Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К


Кабинет Петра I. Около 1720

Казанской демонстрация в Санкт-Петербурге. 6 декабре 1876

Казанская история. 1564—1566

Казань в XVII веке. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…»

Казнь воеводы М.Б. Шеина. Июнь 1633. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Казнь декабристов. Рассказы современников

Казнь Е.И. Пугачева. Отрывок из воспоминаний А.Т. Болотова

Казнь Людовика XVI. 21 января 1793. Гравюра. Конец XVIII в.

Казнь народовольцев А.А. Квятковского и А.К. Преснякова. 5 ноября 1880. Отчет, опубликованный в газете «Страна»

Калязинская челобитная. Не ранее 1679-1681

Карамзин Н.М. о Великой французской революции. Август 1789

Капитуляция генерала Д. Бэргойна под Саратогой. 17 октября 1777. Фотолитография Перси Морана

Категории ссыльных в России в конце XVIII в. Отрывок из воспоминаний Августа Коцебу

Катехизис революционера. С.Г. Нечаев. 1869

Кирасирский Лейб-гвардии полк

Кирилловское земство Вологодской губернии в начале XX века

Клятва в зале для игры в мяч. 20 июня 1789. Худ. Ж.Л. Давид

Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском. Р. Ченслер. 1553—1554

Коллективизация в СССР. II пол. 1920-х — 1930-е гг.

Коллекция Сергея Прокудина-Горского

Колокола в церковной жизни русских XVII века. Извлечение из труда Л. П. Рущинского «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков». 1871

Коломенское. Архитектурный ансамбль. XVI—XVII вв. Фото. 2005

Колониальная политика европейских держав. Из книги члена английского парламента В. Фулертона. 1787

Колониальная политика европейских держав. Из книги английского торговца Болтса «Размышления об индийских делах». 1772

Комедия притчи о блудном сыне. Симеон Полоцкий. 1670—1680

Комендант Яицкого городка передает Е.И. Пугачева А.В. Суворову. 16 сентября 1774. Гравюра резцом Х.Г. Гейзера по рисунку И.Д. Шуберта

Кондиции, подписанные Анной Иоанновной. 1730

Конституция Соединенных Штатов Америки. 17 сентября 1787

Конституция Франции. 3 сентября 1791

Конституция Франции. 24 июня 1793

Кончина патриарха Никона. 1681. Гравюра. Начало 1870-х гг.

Корниловский мятеж. 25—31 августа 1917

Коровники. Храмовый ансамбль. Ярославль. II половина XVII в.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны. Хромолитография

Коронование императора Наполеона I. 2 декабря 1804

Короны русских государей. Гравюра. Начало 1880-х гг.

Костюм русских цариц Евдокии Лукьяновны Стрешневой и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Хромолитография. Конец 1840-х гг.

Костюм русской боярышни конца XVII — начала XVIII в. Снимок с гравюры К. де Бруина

Костюм сокольничего XVII в. Хромолитография. 1840-е гг.

Красная площадь в Москве

Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии. И.Г. Корб

Крепостное право

Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…»

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского

Кровавое воскресенье. 9 января 1905

Кружок «москвичей» – народническая организация

Кружок «чайковцев» – народническая организация

Крымская война. 1853—1856

Кулачный бой крепостных Г.Г. Орлова. Отрывок из сочинения Уильяма Кокса

Куликовская битва. 8 сентября 1380

Культура России. XVII век

Культура России. XVIII век

Культура России. XIX век

Культура России. Конец XIX – начало XIX века

Культура Советской России. 1917-1991

Кунгурская летопись. II половина XVII в.

Кучер и блинник. Отрывок из издания «Волшебный фонарь». 1817

Кючук-Кайнарджийский мирный договор. 10 июля 1774

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Позаботилась ли ты о грудях? Плакат. 1930

Государственный контроль за частной жизнью граждан советской страны и тотальные предписания образа жизни приобретали порой весьма нелепые формы.   подробнее

Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного). Гравюра из книги Б. Таннера. 1678

Чешский путешественник Бернгард Таннер приложил к своему описанию Москвы гравюру с видом Покровского собора на Красной площади. Так выглядел храм в последней четверти XVII столетия.

См. подробнее: Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561 .  подробнее

Послы Земского собора сообщают народу и войску о решении избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Гравюра по рисунку начала 1670-х гг.

Земский собор 1613 г. должен был решить основной вопрос: кто же будет править государством? После длительных переговоров было решено не приглашать ни польского королевича Владислава, ни Карла-Филиппа, сына шведского короля Карла IX, а также не принимать Марину Мнишек и ее сына. В качестве кандидатов на престол Собор обсуждал и представителей древних боярских родов. Долго не могли остановиться на каком-либо одном лице.

Наконец, 21 февраля 1613 г., в воскресенье, после церковной службы в кремлевском Успенском соборе, выборные Земского собора объявили о своем решении — избрать на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета (Федора Никитича Романова) и инокини Марфы (Ксении Ивановны Романовой). Он приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Ивана Грозного. Архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Василий Петрович Морозов были посланы на Красную площадь, чтобы возвестить с Лобного места собравшемуся около Кремля народу и войску о принятом решении и задать вопрос собравшимся, кого они хотят видеть царем. Все единогласно выкрикнули Михаила Федоровича. Сразу после его избрания и наречения царем по всем московским церквям стали произноситься молебны и началось принесение присяги.

Публикуемая гравюра «Послы Земского собора на Красной площади. Архиепископ Феодорит, келарь Авраамий Палицын и боярин Морозов спрашивают с Лобного места у народа московского, кого он желает в государи» была выполнена по рисунку XVII в. для «Книги об избрании на царство великого государя и великого князя Михаила Федоровича». Уникальный лицевой памятник, над которым трудились, кроме писца, иконописцы и мастера «золотописцы», переплетчик и мастера серебряного дела, был подготовлен под наблюдением боярина Артамона Сергеевича Матвеева и в 1673 г. поднесен царю Алексею Михайловичу.

Перед зрителем предстает Красная площадь, на которой громадная толпа ожидает решения собора. Слева изображен Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), на заднем плане — Фроловская (Спасская башня) и часть стены Московского Кремля.

  подробнее

Поход Ермака в Сибирь. 1580–1585. Военные действия против князя Карача. 1583–1584. Фотолитография с рисунка в Кунгурской летописи II половины XVII в. 1880

Кунгурская летопись сообщает: «В 1583 году в 10 день сентября пришел от [князя] Карачи коварный посол и на посольском приеме давал клятву по своей вере, прося у Ермака людей для обороны от Казачьи Орды. И после совещания, поверя безбожникам, отпустил атамана Ивана Кольцова с 40 людьми. Когда же пришли к Караче, то внезапно перебиты были. Дошел слух до Ермака, что перебиты, сильно оплакивал [их]. А нечестивые, увидев, что Кольцов убит, начали во многих местах, в волостях и в улусах, убивать русских.

В том же 1584 году в 12 день марта в Великий Пост пришел Карача под Сибирь с многочисленным войском и окружил город обозами и юртами [таборами]. А сам расположился в Саусканской луке, от города 3 версты, и стоял до поздней весны, и большой урон нанес на беду казакам.

В том же 1584 [году] в 9 день мая Ермак с казаками, молясь Богу и святителя Николу призывая на помощь, вышли тайком из города. И когда дошли до лагеря Карачи, то напали на них в темноте, а те пребывали без всякой охраны, и 2-х сыновей Карачиных убили, остальные же разбежались в разные стороны, а Карача с тремя людьми за Озеро убежал» (Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. – СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и К°, 1880. С. 25.).  подробнее

Поход Ермака в Сибирь. 1580–1585. Гибель Ермака. 6 августа 1584. Фотолитография с рисунка в Кунгурской летописи II половины XVII в. 1880

Кунгурская летопись сообщает многие подробности о гибели Ермака Тимофеевича, которые содержатся только в этом источнике.

Текст летописи приведен под изображением.   подробнее

Поход Ермака в Сибирь. 1580–1585. Татары находят тело Ермака. 13 августа 1584. Фотолитография с рисунка в Кунгурской летописи II половины XVII в. 1880

В Кунгурской летописи рассказывается, как татары нашли в Иртыше тело предводителя казацкого войска и как они над ним глумились.

Текст летописи приведен под изображением.   подробнее

Поход Ермака в Сибирь. 1580–1585. Чудотворный панцирь Ермака. Фотолитография с рисунка в Кунгурской летописи II половины XVII в. 1880

После смерти Ермака началось его почитание, близкое к поклонению местному святому. Его воинским доспехам приписывалась чудотворная сила.

Текст летописи приведен под изображением.   подробнее

Похороны В.И. Ленина. Январь 1924. Временный мавзолей. Фото. Конец января 1924

Утром 22 января 1924 г. А.И. Абрикосов и Б.И. Збарский забальзамировали тело В.И. Ленина, чтобы как можно больше делегаций могли проститься до погребения с организатором Октябрьского переворота.

Обычно инициатором сохранения тела вождя называют И. Сталина. Он действительно горячо поддержал идею строительства мавзолея и сохранения кадавра, но подлинным инициатором бальзамирования был один из старейших большевиков Л. Красин, который входил в исполнительную тройку комиссии по похоронам В.И. Ленина.

Л. Красин был последователь идей Н. Федорова. Философия «общего дела» Н. Федорова сочетала веру в Бога с убеждением в возможности науки и объединенные усилия всего человечества — физически воскресить предков. Л. Красин вслед за Н. Федоровым заявлял: «Я убежден, что придет время, когда освобожденное человечество... будет способно воскрешать великие исторические фигуры...» (Цитируется по: Ольминский М. Критические статьи и заметки // Пролетарская революция. 1931. № 1. С. 194-195).

К 27 января был возведен временный деревянный памятник-усыпальница по проекту архитектора А.В. Щусева. Но полностью проект осуществить не успели. Склеп, отделанный струганным тесом, представлял собой куб, на котором возвышалась усеченная пирамида. Справа и слева от куба располагались боковые пристройки для входа и выхода посетителей. На глубине 3 метров под землей находился Траурный зал с гробом В.И. Ленина. Оформление интерьера было исполнено по рисункам художника И.И. Нивинского, использовавшего символическое сочетание красного и черного цветов.

  подробнее

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Сочинение Адама Олеария отличают прекрасные, исполненные на меди гравюры, в большинстве своем подготовленные по рисункам автора. Во время пребывания в России он тщательно зарисовывал увиденное, а после возвращения на родину обработал свои наброски для гравирования (см. Одежда боярская... Вторая четверть XVII в.).

Гравюра изображает церковную службу на Красной площади в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение происходит на фоне Покровского собора (храма Василия Блаженного, 1555—1561), который назван в сочинении немецкого путешественника Иерусалимской церковью. По-видимому, это связано с местоположением храма: «Иерусалимскими» иногда называли Фроловские (Спасские) ворота Кремля, так как именно через них двигалась в Кремль процессия во главе с патриархом во время празднования Вербного Воскресения (Входа Господня в Иерусалим). Описывая Кремль и Китай-город, путешественник отмечал, что «прилежно» срисовал и «искусно» построенную церковь, «строитель которой по окончании ее ослеплен был тираном, чтобы уже впредь ничего подобного не строить», и помост, около которого на земле лежат два больших орудия, направленных «против большой дороги, по которой обыкновенно вторгаются татары» (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. — Москва: Российские семена, 1996. С. 164.).

См. подробнее: Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561 .  подробнее

Празднование Вербного воскресенья на Красной площади. Рисунок из Альбома Мейерберга. XVII в.

Книга «Путешествие в Московию» австрийского посла Августина Мейерберга (1612—1688) — ценнейший исторический источник XVII в. Впервые она увидела свет на латинском языке без обозначения места и года издания и вскоре была переведена на французский (1688) и итальянский (1697).

О ее авторе известно немного. Дополнить биографию Мейерберга помогает надпись на надгробной плите, установленной на его могиле в Вене. Более 20 лет он преуспевал на дипломатическом поприще, побывал в различных странах с посольствами, в 1661—1662 гг. посетил Россию, через три года после возвращения (1666) был возведен в баронское достоинство. Под конец жизни Мейерберг удалился в свое поместье, где скончался 23 марта 1688 г. в возрасте 76 лет.

По замечанию исследователей и издателей текстов Мейерберга, автор «обладал большими сведениями, даром слова, умом и стойкостью», а приводимые им факты «отличаются большою точностью» — его сочинение «драгоценно для нас <…> по своей наибольшей достоверности…» (см.: Мейерберг А. Путешествие в Московию... — М., 1874. С. VI; Он же. Донесение Августина Майерберга императору Леопольду I о своем посольстве в Московию. — М., 1882. С. II.).

Кроме описания путешествия, Мейерберг оставил рисунки и чертежи, выполненные по его распоряжению художником, сопровождавшим посольство. Уникальное собрание рисунков хранилось в Королевской библиотеке в Дрездене (поэтому часто называется Дрезденским альбомом) и до начала XIX в. оставалось неизвестным русскому читателю.

На публикуемом ниже снимке из Альбома Мейерберга представлена вторая половина торжества в праздник Вербного воскресенья: шествие патриарха, высшего духовенства, царя и знати от Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Кремль.

Текст публикуется без примечаний.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer