Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » СТАТЬИ


Сибирские жены декабристов. Статья Н.А. Ларьковой

Могут ли быть жены декабристов идеалом и примером для подражания для современных женщин? Можно поставить проблему шире – является ли для современных женщин идеалом та жертвенная любовь или то чувство долга, которое, без сомнения, явили миру эти женины? Но, с другой стороны, требовало ли это чувство таких жертв – разрыв с семьей, родными, детьми, привычной средой и образом жизни, ведь для тех женщин, которые не последовали за своими мужьями, не последним аргументом были отрыв от своего круга и привычных форм взаимоотношений, ведь пребывание в Сибири ломало традиционные стереотипы личностных отношений. На этот вопрос нет и, наверное, никогда не будет однозначного ответа.

 
Тема быт, внутренняя политика
Исторический период Новое время
Территория Российская империя
Язык оригинала русский
Библиография Декабристы. Биографический справочник. – М.: "Наука", 1988; Завалишин Д.И. Записки декабриста. – М, 1906; Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. – М, "Наука", 1984; Покровский В.И. Жены декабристов. – М.: типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1906; Сергеев М. Несчастью верная сестра. – Иркутск.: Вост-Сибир. кн. изд., 1975.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – http://www.owl.ru/win/research/sibirskie.htm


Памятник женам декабристов в Тобольске. 2008


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из мифов российской истории - миф о так называемых "декабристках" - первых женщинах, обозначивших женщин как явление в общественной жизни России. При этом всячески подчеркивается именно русский характер явления, хотя из 12-ти декабристок русскими были только пять, из остальных две (Анненкова и Ивашева) - чистокровные француженки, одна (Трубецкая) - француженка по отцу и воспитанию, две польки по крови и культурной ориентации (Ентальцева и Юшневская), две - украинки хотя бы наполовину (Волконская и Давыдова). Все они, однако, принадлежали к сословию, считающемуся носителем русской государственной культуры - дворянству (исключение - наемные работницы Полина Гебль (Анненкова) и Камилла Ле-Дантю (Ивашева)) и в этом качестве действительно были первыми русскими женщинами, поступок которых, стал явлением общественно значимым и повлиявшим на формирование самосознания русских женщин (недаром одной из основоположниц русского женского движения стала внучка декабриста Ивашева).

Для ста с лишним молодых мужчин, попавших в Читинский, а потом в Петровский острог, пример жен (не всегда верных мужьям, о чем говорят, в частности, упоминания о супружеской неверности М.Н. Волконской) не был примером, а физиологическая потребность брала свое. В скандальных «Записках декабриста» Д.Завалишина, фактура которых многократно и безуспешно была опровергаема историками всех направлений, говорится об организации "при" каземате банального публичного дома, что было довольно просто при вольности нравов каторжно-ссыльного Забайкалья.

Совсем иная ситуация складывалась с выходом каторжников на поселение: оторванные от сугубо мужского общества, от моральной и материальной помощи товарищей, они, естественно, пытались вписаться в окружающую их среду, прежде всего - через связи с женщинами, освященные или не освященные законом. Анализ этих связей открывает полный спектр отношений - от юридически оформленных браков ссыльных "государственных преступников" до более чем сомнительных как с нравственной, так и с юридической точек зрения.

Имущественная и образовательная разнородность самих первых русских революционеров предопределила и разнообразие социальной принадлежности их избранниц, хотя однозначной зависимости здесь не было. Женами более аристократичных членов столичного "Северного общества" становится обычно дочери чиновников и купцов, а бывшие прапорщики и поручики провинциальных полков - "Соединенные славяне" - находили себе спутниц жизни в среде крестьян и казаков. Конечно, были и почти скандальные мезальянсы вроде брака потомка Рюрика князя Е.Оболенского с "вольноотпущенной" крестьянкой Варварой Барановой, кстати, няней внебрачных детей его друга И.Пущина. Но и подобного рода браки были, как правило, счастливы. После амнистии 1856 г. некоторые семьи выезжали в Европейскую Россию, где экзотические для российского дворянского общества женщины вполне вписывались в круг общения их мужей. Большинство же новых семей осталось в Сибири - их главы за 15-20 лет вросли в крестьянскую или казачью среду, связанные с ней не только экономически, но и вписавшись в круг обширных родственных связей своих жен.

Конечно, общая картина не была столь идилической, ибо сама среда была весьма пестрой. Спился с женой-алкоголичкой и рано умер А.Тютчев, погиб в пьяной драке в доме своей любовницы М.Глебов (кстати, только у него в обвинении присутствовало пребывание на Сенатской площади нетрезвым), ускорило заболевание и преждевременную смерть В. Кюхельбекера отношение к мужу абсолютно чуждой ему жены - дочери мелкого чиновника.

Однако многие ссыльные не оформляли своих связей, и не только те, у кого в России остались жены, как у А. Бригена или В. Штейнгеля. Неженатые декабристы тоже часть не спешили оформить по многу лет длящиеся связи, даже после рождения детей. Судьбы последних разнообразны, но в основном благополучны. Многие отцы вывозили их в Европейскую Россию и старались дать достойное воспитание и образование и помогали занять соответствующее социальное положение. Так поступил, например, И. Пущин, дети которого были усыновлены его братом, или В. Штейнгель, дети которого получили фамилию Бароновы по титулу отца. Оставшиеся в Сибири тоже, как правило, за счет полученного образования и из уважения к их отцам (но и при поддержке местного общества) поднимались по социальной лестнице. Сын умершего Н.Бестужева стал видным предпринимателем и общественным деятелем, сын малоизвестного Н.Лисовского - офицером, а выросший в селе Шушенском сын бывшего поручика А.Фролова и казачки Макаровой в 1916 г. был генералом от инфантерии в Генеральном штабе.

Несмотря на все разнообразие, столь жизненно естественное, связей декабристов с сибирскими женщинами эти связи имели несколько общих последствий. Прежде всего в большинстве своем они часть были спасением для попавших в поначалу чуждую для них среду декабристов, а рождение детей придавало их жизни важнейшую цель. Однако помимо индивидуальных, были и социально-общественные последствия: через своих спутниц декабристы входили в неведомую для русских интеллигентов среду сибирского мелкого чиновничества, купечества и крестьянства, естественным образом ломая социальные барьеры и оказывая огромное, отмечаемые всеми исследователями, влияние на общественную и культурную жизнь огромного региона России. При этом естественно, что именно женщины выполняли связующую роль между разными мирами и способствовали возникновению особенно прочных связей и усилению взаимопонимания.

Приехавшие в Европейскую Россию сибирячки и их дети ломали бытовавшее в культурной среде мнение о дикости сибиряков, что в условиях коренной ломки социальных и культурных ориентиров общества предреформенной России и при огромном моральном авторитете в нем декабристов было одним из ручейков, размывавших костность власти и способствовавших изменению взглядов российского общества на многие вопросы взаимоотношения разных его слоев.

ЛАРЬКОВА Н.А. СИБИРСКИЕ ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ: ЛОМКА СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer