Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д


Давка на Ходынском поле. 18 мая 1896

Дворец Лжедмитрия I. Рисунок Исаака Массы. 1606

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. 1660—1670-е гг. Гравюра Ф. Гильфердинга. II половина XVIII в.

Дворцовый быт при царе Алексее Михайловиче. Извлечение из сочинения И.М. Катаева. 1901

Дворцовый переворот 1741 года и воцарение Елизаветы Петровны. Из «Записок» Я.П. Шаховского

Дворцовый переворот 1762 года

Девичьи качели в Москве. Гравюра из книги Бернгарда Таннера. 1678

Девочка покупает груши. Отрывок из издания «Волшебный фонарь». 1817

Декабристы

Декларация независимости США. 4 июля 1776

Декларация прав человека и гражданина. 26 августа 1789

Декрет о замене продразверстки продналогом. 21 марта 1921

Декрет о земле. 26 октября 1917

Декрет о подавлении беспорядков. 10 августа 1789

Декрет о максимуме. 29 сентября 1793

Декрет о Революционных трибуналах. 10 июня 1794

Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий. 11 августа 1789

Декрет об упразднении королевской власти во Франции. 21—22 сентября 1792

Дело царевича Алексея Петровича. 1716—1718. Извлечение из сочинения В. Бергмана «История Петра Великого»

Денежная реформа 1654–1663 гг. Извлечение из сочинения А. Мейерберга «Путешествие в Московию…».

День эвакуации и триумфальный въезд Дж. Вашингтона в Нью-Йорк. 25 ноября 1783. Литография

Десять дней, которые потрясли мир. Рид, Д.

Детство М.С. Щепкина в доме помещика. Из «Записок» М.С. Щепкина

Детство Петра I. Извлечение из исторического очерка Б.Б. Глинского. 1912

Династия Романовых. Схема. 1613–1917

Договор патриарха Гермогена и бояр с гетманом C. Жолкевским о призвании польского королевича Владислава на Российский престол

Договор Руси с Византией. 2 сентября 911

Дом в Калуге, где жили Лжедмитрий II и Марина Мнишек. Гравюра М. Рашевского по рис. И. Суслова. 1884

Домострой. Середина XVI в.

Донесение М.И. Кутузова Александру I о сражении при Бородине. Последние числа августа 1812 г.

Дорожный возок Екатерины II. Гравюра Гоппе. Конец XVIII в.

Духовная грамота Ивана IV Васильевича Грозного. Июнь-август 1572

Духовная грамота патриарха Иова. 1604

Духовный регламент. 1721

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Война за независимость в Северной Америке. 1775—1783 «День эвакуации» и триумфальный въезд Дж. Вашингтона в Нью-Йорк. 25 ноября 1783. Литография. 1879
После Версальского мирного договора, подписанного в сентябре 1783 г., Англия признала независимость США. 25 ноября 1783 г. британские войска покинули Нью-Йорк и в город торжественно вошла освободительная армия колонистов во главе с Дж. Вашингтоном.  подробнее

Дворец Лжедмитрия I. Рисунок Исаака Массы. 1606

За свое недолгое царствование Лжедмитрий I успел построить в Московском Кремле новый дворец. Голландский купец и свидетель русской Смуты Исаак Масса в своих «Кратких известиях о Московии» привел не только рисунок этого роскошного строения, но и его словесное описание: «Он [Лжедмитрий I] повелел выстроить над большою кремлевской стеною великолепные палаты, откуда мог видеть всю Москву, ибо они были воздвигнуты на высокой горе, под которою протекала река Москва, и повелел выстроить два здания, одно подле другого, под углом, одно для будущей царицы [Марины Мнишек], а другое для него самого, и вот приблизительно верное изображение этих палат, возведенных наверху кремлевской стены в Москве; и так стояли палаты на высоких тройных стенах.

Внутри этих описанных выше палат он повелел поставить весьма дорогие балдахины, выложенные золотом, а стены увесить дорогою парчою и рытым бархатом, все гвозди, крюки, цепи и дверные петли покрыть толстым слоем позолоты; и повелел внутри искусно выложить печи различными великолепными украшениями, все окна обить отличным кармазиновым сукном; повелел также построить великолепные бани и прекрасные башни; сверх того он повелел построить еще и конюшню рядом со своими палатами, хотя уже была одна большая конюшня при [большом] дворце; он повелел в описанном выше дворце также устроить множество потаенных дверей и ходов, из чего можно видеть, что он в том следовал примеру тиранов, и во всякое время имел заботу [об этом]» (Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале XVII в. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. С. 116—117.).

  подробнее

Дворцовый переворот. 28 июня 1762. Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота. Акварель. Неизвестный художник. Конец XVIII — первая треть XIX в. ГЭ

Екатерина верно рассчитала политическую ситуацию в Санкт-Петербурге. Она пользовалась популярностью в народе. Гвардия мечтала видеть ее на престоле. Сановники помышляли о замене Петра III его сыном Павлом Петровичем под регентством Екатерины.

Главной силой дворцового переворота стали гвардейцы — остальным пришлось признать совершившийся факт воцарения Екатерины. Петр III был низложен 28 июня 1762 г. военным мятежом без единого выстрела, при ликовании народа.

Публикуемая акварель выполнена неизвестным художником с оригинала И.-Г.-К. Кестнера, который в 1760-х годах создал серию акварелей с изображением эпизодов переворота 28 июня 1762 г.

  подробнее

Девичьи качели в Москве. Гравюра из книги Бернгарда Таннера. 1678
Чешский путешественник Бернгард Таннер в своих путевых заметках писал: «Девицы и молодые женщины, где найдут удобное место — на улице ли, на дворе ли, кладут большой величины колоду, а на ней помещают в равновесии доску. Стоя по концам ее, они приводят друг дружку в движение и попеременно наподдают кверху иной раз (если сойдутся наловчившиеся) так смело, что подбрасывают одна другую на доске кверху высоко. Этим качаньем они… занимаются по целым дням» (Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году / Пер. с латинского, примечания и приложения И. Ивакина. — М.: Университетская тип., 1891. С. 103).

Петр Петрей, шведский путешественник и писатель, отметил в своем сочинении: «Женщины находят развлечение и забаву в качанье на досках, а также и на веревке. В большие праздники сговорятся двое или трое молодцов и срубят два длинные столба, около 16 аршин длиною, крепко вбивают их в землю, кладут на них перекладину, точно виселицу, к которой и привязывают две длинные веревки, спускают их до земли и ходят потом по всем дворам в городе. Желающая качаться выходит за ворота на улицу и садится на ту веревку; два молодца немного отойдут от нее, возьмутся за другую веревку, около 12 аршин длиною, привязанную к той, на которой сидит женщина: так и дергают веревку до того, что сидящая взлетает снизу вверх, и это делают до тех пор, пока угодно качальщице. Она может держаться рукой за веревку, а после качанья платит за него серебряную деньгу, и молодцы, строившие качель, добывают иногда до полутора талера у каждого дома. Ту, которая качается выше всех, хвалят и считают мастерицей» (Петрей П. Истории о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. — М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. С. 426—427.).

  подробнее

Династия Романовых. Схема. 1613–1917
Романовы – русский боярский род; царская (1613-1721), императорская (1721-1917) династия.

Фамилия ведет свое начало от боярина Андрея Ивановича Кобылы (первая половина XIV в.). Его потомки: Кошкины, Захарьины и Захарьины-Юрьевы.

Возвышение Дома произошло после женитьбы (1547) царя Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Брат последней Никита Романович Романов считается родоначальником династии. Представители рода приходились ближайшими родственниками царю Федору Ивановичу (сыну царицы Анастасии) и заняли видное положение при дворе. После смерти в 1598 г. бездетного царя Федора Ивановича (последнего представителя династии Ивана Калиты на московском престоле, Романовы оказались более вероятных претендентов на трон.

В это время главой рода являлся двоюродный брат царя Федора Ивановича Федор Никитич (будущий патриарх Филарет). Его сын Михаил Федорович  по окончании Смуты и освобождения Москвы от поляков был избран царем на Земском соборе 1613 года. В прямом мужском поколении династия Романовых прервалась со смертью Петра II (1730), женская прямая линия пресеклась после смерти Елизаветы Петровны (1761). С восшествием на российский престол Петра III началась Гольштейн-Готторпская династия Дома Романовых, последний представитель которой, император Николай II, был свергнут с престола Февральской революцией в 1917 году.

  подробнее

Дом в Калуге, где жили Лжедмитрий II и Марина Мнишек. Гравюра М. Рашевского по рис. И. Суслова. 1884

Мы публикуем уникальную гравюру и описание дома Коробовых, где, по легенде, провел последний год жизни Лжедмитрий II, именовавшийся Калужским и Тушинским вором. В Калуге он пребывал со своей тайновенчанной женой Мариной Мнишек. Здесь уже после убийства мужа у нее родился сын Иван («Воренок»).  подробнее

Дорожный возок Екатерины II. Гравюра Гоппе. Конец XVIII в.
Екатерина II много путешествовала по стране даже в зимнее время. Ее дорожный возок представлял собой утепленный и вместительный конный экипаж на полозьях.  подробнее

Коломенское. Дворец царя Алексея Михайловича. 1660—1670-е гг. Гравюра Ф. Гильфердинга. II половина XVIII в.

Еще до начала XVII в. на красивом, возвышенном берегу Москвы-реки, в селе Коломенском, утопавшем в зелени садов, была создана летняя царская резиденция. На ее территории в 1660—1670-е гг. под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова был воздвигнут деревянный дворец. Росписью дворца руководили известные изографы Симон Ушаков и Богдан Салтанов.

Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы и царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства. Все палаты соединялись между собой переходами, которые образовывали внутренние дворики. Резные срубы хором завершались живописными кровлями самых различных и очень затейливых форм. Назывались они по-разному: кубы, маковки, луковицы, шатры, бочки, палатки и т. д. Очень нарядны были разноцветные чешуйчатые кровли с позолоченными гребешками, флюгерами, подзорами.

Резьба была раскрашена яркими цветами и местами густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были оформлены наиболее богато. Двери других помещений были расписаны «живописным письмом»: на их полотнищах изображались цветки, травы, птицы, звери и картинки русской природы. Резное убранство фасадов и интерьеров Коломенского дворца поражало богатством форм орнамента и исполнительскими приемами. Все вместе создавало почти сказочное впечатление.

Коломенский дворец простоял без малого сто лет, пока не был 1769 г. по распоряжению Екатерины II разобран «за ветхостью».

См. подробнее о Коломенском архитектурном ансамбле и дворце царя Алексея Михайловича.

  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer