Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М


Малая челобитная. И.В. Пересветов. 1540-е гг.

Манифест о вольности дворянской. 18 февраля 1762

Манифест о незыблемости самодержавия. 29 апреля 1881

Манифест о трехдневной барщине. 5 апреля 1797

Манифест об отречении государя императора Николая II. 2 марта 1917

Манифесты Е.И. Пугачева. 1773 - 1775.

Мануфактуры в России. XVII в. Карта

Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Арх. А. Кавос. 1847-1848

Маскарад «Торжествующая Минерва». 1763. Отрывок из сочинения П.И. Сумарокова

Масленица в деревне. Статья А.В. Терещенко

Масленицы праздник

Масонство

Масоны в Великой французской революции: отрывок из монографии П.А. Кропоткина

Материалы к докладу В.В. Куйбышева на VIII Всесоюзном съезде профсоюзов. Не позднее 10 декабря 1928

Материалы секретного следствия над А.Д. Меншиковым

Медный бунт. 25 июля 1662

Медный бунт. 25 июля 1662. Извлечение из сочинения Г. Котошихина

Международный военный трибунал в Нюрнберге. 1945-1946

Миропомазание Александра III. 15 мая 1883

Миниатюра «Годуновской» псалтири. Конец XVI в.

Миниатюры лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Миниатюры «Сказания о святых Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника. XIV в.

Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. Гравюра по картине В.В. Пукирева. 1875

Михайлов А.Д. о Липецком съезде (июнь 1879) и программе Исполнительного комитета «Народной воли». Публикация Ю.А. Пелевина

Могила, Петр Симеонович. Гравюра. Первая треть XIX в.

Могила Д.М. Пожарского в Спасо-Евфимьевском монастыре в Суздале. Фото. Начало 2000-х гг.

Мода 1791 года. Гравюра К. Афанасьева. 1820-е годы

Мода конца XVIII в. Извлечение из сатирического памфлета Н.И. Страхова

Моление Даниила Заточника. XII в.

Монетная система России XVII века. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…»

Москва. План. Конец XVI — начало XVII века. Врезка в «Чертеж Федора Годунова». 1614

Москва. План Исаака Массы. 1606

Москва в конце XVI в. Извлечение из рассказов о путешествии в Московию дон Хуана Персидского

Москва в последней четверти XVII в. Извлечение из книги Б. Койэта «Исторический рассказ или описание путешествия...»

Москва в 1602 году. Извлечение из «Описания посольства» Г. Тектандера

Москва в 1678 году. Отрывок из книги Бернгарда Таннера

Москвичи в середине 1850-х гг. Очерк К. Горбунова. 1904

Московский Апостол 1564 года. Послесловие

Московский Кремль после пожара 1812 года. Извлечение из воспоминаний А.А. Шаховского. 1830-е гг.

Мясник. Отрывок из издания «Волшебный фонарь». 1817

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Великая французская революция. 1789—1794. Масоны в революции. Извлечение из монографии П.А. Кропоткина. 1909

Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — выдающийся теоретик анархизма, революционер-народник, ученый-энциклопедист. В своей монографии («Великая французская революция») он затронул весьма важную и актуальную проблему — активное участие масонов в событиях 1789—1793 гг.  подробнее

Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова

Николай Иванович Новиков (1744—1818) — крупный просветитель, писатель, публицист и книгоиздатель второй половины XVIII в. Его место в истории русской культуры определяется в первую очередь тем небывалым размахом, который он сумел придать изданию и распространению периодических изданий и книг. Новиков выпускал в числе прочего учебные пособия, научные книги по различным отраслям знания, литературу религиозно-нравственного содержания. Ему удалось организовать книжную торговлю в шестнадцати городах России.

См. подробнее о портрете Н.И. Новикова.

  подробнее

Масленица в деревне. Статья А.В. Терещенко

Масленица — неделя перед Великим постом. Сохранился обычай отмечать масленицу веселым гуляньем. На Масленице запрещено есть мясо, но разрешено употреблять сыр, масло и рыбу.

Каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», пятница — «тещины вечерни», суббота — «золовкины посиделки», а воскресенье — «прощенный день».

Публикуемое ниже описание празднования масленицы в России и объяснение значения прощеНного дня принадлежит этнографу и археологу Александру Васильевичу Терещенко (1806—1865).

  подробнее

Москвичи в середине 1850-х гг. Очерк К. Горбунова. 1904

Мы публикуем очерк о нравах простого московского люда в середине 1850-х гг.  подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюры. XIV в.

Лицевые миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника XIV века.

1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов.

2. Борис идет на печенегов

См. «Борис и Глеб. Факты и метафакты». Статья Ю.А. Пелевина).  подробнее

Вашингтон, Джордж — масон. Литография. Около 1866

Согласно многочисленным свидетельствам, Джордж Вашингтон был членом масонской ложи, так же как и многие его сподвижники. На литографии Вашингтон изображен со всеми масонскими регалиями и атрибутами.

В медальонах помещены портреты М.Ж. Лафайета и Э. Джексона

См. биографию Джорджа Вашингтона.

  подробнее

Венчание на царствие Александра III и Марии Федоровны. 15 мая 1883. Миропомазание Александра III. . Гравюра. 1883

Во время венчания на царство Александра III в Успенском соборе Московского Кремля. «По приближении к царским вратам государь император стал на постланной золотой парче, а государыня императрица остановилась пред амвоном; все же остальные особы, сошедшие с тронного места вместе с их величествами, стали на определенные им места, полукружием, от обоих клиросов до места, где остановилась государыня императрица. Митрополит новгородский, взяв драгоценный сосуд со святым миром, приступил затем к его императорскому величеству и, омоча приуготовленный для сего драгоценный сучец, совершил св. миропомазание на чело его величества, на очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках, глаголя: «Печать дара Духа Святаго», а митрополит киевский отер места помазания.

Об этом торжественном мгновении народ был извещен колокольным звоном и 101 выстрелом из пушек и ответил громогласными кликами "ура"». (Венчание русских государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III. – СПб.: Издание Германа Гоппе, 1883. С. 189.).

  подробнее

Дворец Лжедмитрия I. Рисунок Исаака Массы. 1606

За свое недолгое царствование Лжедмитрий I успел построить в Московском Кремле новый дворец. Голландский купец и свидетель русской Смуты Исаак Масса в своих «Кратких известиях о Московии» привел не только рисунок этого роскошного строения, но и его словесное описание: «Он [Лжедмитрий I] повелел выстроить над большою кремлевской стеною великолепные палаты, откуда мог видеть всю Москву, ибо они были воздвигнуты на высокой горе, под которою протекала река Москва, и повелел выстроить два здания, одно подле другого, под углом, одно для будущей царицы [Марины Мнишек], а другое для него самого, и вот приблизительно верное изображение этих палат, возведенных наверху кремлевской стены в Москве; и так стояли палаты на высоких тройных стенах.

Внутри этих описанных выше палат он повелел поставить весьма дорогие балдахины, выложенные золотом, а стены увесить дорогою парчою и рытым бархатом, все гвозди, крюки, цепи и дверные петли покрыть толстым слоем позолоты; и повелел внутри искусно выложить печи различными великолепными украшениями, все окна обить отличным кармазиновым сукном; повелел также построить великолепные бани и прекрасные башни; сверх того он повелел построить еще и конюшню рядом со своими палатами, хотя уже была одна большая конюшня при [большом] дворце; он повелел в описанном выше дворце также устроить множество потаенных дверей и ходов, из чего можно видеть, что он в том следовал примеру тиранов, и во всякое время имел заботу [об этом]» (Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале XVII в. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. С. 116—117.).

  подробнее

Культура России. II пол. XIX века. Мариинский театр. 1859. Арх. А. Кавос. Фото. 1900-ые гг.

Мариинский театр – один из старейших театров России. Он ведет свою историю от созданной в 1783 году придворной русской труппы, от Каменного театра, возведенного на нынешней Театральной площади. До середины XIX века на сцене театра выступала оперно-балетная труппа.

В 1847-1848 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса был возведен деревянный театр-цирк, который спустя десять лет был уничтожен сильнейшим пожаром. Но уже к 1859 году Кавос восстановил здание, теперь в нем была театральная сцена. Здание получило богато декорированную отделку внутри и снаружи в стиле эклектики. Мариинский театр – главное творение архитектора. Новый театр получил название «Мариинский» в честь супруги императора Александра II Марии Федоровны.

Торжественное открытие возрожденного театра состоялось 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». На протяжении вот уже более двух веков Мариинский театр является символом русской театральной культуры. С его именем связаны таких известные деятели русской сцены, как О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьева, В.М. и С.В. Самойловы, Е.А. Семенова, Шаляпин, Ф. Стравинский, М. Петипа, М. Кшесинская, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуреев, М. Барышников и многих других.

Здесь состоялись премьеры классических отечественных произведений А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. Всемирно известны постановки «Лебединого озера», «Евгения Онегина», «Щелкунчика».   подробнее

Мануфактуры в России. XVII в. Карта

В XVII в. русское крупное производство находилось только у истоков своего развития. Первые мануфактуры возникали спорадически и охватывали далеко не все отрасли. Число их было невелико: к концу столетия в России насчитывалось около 30 мануфактур.

Предпосылки для появления предприятий мануфактурного типа были созданы развитием обрабатывающих промыслов и ремесла.

Большинство крупных предприятий было сосредоточено в центральном, наиболее освоенном в хозяйственном отношении районе. Здесь преобладали металлургические мануфактуры. Например, Тульско-Каширская группа железоделательных заводов сложилась в 30—50-е гг. к югу от Москвы, где еще в предшествующем столетии были широко известны крестьянские домницы в Серпуховском, Алексинском, Тульском уездах и кузнечные промыслы в городе Туле.

Вместе с тем возникновение отечественной мануфактуры было ускорено меркантильной политикой правительства (см. Новоторговый устав 1667 г.). Мануфактуры появлялись прежде всего в тех отраслях, развитие которых определялось государственными потребностями или интересами царского двора. Удовлетворение военных нужд стало главной задачей металлургических заводов. Отсутствие собственного производства чугуна — основного сырья для литья пушек — вело к увеличению импорта дорогого «свицкого» (шведского) железа. Государство поощряло инициативу иноземцев в строительстве «мельнишных» заводов и использовало уже известный в Западной Европе опыт создания металлургических мануфактур. Оно преследовало свои цели и при строительстве мануфактур в других отраслях: частью большого хозяйства, обслуживавшего нужды царского двора, были текстильные, кожевенные, стекольные писчебумажные предприятия.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer