Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Россия


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

«Геометрия славенски землемерие…» — первая русская книга гражданского шрифта. 1708
Введение гражданского шрифта при Петре I открыло новую эпоху в истории русской письменности. До изобретения и внедрения новой азбуки книги в России печатались славянским, кирилловским шрифтом. Первая книга гражданской печати увидела свет 17 марта 1708 г. и называлась «Геометрия славенски землемерие…». Ее подготовили приехавшие в Россию голландские мастера под наблюдением русского типографа, справщика (редактора) московского Печатного двора Федора Поликарповича Поликарпова-Орлова. «Геометрия» — перевод с немецкого оригинала, вышедшего в Аугсбурге в 1690 г., а выполнил его ученый и сподвижник Петра I Яков Вилимович Брюс. Петр сам отобрал книгу на немецком языке, а позже перечитал и внес свои поправки в русский текст. В «Геометрии» давались определения основных понятий, используемых в этой науке, и задачи на построение, издание снабжено большим числом иллюстраций.

Одновременно было выпущено три разных варианта издания, отличавшихся качеством бумаги и, соответственно, ценой. То, что вышло на лучшей александрийской бумаге тиражом 100 экземпляров, стоило дорого — 1 рубль. Самый скромный вариант стоил 9 алтын 3 деньги и был доступен учащимся. Отличительной чертой первой русской книги гражданской печати является наличие в ней «сил» (ударений в словах), что хорошо видно на публикуемой ниже репродукции одной из ее страниц.


См. также: Введение гражданского шрифта в России. Историческая справка.

  подробнее

«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюры. XIV в.

Лицевые миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника XIV века.

1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов.

2. Борис идет на печенегов

См. «Борис и Глеб. Факты и метафакты». Статья Ю.А. Пелевина).  подробнее

1 марта 1881 года. Смертельно раненного Александра II укладывают в возок. Литография.

В воскресение 1 марта 1881 г., в 3 часа 35 минут пополудни, в Зимнем дворце, скончался государь император Александр II в результате смертельного ранения на набережной Екатерининского канала.

Теракт был проведен Исполнительным комитетом «Народной воли». Руководство операцией взяла на себя Софья Перовская. 29 февраля на совещании Исполнительного комитета, проходившем на квартире Григорий Исаев и Вера Фигнер, было решено немедленно завершить подготовку к покушению.

За одну ночь Николай Кибальчич, Николай Суханов и Михаил Грачевский изготовили четыре бомбы, которые утром 1 марта были переданы «бомбистам»: Игнатию Гриневицкому, Николаю Рысакову, Тимофею Михайлову и Ивану Емельянову.

По воскресениям государь обычно выезжал из дворца на торжественный развод караула в Михайловском манеже по Малой Садовой улицей. Здесь из сырной лавки был готов подкоп с миной Михаил Фроленко должен был взорвать карету с Александром II. Если бы государь остался жив, то в дело вступил бы отряд «метальщиков». Но императорский выезд проехал другим путем и миновал смертельно опасное место на Малой Садовой.

По приказу Перовской террористы перешли на набережную Екатерининского канала, где также пролегал обычный царский маршрут. На углу Инженерной улице и канала лошади экипажа шли почти шагом. Рысаков метнул бомбу, но государь остался невредим. Он вышел из кареты, подошел к схваченному «бомбисту» и выслушал первый доклад о происшествии. Не подчиняясь уговорам охраны, царь направился вдоль по набережной, где, казалось бы, безучастно стоял Гриневицкий. Когда государь поравнялся с ним, тот бросил бомбу. Император был смертельно ранен, так же как и совершивший покушение. Умирающего царя доставили во дворец, и вскоре поднятый над ним черный флаг известил о кончине Александра II.

Трагедия на Екатерининском канале стала заключительным аккордом «Народной воли» и финалом целой эпохи в русском революционном движении.

См.: Убийство народовольцами Александра II. 1 марта 1881. Дневниковая запись Л.А. Тихомирова. 1889.   подробнее

Аверкия Кириллова палаты в Москве. II половина XVII в. Фото. Середина 2000-х гг.

Палаты Аверкия Кириллова — уникальный, хорошо сохранившийся образец крупной городской усадьбы XVII в., расположенный на Берсеньевской набережной в Москве. Комплекс состоит из двухэтажного жилого строения и церкви Николая Чудотворца.

Первоначальное строительство палат относится к XV—XVI вв. Основная часть существующих построек (основной объем палат с осевой планировкой) была возведена в 1656—1657 гг., когда усадьба принадлежала думному боярину Аверкию Кириллову, ведавшему царскими садами и убитого во время стрелецкого восстания 1682 г. По обе стороны здания располагались жилые помещения, перекрытые коробовыми сводами с распалубками и многочисленными окнами. Тогда же было воздвигнуто шатровое красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столпах и пристроена частично сохранившаяся галерея, которая соединяла хоромы с церковью.

До наших дней дошли редкие образцы московского декора второй половины XVII столетия: балясины, вставленные в треугольные фронтоны окон, пластичные колонки, венчающие карнизы. Здание было украшено цветными изразцами с узором в синих тонах по белому фону. Это один из ранних примеров использования подобных изразцов в московском зодчестве.

Сохранилось описание Аверкиевых палат, сделанное, когда они были только что отстроены. Николаас Витсен, входивший в состав нидерландского посольства, сделал 20 апреля 1665 г. следующую запись в дневнике: «Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла [витражи — Прим. ред.]. Короче — у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно» (Николаас Витсен. Путешествие в Московию. — СПб.: Symposium. 1996. С. 162.).


См. подробнее — Аверкия Кириллова палаты в Москве. II половина XVII в.

  подробнее

Азовский поход. 1695. Взятие Казы-Кермена. 30 июля 1695. Гравюра. 1695

Весной 1695 г. часть русской армии под командованием Бориса Шереметева двинулась по Днепру к Крыму, а главные силы с царем Петром во главе подошли к Азову.

Трехмесячная осада окончилась неудачей. Основной причиной являлось отсутствие у русских флота, вследствие чего было невозможно блокировать крепость с моря. В октябре 1695 г. войска Петра I ушли из-под Азова.

Отвлекающий поход русской армии под командой Б.П. Шереметева был более удачен. В июне 1695 г. русские войска осадили Казы-Кермен, турецкий форпост в низовьях Днепра. 30 июля, взорвав подземную мину у стены, они ворвались в крепость.

В честь этой победы была создана аллегорическая гравюра на взятие Казы-Кермена. На ней изображен торжественный въезд в крепость Петра I на колеснице, запряженной двумя львами, хотя государь и не принимал участия в штурме крепости. За ним скачет с булавой в руке гетман Иван Мазепа, который в то время еще не изменил интересам России. Позади него едет со свитой Б.П. Шереметев.

Гравюра была напечатана в польской поздравительной брошюре, изданной во Львове в 1695 г. по случаю казы-керменской победы.

  подробнее

Азовский поход. 1696. Взятие Азова. 19 июля 1696. План. 1696

В конце 1695 г. началась подготовка ко второму Азовскому походу: развернулось строительство флота, которое было завершено к весне 1696 г. Главные силы (75 тыс. человек) под командованием Алексея Семеновича Шеина 23—26 апреля двинулись на судах по рекам Воронеж и Дон, а также сушей к Азову. 3 мая отплыла галерная флотилия во главе с Петром I.

27 мая 1696 г. русский флот (2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и др.) под командованием Франца Яковлевича Лефорта вышел в море и блокировал Азов. 14 июня против устья Дона появился турецкий флот (23 корабля с 4 тыс. экипажа). Но потеряв 2 корабля, османы ушли в море.

17 июля, после бомбардировки с суши и моря настал решающий момент осады города. Запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Мазепой и донские казаки под командованием атамана Фрола Минаева начали приступ. После долгого, длившегося более шести часов сражения казакам удалось захватить наружный крепостной вал.

Турки предложили заключить договор о сдаче крепости, так как оправиться после битвы они уже были не в силах. 19 июля 1696 г. Азов капитулировал. В договоре о капитуляции было предписано: «Турецкому гарнизону идти с женами и детьми на бударах [речных плоскодонных гребных суднах] до морского устья, пожитков столько взять с собою, сколько кто подымет, а все прочее вместе с военной казной оставить в крепости».

План Азова был составлен в 1696 г. инженером Фридрихом Эрнстом Боргсдорфом с указанием расположения русских лагерей и осадных работ.

  подробнее

Азовский поход. 1696. Взятие Азова. 19 июля 1696. Гравюра А. Шхонебека. 1699

Взятие Азова стало широко обсуждаемым событием и послужило темой для целого ряда изображений и в России, и за границей.

Первое место среди гравюр, посвященных этой победе русской армии, занимает бесспорно гравюра Адриана Шхонебека. Она была сделана по желанию самого Петра, как указано в помещенном под ней тексте.

Гравюра интересна попыткой дать достоверное изображение произошедшего. Фигуры действующих лиц выполнены, очевидно, с натуры, материалом же для изображения местности послужил, несомненно, план осады Азова, сделанный инженером Ф.Э. Боргсдорфом. На него, по-видимому, и указывает Петру Тиммерман, голландский учитель Петра.

На первом плане изображена конная группа участников взятия Азова: посередине с саблей в руке — государь император; направо от него — А.С. Шеин; за Петром (справа налево): П.А. Толстой, М.Б. Шереметев, Ф.Я. Лефорт (спиной к зрителям), А.М. Головин, Ф.А. Головин, Гордон-младший (в шляпе с большими полями) и П. Гордон (в профиль).

За этой группой всадников виден Дон, разделяющийся на несколько рукавов. По реке плавают корабли русского флота. За рекой видна каланча — каменная башня для охраны подступов к Азову. Далее изображена Азовская крепость, а на противоположном берегу — лагерь русских полков.

  подробнее

Александр II Николаевич в императорской порфире. Гравюра. 1880-е гг.

Александр II — старший сын императора Николая I, российский император с 19 февраля 1855 г. Главным воспитателем Александра II был генерал П.П. Ушаков, наставником — поэт В.А. Жуковский. Александр женился в 1841 г. на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии, принявшей имя Марии Александровны. Вторично, в 1880 г., он вступил в морганатический брак с княгиней Е.М. Долгорукой (княгиней Юрьевской).

Гравюра выполнена в начале 1880-х гг.

  подробнее

Александр II Николаевич. Гравюра. Начало 1880-х гг.
Проведя ряд либеральных реформ, получивших в историографии название Великих, Александр II после польского восстания 1863—1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу.

В царствование Александра II завершилось присоединение к России Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865—1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. На жизнь Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Он был убит народовольцами 1 марта 1881 г.

  подробнее

Александр Ярославич Невский, великий князь. Гравюра. 1807

Изображение великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (1220—1263), канонизированного Русской православной церковью, выполнено в технике гравюры пунктиром и отпечатано в типографии Платона Бекетова. (См. Портрет Платона Петровича Бекетова.)  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer