Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » И


Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг.

Известие о походе Мамая. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Измайловский Лейб-гвардии полк

Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650. Фото. 2005

Именины царевича Петра Алексеевича. 1674. Гравюра Ельваля

Император Павел I с семьей. Худ. Гергардт Франц фон Кюгельген

Императрица Елисавета и искусство ее времени. Извлечение из статьи Н.Н. Врангеля. 1912

Императрица Мария Федоровна и благотворительность. Извлечение из воспоминаний М.С. Мухановой. 1870-е гг.

Индустриализация в СССР. II пол. 1920-х - 1930-е гг.

Иное сказание. 1620-е гг.

Инструкция Кузнецкого окружкома ВКП(б) о порядке определения кулацких хозяйств. 18 февраля 1930

Информационная сводка Колхозцентра СССР и РСФСР в перегибах в раскулачивании. Не ранее 25 февраля 1930

Иоанна Златоуста церковь в Коровниках в Ярославле. 1649—1654. Фото. Начало 2000-х гг.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Арх. А.А. Монферран. 1818—1858

История моей петербургской службы. А.Т. Болотов. 1805

История о великом князе Московском. А.М. Курбский. 1573

История о избрании и восшествии на престол… императрицы Анны Иоанновны. Феофан Прокопович. 1730

Итальянская опера в Санкт-Петербурге. II пол. XIX века

Итальянский поход А.В. Суворова. 1799. Анекдоты о полководце, собранные В.А. Левшиным

Их разум и тело подобны нашим. Джефферсон Т. 1780-е гг.

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг.

«Царь Алексей Михайлович, по смерти первой супруги своей Марии Ильиниишны, из роду Милославских, скончавшейся 3 марта 1669 года, вознамерился вступить во второй брак на 41 году своей жизни, еще крепким духом и силами телесными.

Само провидение, казалось, руководило выбором государя и указало ему на бедную девицу Наталью, дочь незначительного дворянина Кириллы Нарышкина, которая воспитывалась у своего родственника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Ее красота, кротость нрава и благодушие сделали сильное впечатление на царя, нередко посещавшего дом любимого им боярина, и он решился избрать ее в супруги. Но, снисходя к просьбам Матвеева, который при таком явном предпочтении государя к его семейству опасался навлечь на себя зависть и злобу других вельмож и царедворцев, царь повелел, по старинному русскому обычаю, собрать во дворец шестьдесят девиц из знатнейших родов дворянских и из среды их торжественно избрал уже прежде сердцем его избранную Наталью Кирилловну.

Торжество бракосочетания не замедлило совершиться, с обычною в то время пышностью и великолепием русского двора, в 22 день января 1671 года, при общем ликовании народа» (Ламбин Н.П. История Петра Великого. — СПб.: Типография Ф.И. Эльснера, 1844. С. 32—33.).

  подробнее

Известие о походе Мамая. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
На миниатюре изображен момент, когда великий князь Дмитрий Донской и бояре получают известие о том, «что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю…» (cм. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского).

Вверху миниатюры, с правой стороны, ордынцы надвигаются на Москву под предводительством Мамая. Под ними расположено изображение княжеских палат внутри кремлевских стен. В палатах на троне с двухступенчатыми подножками сидит Дмитрий Донской в шапке с меховой опушкой и в княжеском одеянии. Он выслушивает вестника, прибывшего с печальной вестью. За вестником стоят бояре. На кремлевской площади, вне палат, видна встревоженная толпа москвичей, собравшаяся вокруг другого вестника. Под миниатюрой подпись киноварью: «О победе, еже на Мамая, и о монастыре, иже на Дубенке». Черный текст: «Бысть убо, Богу попущающу за грехи наша, слышно бысть, яко Ординский князь Мамай воздвиже силу велику, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю».

Миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры. Лист 241. Размер всей страницы — 23,5 х 13,5 см.

В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Измайловский Лейб-гвардии полк. Перенесение турецких знамен в Троицкий собор в Измайловском полку. 22-го июля 1877. Гравюра И. Матюшина по рисунку А. Бальдингера. 1877

22-го июля 1877 года в Санкт-Петербурге состоялся торжественный перенос турецких знамен из здания Главного штаба в Троицкий собор, полковую церковь Лейб-гвардии Измайловского полка.

В соборе находилось множество чтимых икон, священных сосудов, частиц мощей русских святых. На аналоях под стеклом помешались мундиры августейших шефов полка: императоров Александра I, Николая I, Александра II. По распоряжению Николая I в соборе хранились как старые, так и новые знамена Измайловского полка.

В западной части церкви хранились военные трофеи: около 100 знамен, отбитых у врага, а также ключи от городов, взятых Измайловским полком: Никополя, Плевны, Шипки, Перваз-Бахри, Баязета, Карса и других.

В храмовые стены были вмурованы мраморные доски с именами геройски погибших и умерших от ран офицеров полка.

В память об освобождении христианских народов от турецкого владычества в русско-турецкую войну 1877-78 гг. митрополит Софийский Мелетий передал в дар полку почитаемую болгарскую икону, которая также хранилась в соборе.

Гравюра выполнена в 1877 г. И. Матюшиным по рисунку А. Бальдингера.

  подробнее

Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650. Фото. 2005

Один из самых замечательных памятников ярославского зодчества XVII столетия — храм во имя Ильи Пророка. Он был построен именитыми купцами Вонифатием и Иоанникием Скрипиными на их дворе близ волжского берега и освящен в 1650 г. митрополитом Ростовским Варлаамом.

Внутри храм поражает многоцветностью и пышностью убранства. Стенопись была выполнена в 1680—1681 гг. костромскими и ярославскими мастерами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.

Ильинская церковь — редкостная жемчужина русской церковной старины, почти полностью сохранившая свой первоначальный облик. Вместе с историческим центром Ярославля она внесена в список всемирного культурного наследия Юнеско.


См. подробнее — церковь Ильи Пророка в Ярославле.

  подробнее

Именины царевича Петра Алексеевича. 1674. Гравюра Ельваля. Начало 1840-гг.
Одно современное сказание уверяет, что еще в младенчестве сказался воинственный дух царевича, когда в третье его тезоименитство [именины — прим. ред.] один купец между прочими подарками поднес ему маленькую саблю. Царевич так был восхищен этим подарком, что, не обращая внимания на прочие игрушки, с жадностью схватил саблю, расцеловал купца и побежал к царю, прося, чтоб он наградил купца, а его самого препоясал саблею.

Царь исполнил желание сына: купца пожаловал гостем и по прочтении духовником молитвы сам препоясал его тою саблею, как бы посвятив в витязи.

С того времени сабля была любимою игрушкою отрока и неразлучным сопутником его повсюду; нередко он и засыпал с нею. Такая черта ребенка, прибавляет сказание, была предметом многих разговоров, и все, удивляясь, говаривали: «Что отроча сие будет, когда возмужаешь!»

(Ламбин Н.П. История Петра Великого. — СПб.: Типография Ф.И. Эльснера, 1844. С. 36—37.).

  подробнее

Император Павел I с семьей. Худ. Гергардт Франц фон Кюгельген. 1800

Императорская семья Павла I изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке.

Слева направо изображены: Великий князь Александр Павлович (будущий император Александр I) в мундире Лейб-гвардии Семеновского полка. Он опирается на пьедестал с бюстом Петра I. Рядом с ним стоит великий князь Константин Павлович в мундире Лейб-гвардии Конного полка. Далее к сидящей матери-императрице Марии Федоровне прислонился маленький великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I). За императрицей стоит великая княжна Екатерина Павловна, а в центре композиции за арфой изображена великая княжна Мария Павловна. За ней среди кустов находится колонна с бюстом умершей в младенчестве великой княжны Ольги Павловны. Далее, опершись на ногу императора Павла I, представленного в мундире Преображенского полка, стоит его младшая дочь — великая княжна Анна Павловна. Рядом с креслом на земле сидит великий князь Михаил Павлович. У правого края картины стоят великие княжны Александра и Елена Павловны.

Художник допустил анахронизм в изображении мундиров Александра и Константина. Их фрачный покрой с очень высоким стоячим открытым спереди воротником был введен Александром I только в 1801 году. Нововведение в покрое легко обнаружить при сравнении формы старших сыновей с костюмом Павла I. Это обстоятельство указывает на то, что семейный портрет частично переписывался художником после смерти Павла. В рукописном Каталоге картин Павловского дворца, составленном в 1925 году В. Зубовым, имеется указание, что на эту несообразность обратил внимание еще император Александр II. При исследовании картины в инфракрасных лучах было обнаружено, что картина действительно переписывалась и первоначально формы Александра и Константина выглядели иначе.

Групповой царский портрет предназначался для личных комнат императора в Павловском дворце.  подробнее

Иоанна Златоуста церковь в Коровниках в Ярославле. 1649—1654. Фото. Начало 2000-х гг.

Златоустовская церковь — яркий и характерный памятник ярославской школы зодчества XVII столетия.

Храм является составной частью архитектурного ансамбля Коровницкой слободы. Он был построен по заказу посадских людей Ивана и Федора Неждановских. В архитектонике церкви воплотился свойственный древнему Ярославлю тип пятиглавого храма с галереями, крыльцами и шатровыми притворами. Постройка отличается уравновешенностью композиции и обилием декоративного убранства.

См. подробнее — церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.

  подробнее

Культура России. I пол. XIX века. Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография. 1845

По своему размаху строительство Исаакиевского собора (1818-1858) превосходило подобные работы не только в Петербурге, но и во всей России. За 40 лет в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов и других рабочих. Все это время строительством храма руководил автор его проекта О. Монферран.

В 1843 году строительство здания собора завершилось, но уже в 1841 году начались работы по его внутреннему художественно-декоративному оформлению. В украшении собора участвовали виднейшие русские художники Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, В.К. Шебуев и скульпторы И.П. Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский.   подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Итальянская опера в Санкт-Петербурге. Джузеппе Верди. Опера «Аида» в 4-х действиях. Гравюра. 1875

Во второй половине XIX столетия итальянская опера выступала в помещении Большого театра, иногда – Мариинского театра. В ее состав входили величайшие имена в истории бельканто: А. Бозио, П. Виардо, А. Каталани, А. Патти, А. Тамбурини и др. Спектакли были роскошно оформлены. В 1880-1910-х гг. господствовали частные антрепризы.

Итальянцы ставили популярные в Санкт-Петербурге не только оперы зарубежных авторов, но и произведения русских композиторов: «Демона» и «Нерона» А.Г. Рубинштейна, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Евгения Онегина», «Иоланту», «Пиковую даму» П.И. Чайковского и даже «Руслана» и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Правда, все оперы шли в переводе на итальянский язык. Итальянские труппы были привлекательны для публики разных городских сословий.

На гравюре, выполненной Э. Даммюллером по рисунку К. Броже, представлена вторая картина второго акта оперы «Аида».   подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Освящение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 30 мая 1858. Гравюра. Начало 1880-х гг.

Ныне существующий Исаакиевский собор строился с 1818 по 1858 год по проекту архитектора А.А. Монферрана. За строительством храма надзирала особая правительственная комиссия.

30 мая 1858 года Исаакиевский собор был торжественно освящен как кафедральный храм и именован в честь преподобного Исаакия Далматского, чья память (30 мая ст. ст.) приходится на день рождения Петра I.

Огромные толпы народа собрались на праздничную церемонию, соседние улицы и даже крыши ближайших домов были переполнены людьми. В великолепном кортеже проследовали к собору император Александр II и весь царский двор. Вокруг храма были выстроены войска в полной парадной форме. Городское духовенство в белых с золотом одеяниях участвовало в крестном ходе от Исаакиевского собора к Казанскому и обратно.

Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таковым до обновленческого раскола в 1922 году.   подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer