Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » И


Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг.

Известие о походе Мамая. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Измайловский Лейб-гвардии полк

Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650. Фото. 2005

Именины царевича Петра Алексеевича. 1674. Гравюра Ельваля

Император Павел I с семьей. Худ. Гергардт Франц фон Кюгельген

Императрица Елисавета и искусство ее времени. Извлечение из статьи Н.Н. Врангеля. 1912

Императрица Мария Федоровна и благотворительность. Извлечение из воспоминаний М.С. Мухановой. 1870-е гг.

Индустриализация в СССР. II пол. 1920-х - 1930-е гг.

Иное сказание. 1620-е гг.

Инструкция Кузнецкого окружкома ВКП(б) о порядке определения кулацких хозяйств. 18 февраля 1930

Информационная сводка Колхозцентра СССР и РСФСР в перегибах в раскулачивании. Не ранее 25 февраля 1930

Иоанна Златоуста церковь в Коровниках в Ярославле. 1649—1654. Фото. Начало 2000-х гг.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Арх. А.А. Монферран. 1818—1858

История моей петербургской службы. А.Т. Болотов. 1805

История о великом князе Московском. А.М. Курбский. 1573

История о избрании и восшествии на престол… императрицы Анны Иоанновны. Феофан Прокопович. 1730

Итальянская опера в Санкт-Петербурге. II пол. XIX века

Итальянский поход А.В. Суворова. 1799. Анекдоты о полководце, собранные В.А. Левшиным

Их разум и тело подобны нашим. Джефферсон Т. 1780-е гг.

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Императрица Елисавета и искусство ее времени. Извлечение из статьи Н.Н. Врангеля. 1912

Блестящая работа барона Николая Николаевича Врангеля (1880—1915), специалиста по русскому искусству конца XVIII — первой трети XIX веков, посвящена эпохе императрицы Елизаветы Петровны: личности правительницы, быту и искусству того времени. Статья была написана по поводу открытия в 1912 г. в музее Академии художеств выставки «Ломоносов и Елисаветинское время».

См. подробнее о портрете императрицы Елизаветы Петровны.

  подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг.

«Царь Алексей Михайлович, по смерти первой супруги своей Марии Ильиниишны, из роду Милославских, скончавшейся 3 марта 1669 года, вознамерился вступить во второй брак на 41 году своей жизни, еще крепким духом и силами телесными.

Само провидение, казалось, руководило выбором государя и указало ему на бедную девицу Наталью, дочь незначительного дворянина Кириллы Нарышкина, которая воспитывалась у своего родственника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Ее красота, кротость нрава и благодушие сделали сильное впечатление на царя, нередко посещавшего дом любимого им боярина, и он решился избрать ее в супруги. Но, снисходя к просьбам Матвеева, который при таком явном предпочтении государя к его семейству опасался навлечь на себя зависть и злобу других вельмож и царедворцев, царь повелел, по старинному русскому обычаю, собрать во дворец шестьдесят девиц из знатнейших родов дворянских и из среды их торжественно избрал уже прежде сердцем его избранную Наталью Кирилловну.

Торжество бракосочетания не замедлило совершиться, с обычною в то время пышностью и великолепием русского двора, в 22 день января 1671 года, при общем ликовании народа» (Ламбин Н.П. История Петра Великого. — СПб.: Типография Ф.И. Эльснера, 1844. С. 32—33.).

  подробнее

Известие о походе Мамая. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре изображен момент, когда великий князь Дмитрий Донской и бояре получают известие о том, «что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю…» (cм. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского).

Вверху миниатюры, с правой стороны, ордынцы надвигаются на Москву под предводительством Мамая. Под ними расположено изображение княжеских палат внутри кремлевских стен. В палатах на троне с двухступенчатыми подножками сидит Дмитрий Донской в шапке с меховой опушкой и в княжеском одеянии. Он выслушивает вестника, прибывшего с печальной вестью. За вестником стоят бояре. На кремлевской площади, вне палат, видна встревоженная толпа москвичей, собравшаяся вокруг другого вестника. Под миниатюрой подпись киноварью: «О победе, еже на Мамая, и о монастыре, иже на Дубенке». Черный текст: «Бысть убо, Богу попущающу за грехи наша, слышно бысть, яко Ординский князь Мамай воздвиже силу велику, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю».

Миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры. Лист 241. Размер всей страницы — 23,5 х 13,5 см.

В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Измайловский Лейб-гвардии полк. Перенесение турецких знамен в Троицкий собор в Измайловском полку. 22-го июля 1877. Гравюра И. Матюшина по рисунку А. Бальдингера. 1877

22-го июля 1877 года в Санкт-Петербурге состоялся торжественный перенос турецких знамен из здания Главного штаба в Троицкий собор, полковую церковь Лейб-гвардии Измайловского полка.

В соборе находилось множество чтимых икон, священных сосудов, частиц мощей русских святых. На аналоях под стеклом помешались мундиры августейших шефов полка: императоров Александра I, Николая I, Александра II. По распоряжению Николая I в соборе хранились как старые, так и новые знамена Измайловского полка.

В западной части церкви хранились военные трофеи: около 100 знамен, отбитых у врага, а также ключи от городов, взятых Измайловским полком: Никополя, Плевны, Шипки, Перваз-Бахри, Баязета, Карса и других.

В храмовые стены были вмурованы мраморные доски с именами геройски погибших и умерших от ран офицеров полка.

В память об освобождении христианских народов от турецкого владычества в русско-турецкую войну 1877-78 гг. митрополит Софийский Мелетий передал в дар полку почитаемую болгарскую икону, которая также хранилась в соборе.

Гравюра выполнена в 1877 г. И. Матюшиным по рисунку А. Бальдингера.

  подробнее

Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650. Фото. 2005

Один из самых замечательных памятников ярославского зодчества XVII столетия — храм во имя Ильи Пророка. Он был построен именитыми купцами Вонифатием и Иоанникием Скрипиными на их дворе близ волжского берега и освящен в 1650 г. митрополитом Ростовским Варлаамом.

Внутри храм поражает многоцветностью и пышностью убранства. Стенопись была выполнена в 1680—1681 гг. костромскими и ярославскими мастерами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.

Ильинская церковь — редкостная жемчужина русской церковной старины, почти полностью сохранившая свой первоначальный облик. Вместе с историческим центром Ярославля она внесена в список всемирного культурного наследия Юнеско.


См. подробнее — церковь Ильи Пророка в Ярославле.

  подробнее

Именины царевича Петра Алексеевича. 1674. Гравюра Ельваля. Начало 1840-гг.
Одно современное сказание уверяет, что еще в младенчестве сказался воинственный дух царевича, когда в третье его тезоименитство [именины — прим. ред.] один купец между прочими подарками поднес ему маленькую саблю. Царевич так был восхищен этим подарком, что, не обращая внимания на прочие игрушки, с жадностью схватил саблю, расцеловал купца и побежал к царю, прося, чтоб он наградил купца, а его самого препоясал саблею.

Царь исполнил желание сына: купца пожаловал гостем и по прочтении духовником молитвы сам препоясал его тою саблею, как бы посвятив в витязи.

С того времени сабля была любимою игрушкою отрока и неразлучным сопутником его повсюду; нередко он и засыпал с нею. Такая черта ребенка, прибавляет сказание, была предметом многих разговоров, и все, удивляясь, говаривали: «Что отроча сие будет, когда возмужаешь!»

(Ламбин Н.П. История Петра Великого. — СПб.: Типография Ф.И. Эльснера, 1844. С. 36—37.).

  подробнее

Император Павел I с семьей. Худ. Гергардт Франц фон Кюгельген. 1800

Императорская семья Павла I изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке.

Слева направо изображены: Великий князь Александр Павлович (будущий император Александр I) в мундире Лейб-гвардии Семеновского полка. Он опирается на пьедестал с бюстом Петра I. Рядом с ним стоит великий князь Константин Павлович в мундире Лейб-гвардии Конного полка. Далее к сидящей матери-императрице Марии Федоровне прислонился маленький великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I). За императрицей стоит великая княжна Екатерина Павловна, а в центре композиции за арфой изображена великая княжна Мария Павловна. За ней среди кустов находится колонна с бюстом умершей в младенчестве великой княжны Ольги Павловны. Далее, опершись на ногу императора Павла I, представленного в мундире Преображенского полка, стоит его младшая дочь — великая княжна Анна Павловна. Рядом с креслом на земле сидит великий князь Михаил Павлович. У правого края картины стоят великие княжны Александра и Елена Павловны.

Художник допустил анахронизм в изображении мундиров Александра и Константина. Их фрачный покрой с очень высоким стоячим открытым спереди воротником был введен Александром I только в 1801 году. Нововведение в покрое легко обнаружить при сравнении формы старших сыновей с костюмом Павла I. Это обстоятельство указывает на то, что семейный портрет частично переписывался художником после смерти Павла. В рукописном Каталоге картин Павловского дворца, составленном в 1925 году В. Зубовым, имеется указание, что на эту несообразность обратил внимание еще император Александр II. При исследовании картины в инфракрасных лучах было обнаружено, что картина действительно переписывалась и первоначально формы Александра и Константина выглядели иначе.

Групповой царский портрет предназначался для личных комнат императора в Павловском дворце.  подробнее

Иоанна Златоуста церковь в Коровниках в Ярославле. 1649—1654. Фото. Начало 2000-х гг.

Златоустовская церковь — яркий и характерный памятник ярославской школы зодчества XVII столетия.

Храм является составной частью архитектурного ансамбля Коровницкой слободы. Он был построен по заказу посадских людей Ивана и Федора Неждановских. В архитектонике церкви воплотился свойственный древнему Ярославлю тип пятиглавого храма с галереями, крыльцами и шатровыми притворами. Постройка отличается уравновешенностью композиции и обилием декоративного убранства.

См. подробнее — церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.

  подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография. 1845

По своему размаху строительство Исаакиевского собора (1818-1858) превосходило подобные работы не только в Петербурге, но и во всей России. За 40 лет в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов и других рабочих. Все это время строительством храма руководил автор его проекта О. Монферран.

В 1843 году строительство здания собора завершилось, но уже в 1841 году начались работы по его внутреннему художественно-декоративному оформлению. В украшении собора участвовали виднейшие русские художники Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, В.К. Шебуев и скульпторы И.П. Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский.   подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Итальянская опера в Санкт-Петербурге. Джузеппе Верди. Опера «Аида» в 4-х действиях. Гравюра. 1875

Во второй половине XIX столетия итальянская опера выступала в помещении Большого театра, иногда – Мариинского театра. В ее состав входили величайшие имена в истории бельканто: А. Бозио, П. Виардо, А. Каталани, А. Патти, А. Тамбурини и др. Спектакли были роскошно оформлены. В 1880-1910-х гг. господствовали частные антрепризы.

Итальянцы ставили популярные в Санкт-Петербурге не только оперы зарубежных авторов, но и произведения русских композиторов: «Демона» и «Нерона» А.Г. Рубинштейна, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Евгения Онегина», «Иоланту», «Пиковую даму» П.И. Чайковского и даже «Руслана» и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Правда, все оперы шли в переводе на итальянский язык. Итальянские труппы были привлекательны для публики разных городских сословий.

На гравюре, выполненной Э. Даммюллером по рисунку К. Броже, представлена вторая картина второго акта оперы «Аида».   подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer