Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Зарубежная Европа » СТАТЬИ


Великая французская революция. 1789—1794. Масоны в революции. Извлечение из монографии П.А. Кропоткина. 1909

Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — выдающийся теоретик анархизма, революционер-народник, ученый-энциклопедист. В своей монографии («Великая французская революция») он затронул весьма важную и актуальную проблему — активное участие масонов в событиях 1789—1793 гг.

 
Тема внутренняя политика, культура, общество, религия
Исторический период Новое время
Территория Франция
Народ французы
Библиография Великая французская революция и Россия. — М., 1989; Великая французская буржуазная революция: Указатель русской и советской литературы. — М., 1987; Документы истории Великой французской революции. Т. 1—2. — М., 1992; Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. Т. 1—6. — М., 1976—1983; Карлейль Т. Французская революция. История. — М., 1991; Манфред А.З. Великая французская революция. — М., 1983; Матьез А. Французская революция. — Ростов-на-Дону, 1995; Ревуненков В.Г.Очерки по истории Великой французской революции. — СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1989; Французская революция XVIII века. Экономика, политика, идеология. — М., 1988.

Archives parlementaires de 1787 a 1860. Recueil complet des debats legislatifs et politiques des Chambres francaises fonde par J. Mavidal et E. Laurent. Premiere serie: 1787—1799. Paris, 1867; Furet F. Penser la Revolution francaise. Paris, 1978; Soboul A. La Civilisation et la Revolution francaise. v. 1—2. Paris, 1982—1983; Lefebvre G. La France sous le Directoire 1795—1799. Paris, 1984; L'Image de la Revolution francaise. v. 1—4. Paris; Oxford, 1989—1990.

Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789—1793. — М.: Наука, 1979. С. 418—419; изобр. — Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. — М.: Изд. «Задруга» и К.Ф. Некрасова, 1914. С. 49.


Масонская печать. Гравюра. Франция. II половина XVIII в.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весьма вероятно, что интимное и братское общение, установившееся еще до начала революции в масонских ложах в Париже и провинциях между всеми видными деятелями того времени, способствовало этому единству действия. Известно, в самом деле, через Луи Блана[1], Анри Мартена[2] и из прекрасной монографии профессора Эрнеста Ниса[3], что почти все выдающиеся революционеры принадлежали к франк-масонству. Мирабо, Байи, Дантон, Робеспьер, Марат, Кондорсе, Бриссо, Лаланд и т. д. и т. п. — все принадлежали к этому братству, а герцог Орлеанский (назвавший себя во время революции «Филипп Равенство») оставался великим национальным мастером масонского братства вплоть до 13 мая 1793 г.

Кроме того, известно также, что Робеспьер, Мирабо, химик Лавуазье и, вероятно, многие другие принадлежали к ложам иллюминатов, основанным Вейсгауптом, цель которых была «освободить народы от тирании князей и духовенства и, как немедленный прогресс, освободить крестьян и рабочих от крепостного состояния, от барщины и от ремесленных гильдий».

Нет никакого сомнения, как это говорит Э. Нис, что «своими человечными стремлениями, своим непоколебимым чувством достоинства человека и своими принципами свободы, равенства и братства» масонство сильно содействовало подготовлению общественного мнения к новым идеям; и это — тем более, что «повсеместно, на всей территории страны, масоны держали собрания, в которых излагались и восторженно принимались прогрессивные идеи и где — факт гораздо более важный, чем это думают, — подготовлялись люди, умевшие обсуждать сообща дела и голосовать». «Соединение трех сословий в июне 1789 г.[4] и ночь 4 августа[5] были, по всей вероятности, подготовлены в масонских ложах»[6].

Эта предварительная работа, несомненно, установила также между людьми действия известные личные отношения и привычки взаимного уважения помимо отношений, всегда слишком узких, в партиях и интересов узкопартийных. Вот что позволило, мы думаем, революционерам очень разнообразных партий действовать в продолжение четырех лет с некоторым единством против королевского деспотизма.

Позже это единство подверглось слишком суровым испытаниям и, конечно, не удержалось, тем более что сами масоны разделились по вопросу о королевской власти, о казни короля и еще более по отношению к коммунистическим учениям до того, когда масонские ложи были закрыты в начале 1793 г.

Отношения, установившиеся между масонами до революции и в начале ее, не сохранились, таким образом, до конца революционного периода; и тогда борьба партий разразилась с отчаянным ожесточением[7].


Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1799—1793. — М.: Наука, 1979. С. 418—419.




[1] Блан Л. История Французской революции 1789 г. В 12 тт. — СПб., 1907.

[2] Martin A. Histoire de France. P., 1855—60


[3] Nys E. Idées modernes: Droit International et Franc-Maçonnerie. Bruxelles, 1908.

[4] Массовые народные волнения в Париже и присоединение армии к народу.

[5] 4 августа 1789 года Н;ационал;ьное собрание на ночном заседании, названном «ночью чудес», приняло ряд декретов, кот;орыми, наряду с другими, утвержденными в последующие дни, феодальный режим во Франции фактически уничтожался.


[6] Nys E.Idées modernes. Р. 82, 83.


[7] Роль масонов в Великой французской революции долгое время была предметом оживленной полемики. Клерикально-роялистские авторы, начиная с аббата Баррюеля, клеймили революцию как «масонский заговор». Историки-республиканцы, оправдывая масонов вместе с революцией, также склонны были преувеличивать их роль. След этого преувеличения очевиден в оценке Кропоткина.

Н. И. Кареев заметил, что оценка роли масонов в книге Кропоткина, маловажная с точки зрения анализа событий революции, представляет интерес для характеристики общих взглядов автора (Сборник статей, посвященный памяти П.А. Кропоткина. — Пг.; М., 1922. С. 137.). Действительно, как вспоминает В. Д. Бонч-Бруевич, Кропоткин считал, что масоны могут сыграть свою роль и в русской революции на буржуазном этапе ее развития. «Масоны, — говорил он, — это прежде всего всесветная политическая сила и вековая организация. Масоны не раз помогали свергать королей и уничтожать монархии, и... наше революционное движение очень много потеряет от того, если оно, так или иначе, не будет связано с масонством, которое... имеет свои нити и в России и, конечно, в Петербурге в самых разнообразных сферах (Бонч-Бруевич В.Д. Мои воспоминания о Петре Алексеевиче Кропоткине // Звезда. 1930. № 4. С. 182—183.). Можно полагать, что отчасти особый интерес к масонам связан у Кропоткина с его предубеждением в отношении политических партий, но, как отметил Бонч-Бруевич, предположения Кропоткина о связях с масонами либеральной оппозиции оказались верными.

Вопрос о значении масонства в Великой французской революции привлекает пристальное внимание исследователей. Ему посвящен, например, специальный выпуск «Annales historiques de la Revolution Française» (1969. № 197).

Мировая художественная культура XVIII в. XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer