Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Петр I Алексеевич (Великий) - российский император » ДОКУМЕНТЫ


Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным». 1785
Яков Яковлевич Штелин (1709—1785) — известный деятель Санкт-петербургской Академии наук, много сделавший для развития живописи и искусства гравирования в России. Был выписан из Дрездена в 1735 г. В Петербурге Штелин познакомился с представителями русской знати. Среди них, по его словам, «находилось тогда еще много таких, которые не только были в службе при ПЕТРЕ Великом, скончавшемся только за десять лет пред тем, но и короткое имели с ним обхождение». Штелин стал собирать так называемые «анекдоты» об императоре. В то время слово «анекдот» имело не то значение, что теперь: так называли короткий занимательный рассказ об историческом деятеле.

Штелин верно заметил, что «…почти все свидетели, которых имена под каждым Анекдотом означены, один после другого померли, и сии известия о ПЕТРЕ Великом были бы погребены вместе с ними, если б любопытство мое не сохранило их от забвения и не предало потомству». К концу жизни он сумел собрать 142 анекдота. Впервые они были опубликованы на немецком языке в 1785 г. На русском языке книга Штелина выдержала несколько изданий.

Архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову принадлежит история (анекдот) о получении живописцем Иваном Никитиным и другими молодыми людьми из России художественного образования в чужих краях.

См. подробнее о  портрете Петра I работы И.Н. Никитина.

 
Тема быт, внутренняя политика, культура, общество, частная жизнь
Исторический период Новое время
Тип исторического источника Изобразительный источник, Письменный источник
Территория Российская империя
Народ русские
Персоналии Еропкин, Петр Михайлович, архитектор; Захаров, Александр, живописец; Земцов, Михаил Григорьевич, архитектор; Никитин, Иван Никитич, живописец, портретист; Матвеев, Андрей, живописец, портретист, иконописец; Петр I Алексеевич, российский император
Библиография Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в I половине XVIII века. — М., 1906; Богословский М. Русское общество и наука при Петре Великом. — Л. 1926; Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. — М.: Просвещение, 1972; Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX вв.: Учеб. Пособие для ист. спец. вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1983; Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 49—64; Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи XVII в. — М., 1994; Князьков С.А. С.-Петербург и санкт-петербургское общество при Петре Великом. — СПб., 1914; Лотман Ю.М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). — СПб.: Искусство, 1996; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. — М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1994; Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. — М., 2001; Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1982; От Средневековья к Новому времени: Сб. статей. — М.: Ин-т Рос. истории, 1992. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. (Философско-антропологический анализ русской культуры XVII — первой трети XVIII века). — М., 1999; XVIII век. Вып. 1—18. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1958—1993.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Штелин, Яков Яковлевич. Подлинные анекдоты о Петре Великом, собранные Яковом Штелиным. Ч. 1—2. 2-е изд., вновь испр. — М.: Тип. Решетникова, 1820. С. IV, VII, 185 – 187; Изобр. — http://rusportrait.narod.ru/gal11/1_1_52-5.htm


Петр I. Худ. И.Н. Никитин. Первая половина 1720-х гг (?). ГРМ


Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных


ПЕТР Великий во время пребывания своего в Амстердаме, зашедши некогда к секретарю своему Никитину, чтобы нечто ему приказать, не застал его дома, а нашел только сына его, мальчика лет 14, который, увидев государя, спрятал в карман лист бумаги. Государь спросил у него, какую бумагу хотел он от него спрятать? Мальчик вынул ее из кармана и показал на ней государю худой рисунок, который он для упражнения и для забавы снимал с голландского эстампа. ПЕТР Великий, приметивши в сем мальчике отменную склонность к рисованью, спросил у него, хочет ли он рисовать и учиться живописи? Мальчик отвечал, что он имеет великую к тому охоту, если б только кто-нибудь его учил. «Хорошо, — сказал государь, — я тебе учителя доставлю»; и через несколько дней потом в самом [С. 185] деле отдал его на 6 лет к одному из лучших живописцев в Амстердаме учиться. Всякой год должен он был присылать к его величеству опыты своей работы, из которых можно было видеть успехи его в живописи. Сей ученик со временем сделался искусным историческим живописцем. В некоторых петербургских церквах и поныне еще находится несколько прекрасных картин его работы; особливо ж между оными достойно внимания изображение Распятия Христова, которое императрица ЕЛИСАВЕТ ПЕТРОВНА пожаловала своему обер-егермейстеру графу Разумовскому в домовую его церковь, в так называемом Аничковом дворце, где оно и поныне еще находится между прочими картинами.

По возвращении со второго своего путешествия ПЕТР Великий выбрал несколько молодых людей из русских и отправил их отчасти в Голландию, отчасти ж в Италию, учиться живописи и архитектуре. Между первыми находились четверо, которые по возвращении отличались от прочих в исторической живописи и принесли честь своему отечеству, а именно: Матвеев, Александр Захаров, Иван Меркурьев и Васильевский; а из других Земцов и Ероп-[С. 186]кин. Первые писали прекрасные картины в прекрасном вкусе, которые находятся в разных церквах в Петербурге и Москве; другие ж построили несколько церквей и других публичных зданий самой лучшей итальянской архитектуры.

документы

Биография

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть)
История XVIII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer