянские воины после этой неудачи сложили перед стенами города костры, на которых сожгли своих погибших товарищей и, по обычаю предков, закололи многих захваченных в плен мужчин и женщин. «Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов», утопив их в Истре (Дунае). После языческих жертвоприношений, как пишет Лев Дьякон, они совершили возлияния (Лев Диакон. История / Пер. М.М. Копыленко. Комментарии М.Я. Сюзюмова и С.А.Иванова. – М., 1988. С. 78.).

Только большое численное превосходство византийской армии вынудило Святослава заключить мир, оформленный специальным договором. И остатки славянского войска оставило Доростол. На обратном пути на Днепровских порогах печенеги разбили отряд Святослава, а его самого убили.

  подробнее

Большой Государственный герб Российской империи. 1882-1917. Гравюра. 1882

Новый герб Российской империи был учрежден в 1882 году при воцарении Александра III.  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer