Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » А


Азбука о голом и небогатом человеке. XVII в.

Азовский поход. 1695

Азовский поход. 1696

Акт патолого-анатомического вскрытия тела Владимира Ильича Ульянова (Ленина). 22 января 1924

Американская трескучая змея. Рисунок Д. Гиллрея

Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Андрусовское перемирие. 30 января 1667

Анекдоты о прусском короле Фридрихе II Великом. Отрывок из сочинения И.Г. Циммермана

Апофеоз царствования Екатерины II. Худ. Г. Гульельми

Артикул воинский. 26 апреля 1715

Архангела Михаила собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. 1108—1113

Архангельск XVI в. в описании французского путешественника Жана Соважа

Архангельск в XVII веке. Извлечение из трактата И. Давида «Современное состояние Великой России, или Московии». Конец 1680-х гг.

Ассамблеи и семья Петра I. Отрывок из сочинения Б.Б. Глинского

Астрахань. Вид города. Гравюра из «Трех путешествий» Я.Я. Стрейса. 1681

Астрахань, описание города. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…»

Астрахань, хозяйство и торговля. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…»

Атлас Вест-Индии Томаса Джеффериса. 1775

Аудиенция русского посла князя Н.В. Репнина у турецкого султана. 1775. Гравюра И. Бугреева

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ФОТОДОКУМЕНТЫ

Архангела Михаила собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. 1108—1113 Фото. I пол. 1880-х гг.

Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей эпохи Киевской Руси. Он основан в 1108 г. великим киевским князем Святополком Изяславовичем. Около 1108-1013 гг. в обители был построен каменный собор в честь Архангела Михаила — небесного покровителя Киева. Позднее церковь стала семейной усыпальницей Святополчичей.

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом был выстроен византийцами в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича – плинфы. Впервые в традиции древнерусского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование «Златоверхий».

Михайловский собор явился достойным соперником самых лучших киевских храмов средневековья. По своему значению он уступал только киевскому Софийскому собору и Десятинной церкви. Стены княжеского собора украшал обширный мозаичный комплекс.

В 1934 г. политбюро ЦК Компартии УССР, несмотря на мнение специалистов, приняли решение об уничтожении уникального памятника. Благодаря вмешательству наркомата просвещения РСФСР и протесту российских ученых удалось перед разрушением храма снять с его стен мозаики и фрески, а также провести архитектурные обмеры. Группой реставраторов руководил профессор В. Фролов.

Часть сохраненных мозаик была перенесена в киевский Софийский собор («Евхаристия», «Благовещение»), а другие мозаики и некоторые фрески оказались в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург) и в Эрмитаже (Санкт-Петербург). В 2001-2008 гг. произошла передача хранившихся в Эрмитаже фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины.

Собор Архангела Михаила был воссоздан заново в 1997-1999 гг.

См. подробнее о соборе Архангела Михаила  Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

  подробнее

Архангела Михаила собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. 1108—1113. Современный вид. Фото 2000-х гг.

В начале 1990-х гг., после падения советско-коммунистического режима, в Киеве был организован общественный фонд восстановления Михайловского Златоверхого монастыря. Инициатором выступил украинский писатель Олесь Гончар. С 1992 г. начались археологические работы по изучению фундамента собора. Были обнаружены многие интересные древние находки, уточнены архитектурные особенности самого здания.

В 1997 г. Президент Украины Л.Д. Кучма издал указ о восстановлении главных национальных исторических памятников, в том числе и Михайловского собора. В 1998 г. была восстановлена колокольня Михайловского монастыря, а годом позднее восстановлен и сам храм, который официально открыт 30 мая 1999 года.

Михайловский собор стал одним из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. В нем ежедневно происходят богослужения. На территории монастыря действует Православная Богословская Академия, готовящая священнослужителей с высшим образованием. Здесь же открыт музей истории возрождения Михайловского монастыря.

См. подробнее о соборе Архангела Михаила  Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

  подробнее

СТАТЬИ

Азовский поход. 1696. Победа русской армии под Азовом. 1696. Извлечение из сочинения Г.З. Байера. 1768
Первый Азовский поход 1695 г. закончился неудачей. Одной из причин этого было отсутствие у русских флота. За короткое время, в течение года, в Воронеже, не считая мелких судов, были сооружены два больших военных корабля и двадцать три галеры.

В начале мая 1696 г. царь снова двинулся к Азову. Вскоре началась осада крепости. 19 июля 1696 г. город, блокированный с моря, сдался. Русская армия с триумфом вернулась в Москву.

Сочинение известного историка Г.З. Байера об осаде и взятии Азова было издано на русском языке в XVIII в. три раза: в 1738, 1768 и 1782 гг. Публикуемый отрывок — извлечение из второго издания (1768), вышедшего тиражом не многим более 600 экземпляров и давно являющегося библиографической редкостью. К книге был приложен план осады, выполненный инженером Боргсдорфом.

  подробнее

Ассамблеи и семья Петра I. Извлечение из сочинения Б.Б. Глинского

Известный журналист и историк Борис Борисович Глинский (1860—1917), создавая очерки о царских детях (с начала XVIII до середины XIX в.), не ставил перед собой научных целей. В его задачи входило, как он сам пишет в предисловии к книге, «дать легкое историческое чтение нашему юношеству, находящемуся еще на школьной скамье в средне-учебных заведениях, как пособие к тем курсам отечественной истории, которые в этих заведениях проходятся».

В тексте в доступной форме рассказывается об ассамблеях и об участии в них семьи Петра Великого. Появление ассамблей (собраний) в России ряд исследователей относят к 1714 г. В.О. Ключевский так характеризовал петровское нововведение: «Ассамблея — и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний; всякий приходил, пил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению. За нарушение правил штраф — осушить орла, большой кубок крепкого вина с изображением государственного герба, чтобы стать предметом общего веселого смеха» (Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах: Кн. 3. — Москва: Мысль, 1993. С. 96).

  подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Азовский поход. 1695. Взятие Казы-Кермена. 30 июля 1695. Гравюра. 1695

Весной 1695 г. часть русской армии под командованием Бориса Шереметева двинулась по Днепру к Крыму, а главные силы с царем Петром во главе подошли к Азову.

Трехмесячная осада окончилась неудачей. Основной причиной являлось отсутствие у русских флота, вследствие чего было невозможно блокировать крепость с моря. В октябре 1695 г. войска Петра I ушли из-под Азова.

Отвлекающий поход русской армии под командой Б.П. Шереметева был более удачен. В июне 1695 г. русские войска осадили Казы-Кермен, турецкий форпост в низовьях Днепра. 30 июля, взорвав подземную мину у стены, они ворвались в крепость.

В честь этой победы была создана аллегорическая гравюра на взятие Казы-Кермена. На ней изображен торжественный въезд в крепость Петра I на колеснице, запряженной двумя львами, хотя государь и не принимал участия в штурме крепости. За ним скачет с булавой в руке гетман Иван Мазепа, который в то время еще не изменил интересам России. Позади него едет со свитой Б.П. Шереметев.

Гравюра была напечатана в польской поздравительной брошюре, изданной во Львове в 1695 г. по случаю казы-керменской победы.

  подробнее

Азовский поход. 1696. Взятие Азова. 19 июля 1696. План. 1696

В конце 1695 г. началась подготовка ко второму Азовскому походу: развернулось строительство флота, которое было завершено к весне 1696 г. Главные силы (75 тыс. человек) под командованием Алексея Семеновича Шеина 23—26 апреля двинулись на судах по рекам Воронеж и Дон, а также сушей к Азову. 3 мая отплыла галерная флотилия во главе с Петром I.

27 мая 1696 г. русский флот (2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и др.) под командованием Франца Яковлевича Лефорта вышел в море и блокировал Азов. 14 июня против устья Дона появился турецкий флот (23 корабля с 4 тыс. экипажа). Но потеряв 2 корабля, османы ушли в море.

17 июля, после бомбардировки с суши и моря настал решающий момент осады города. Запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Мазепой и донские казаки под командованием атамана Фрола Минаева начали приступ. После долгого, длившегося более шести часов сражения казакам удалось захватить наружный крепостной вал.

Турки предложили заключить договор о сдаче крепости, так как оправиться после битвы они уже были не в силах. 19 июля 1696 г. Азов капитулировал. В договоре о капитуляции было предписано: «Турецкому гарнизону идти с женами и детьми на бударах [речных плоскодонных гребных суднах] до морского устья, пожитков столько взять с собою, сколько кто подымет, а все прочее вместе с военной казной оставить в крепости».

План Азова был составлен в 1696 г. инженером Фридрихом Эрнстом Боргсдорфом с указанием расположения русских лагерей и осадных работ.

  подробнее

Азовский поход. 1696. Взятие Азова. 19 июля 1696. Гравюра А. Шхонебека. 1699

Взятие Азова стало широко обсуждаемым событием и послужило темой для целого ряда изображений и в России, и за границей.

Первое место среди гравюр, посвященных этой победе русской армии, занимает бесспорно гравюра Адриана Шхонебека. Она была сделана по желанию самого Петра, как указано в помещенном под ней тексте.

Гравюра интересна попыткой дать достоверное изображение произошедшего. Фигуры действующих лиц выполнены, очевидно, с натуры, материалом же для изображения местности послужил, несомненно, план осады Азова, сделанный инженером Ф.Э. Боргсдорфом. На него, по-видимому, и указывает Петру Тиммерман, голландский учитель Петра.

На первом плане изображена конная группа участников взятия Азова: посередине с саблей в руке — государь император; направо от него — А.С. Шеин; за Петром (справа налево): П.А. Толстой, М.Б. Шереметев, Ф.Я. Лефорт (спиной к зрителям), А.М. Головин, Ф.А. Головин, Гордон-младший (в шляпе с большими полями) и П. Гордон (в профиль).

За этой группой всадников виден Дон, разделяющийся на несколько рукавов. По реке плавают корабли русского флота. За рекой видна каланча — каменная башня для охраны подступов к Азову. Далее изображена Азовская крепость, а на противоположном берегу — лагерь русских полков.

  подробнее

Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре (см. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского) изображен великий иконописец Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — 1427). Он пишет фреску «Спаса Нерукотворного» в Спасском соборе Андроникова монастыря на Яузе.

В центре композиции, на высоком деревянном помосте Андрей Рублев работает над фреской. Иконописец в монашеском одеянии, с непокрытой головой. Слева и справа от помоста расположены наблюдающие за Рублевым группы монахов и мирян. Во главе левой группы игумен Ефрем, с жезлом в левой руке. Монахи в темно-коричневых мантиях и кукулях на головах, миряне с непокрытыми головами.

В толпе наблюдающих выделена фигура пожилого мужчины в княжеском одеянии зеленого цвета. Возможно, на миниатюре изображен князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, с именем которого связано строительство трех важнейших памятников московского зодчества начала XV в.: Успенского собора на Городке в Звенигороде и соборов Саввино-Сторожевского и Троице-Сергиева монастырей. Князь посетил Андроников монастырь в 1428 г.

Под миниатюрой приведен текст: «И подписанием чудным своима рукама украсиша в память отец своих, еже и до ныне всеми зрится в славу Христу Богу».

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 229-й). Размер — 23 х 12 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Апофеоз царствования Екатерины II. Худ. Г. Гульельми. 1767
Екатерина II любила лесть и восхваление своей персоны. Это нашло многочисленное отражение в изобразительном искусстве эпохи ее правления. Примером придворного низкопоклонничества перед всесильной монархиней может служить эскиз плафона «Апофеоз царствования Екатерины II». Он был детально проработан и предназначался для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе, но роспись плафона не была осуществлена.

В центре композиции представлена Екатерина II в традиционном для аллегорических изображений с ее участием образе Минервы, богини мудрости, но с царскими регалиями и голубой лентой ордена Андрея Первозванного через плечо. По сторонам от нее расположены фигуры, олицетворяющие духовную и светскую власть, а также аллегории Мира и Благоразумия. Царствование Екатерины представляется как время расцвета наук и искусств, о чем призваны напомнить фигуры Живописи, Музыки, Архитектуры и Астрономии у подножия ее трона. Богатство и процветание страны олицетворяют женская фигура со снопом — Плодородие — и Меркурий, бог торговли и покровитель ремесел, держащий рог изобилия, полный золотых монет. С обеих сторон к трону стремятся полные благодарности народы, населяющие империю, а в облаках изображены святые покровители России, процветающей под властью Екатерины II.

См. подробнее — Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756

  подробнее

Архангельск в I пол. XVII век. Торговые связи

В 1583-1584 гг. по указу царя Ивана Грозного вокруг Михайло-Архангельского монастыря на мысе Пур-Наволок в устье Северной Двины воеводы П.А. Нащокин и А.Н. Волохов (Залешанин) возвели деревянную крепость, своим величием производившую на иностранцев сильное впечатление. В 20-х годах XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония.

В I пол. XVII веке Архангельск стал крупнейшим русским торговым городом. На протяжении всего столетия Архангельск являлся единственным морским портом, через который велась торговля с Западной Европой. Здесь также активно развивались судостроение, морские промыслы, многочисленные ремесла, зодчество.

Развитие международной морской торговли через архангельский порт способствовало процветанию всего исторического Поморья, так как в систему товарообмена были включены практически все крупные северные города: Великий Устюг, Каргополь, Вятка, Тотьма, Сольвычегодск и другие.   подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer