Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Россия


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Быт крестьянский. XIX век. Богомолки на пути в Киев. Гравюра К. Крыжановского по рисунку К.А. Трутовского. 1875
Посещение крестьянами-богомольцами святых мест было весьма распространенным явлением в народной православной культуре.

В середине — конце XIX в. сельское население практически всех областей Европейской России в качестве желательного или главного богомольного объекта называло Киевские святыни, под которыми понимался город с окрестными монастырями, но главным образом — Киево-Печерская Лавра.

Благодаря Лавре Киев слыл «русским Иерусалимом», имевшим прямую связь со Святой Землей: «по пещерам дорога под землей идет прямо в Иерусалим», — говорили орловские богомольцы.

Вместе с тем выбор Киева в ряду богомольных объектов, зависел от региональных традиций. Там, где ему отдавалось предпочтение перед остальными, он скорее было «данью» великому прошлому. На самом же деле в киевское богомолье ходили редко и — как это ни покажется странным — в основном женщины и старики, находившие в себе силы заходить по пути в другие обители.

  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Деревенская гимнастика. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Коверзнева. 1875
На Руси физические упражнения, развивающие силу, ловкость и точность движений, были испокон веку широко распространены среди деревенской детворы.   подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Дети рыболовы. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Коверзнева.1875
Рыбная ловля была существенным подспорьем в деревенском хозяйстве, и крестьяне учились рыбачить с детского возраста.  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Мельница. Гравюра И. Матюшина по рисунку из альбома Н. Дмитриева-Оренбургского. I половина 1870-х гг.
Внутренность водяной мельницы в Самарской губернии.

Впервые водяные мельницы упоминаются в русских летописях в XIII веке и просуществовали в некоторых отдаленных российских местах до середины ХХ столетия.

Практический навык, сметливость, знание местных условий позволяло работному люду успешно осуществлять возведение водоподъемных плотин и строительство водяных мельниц. Водоемы, образованные запрудами, использовались для разведения рыбы и водоснабжения. Широкое распространение для ловли рыбы получили так называемые «язы» — плетневые перегородки, устраиваемые поперек реки с отверстиями для вершей.

Водяные мельницы получили широкое распространение в русском средневековье. Их можно было встретить и в царской усадьбе, и в боярской вотчине, и в дворянском хозяйстве, и в маленьком селе.

Первоначально водяные мельницы строились исключительно для переработки продуктов сельского хозяйства: для помола зерна в муку или для переработки зерна в крупу. Позднее они использовались как предприятия по валянию сукон.

С XVI в. начинается утилизация водной энергии в промышленности. В Москве на реке Яузе строится первая водяная мельница для изготовления бумаги. При царе Алексее Михайловиче начинается освоение водяных двигателей в металлургии и металлообработке на Каширских и Тульских заводах. О широком распространении и увеличении значения водяных механизмов в России свидетельствует тот факт, что отдельные параграфы «Соборного Уложения», основного закона того времени, регламентировали строительство и эксплуатацию водяных мельниц.

При Петре I водяной двигатель оставался единственным применяемым в промышленности. В XVIII веке развитие гидротехники и совершенствование водяных механизмов позитивно сказалось на Уральских, Алтайских, Сибирских и Сестрорецких заводах.   подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.
На Руси в крестьянских семьях, не имевших бани, мылись в печи. Стелили внутрь солому, ставили шайку с водой и хлестали друг друга веником. Здесь же, возле печи, споласкивались в корыте. Зачастую женщины рожали в печи.

Печь искони веков и до на стоящего времени считалась надежным средством от очень многих заболеваний. Попариться и хорошенько «пропреть» — прием настолько установившийся у русских крестьян, что иногда предпочитался всяким другим лекарствам, а при болезнях детей нередко считался единственным.

В большинстве случаев пропаривание в печи применялось при легких заболеваниях. Простуда, застой крови, горячка, ломота, чесотка, ушибы и запойное пьянство одинаково требовали печки.

К вечеру, когда печь остывала настолько, что можно было терпеть печной жар, в нее залезали и, закрывшись заслонкой, согнувшись в три погибели, старательно «прели ». Тот же способ применялся и к детям, причем с ребенком залезал в печь кто-либо из взрослых. По-другому его клали на лопату и совали в поостывшую печь. Вероятно, отсюда берет свое начало сказка об Иванушке, которого Баба Яга в печь посадила.

Лежанье на теплой или горячей печи, под шубами и полушубками, даже для заболевшего горячкой, считалось наиболее полезным и являлось традиционным лечением больного  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Чума в Астраханской губернии. Крестный ход в селе Ветлянке. Апрель-март 1875. Гравюра И. Матюшина по рисунку А. Бальдингера. 1875

По народным представлениям эпидемию можно прекратить благодаря крестному ходу с молебном.

  подробнее

Быт крестьянский. XIX век. Крестьянин играет с ребенком. Литография А.Е. Мартынова. Начало XIX в.
На литографии изображена крестьянская семья в редкую минуту отдыха. Отец качает сына на ноге, а рядом мать качает другого ребенка на руках.

Литография выполнена Андреем Ефимовичем Мартыновым, литографом первой четверти XIX века, и входит в серию, которую условно можно назвать «Народные типы».

  подробнее

Быт придворный. I пол. XIX века. Император Николай I с герцогом Лейхтенбергским в санях в одну лошадь. Литография П.Т. Бориспольца. 1840-е годы
Николай I, проводя во внутренней политике реакционный курс на усиление централизации государственного аппарата и подавление малейших проявлений оппозиции, опирался на таких соратников, как великий князь Михаил Павлович, граф А.Х. Бенкендорф, князь А.Ф. Орлов, граф М.М. Сперанский и герцог Лейхтенбергский.

Герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1817-1852) – сын пасынка императора Наполеона I Евгения Богарне. С 1837 года жил в России, в 1839 женился на дочери Николая I – Марии. В 1844 был назначен царем главноуправляющим Горного института, с 1843 – президент Академии художеств. Автор трудов в области гальванопластики и электрохимической металлургии.

Литография интересна тем, что передает петербургский придворный быт 1840-х годов, когда государь мог свободно, без охраны, ездить по городу, не опасаясь за свою жизнь и императорское достоинство.   подробнее

Быт придворный. II пол. XIX века. Большие маневры под Красным селом. Гравюра Э. Даммюллера по рисунку Р.К. Жуковского. I половина 1870-х гг.
Почти каждый год в царствование Александра II под Красным селом близ Петербурга проходили военные учения. Государь император обычно принимал в них участие и объезжал боевые линии.

Гравюра выполнена Э Даммюллером по рисунку Р.К. Жуковского.   подробнее

Быт придворный. II пол. XIX века. Венчание на царствие Александра II и Марии Александровны. 26 августа 1866. Возложение венца на императрицу. Гравюра. Начало 1880-х гг.

По установленному церковному чину коронования, после возложения порфиры император преклонил главу, а митрополит, осенив крестным знамением и положив крестообразно руки на главу государя, произнес установленные по чину молитвы. По окончании второй молитвы Александр II возложил на себя корону, а митрополит произнес речь по книге. За сим государь принял поднесенные митрополитом скипетр и державу и сел на престол.

Потом он положил царские регалии на подушки, снял с себя большую императорскую корону и прикоснулся ею к главе императрицы, возложив на нее малую императорскую корону, а также цепь ордена Андрея Первозванного. После этого протодиакон стал провозглашать весь императорский титул.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer