Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н


Наводнение в Санкт-Петербурге 7 ноября 1824 года. Отрывок из сочинения С.И. Аллера. 1826

Надписи персидских царей из династии Ахеменидов. VI в. до н. э. - IV в. до н. э.. VI-IV вв. до н. э.

Назначение Джорджа Вашингтона главнокомандующим на Втором Континентальном конгрессе. Литография, раскрашенная от руки

Наказ Екатенины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767

Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. Издание 1770 года

Наказание ростовского боярина Аверкия. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Нападение лесовиков на Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Наполеоновские войска в Москве. Извлечение из воспоминаний Н.И. Тихомирова. 1890-е гг.

Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство. С рисунка 1673 г.

Народная демонстрация у Королевского дворца в Париже. 12 июля 1789. Гравюра Ж. Дюплесси-Берто

Народная воля – революционная народническая организация

Народничество революционное

Народное гулянье на Неве в екатерининское время. Гравюра Нютгейля

Народные восстания в России середины XVII в. Схема

Наука о употреблении мушек. Из журнала «Сатирический вестник»

Начало присоединения Сибири. Поход Ермака Тимофеевича. Конец XVI века. Извлечение из Нового летописца

Нашествие Наполеона на Москву. Отрывок из воспоминаний Ф.П. де Сегюра. Начало 1820-х гг.

Невская битва. 15 июля 1240

Немецкая слобода в 1704 г. во время въезда турецкого посла. С гравюры Де Витта

Нижний Новгород. XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Николо-Угрешский монастырь

Никон в архиерейском облачении. Рисунок из «Альбома Мейерберга». Начало 1660-х гг.

Никон – патриарх. Извлечение из сочинения А. Мейерберга «Путешествие в Московию...». XVII в.

НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР)

Новгород. XVII в. Хозяйство и торговля. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Новоторговый устав. 22 апреля 1667

Новый летописец. 1626—1630

Нотебург. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Нравы и обычаи москвитян. Отрывок из книги Бернгарда Таннера. 1678

НЭП

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Липецкий съезд. Июль 1879. План-схема
Место и обстоятельства проведения Липецкого съезда описали в мемуарах его участники – Н.А. Морозов и М.Ф. Фроленко. О круге проблем, обсуждавшихся на съезде, см. А. Д. Михайлов о Липецком съезде и программе Исполнительного комитета «Народной воли». Публикация Ю.А. Пелевина.   подробнее

Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. Издание 1770 года

Наказ Екатерины II был издан с параллельными текстами на латинском, немецком и французиком языках.  подробнее

Наказание ростовского боярина Аверкия. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Отец Сергия — ростовский боярин Кирилл — «богатством изобиловал», но к старости обнищал. Причинами этого были и битвы с ордынцами, и тяжелая дань, которая выплачивалась Орде, и неурожай. В период княжения Ивана Даниловича Калиты Ростовское княжество отошло к Москве. По его повелению на город были возложены «великие тяготы» — «немало жителей были вынуждены имущество свое отдать москвичам». Миниатюра иллюстрирует этот эпизод из ростовской истории, изложенный в «Житии Сергия Радонежского»: «И самого голову городского, старейшего ростовского боярина Аверкия, стремглав повесили, наложили на него руки свои и оставили поруганна. И напал страх великий на всех видевших и слышавших все это не только в Ростове, но и во всех пределах его».

Справа, вниз головой, повешен Аверкий. Тело его по пояс обнажено, и двое москвичей в кровь изранили его своими бичами (композиция неординарная: сюжет бичевания встречается на древнерусских миниатюрах достаточно редко). Слева две группы ростовчан с ужасом глядят на расправу и проливают слезы от жалости. Наверху три группы: это по разным селениям ростовских пределов жители оплакивают тяжкие страдания своей земли.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 54-й). Размер — 11,8 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Нападение лесовиков на Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Миниатюра иллюстрирует легенду из «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Лесные духи (или лесовики), обеспокоенные тем, что в Радонежских лесах поселился Сергий, набросились на пустынника. Стена расступилась, и перед преподобным появилось «войско бесовское», готовое растерзать его.

В правой части миниатюрист изобразил Сергия Радонежского с книгой в руках. На нем темно-коричневая мантия (широкая накидка, покрывающая все тело) поверх исподней серо-зеленой одежды. Куколь (или кукуль, черный остроконечный капюшон, закрывающий голову), спущен на плечи. На ногах у Сергия темно-коричневые туфли. В левой части изображены лесовики с темными крыльями. На них литовские высокие шапки-колпаки и яркие длиннополые одежды. Вверху изображен лес и купол храма.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 82-й). Размер — 11,8 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство. С рисунка 1673 г.

После изгнания поляков из Москвы и окончания Смуты в столице собрался Земский собор, который 21 февраля 1613 г. избрал на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. Когда Москва присягала новому царю, избранник вместе с матерью инокиней Марфой пребывал в Ипатьевскем монастыре в Костроме.

Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления народной воли избранному монарху. 14 марта, на двенадцатый день своего пути из Москвы, посольство торжественным шествием, пересекая по льду Волгу, направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия, состоявшая из костромского духовенства и мирян с иконами, хоругвями и крестами, также двигалась к монастырю. Обе процессии были встречены у стен обители Михаилом и его матерью.

Послы преподнесли Михаилу официальные грамоты, свидетельствующие о его избрании на российский престол. Юноша и его мать, согласно традиции, долго отказывались от этой чести. И только после шестичасовых уговоров избранник дал согласие. Он предстал перед чудотворной иконой Федоровской Божией Матери и был благословлен на царство.

  подробнее

Народное гулянье на Неве в екатерининское время. Гравюра Нютгейля. II пол. XVIII в.
Во второй половине XVIII столетия в Санкт-Петербурге были весьма распространены народные гулянья. В год устраивалось несколько десятков массовых увеселений.

Особенной популярностью пользовались рождественские празднования на реке Неве. В них участвовало до сотни тысяч человек.  подробнее

Народные восстания в России середины XVII в. Схема
XVII столетие заслуженно получило название «бунташного века». Начало народным волнениям было положено в Смуту движениями Хлопко и И. Болотникова, а завершились они восстанием Степана Разина, достигшим небывалых размахов.  подробнее

Невская битва. 15 июля 1240. Карта

В июле 1240 года в Неву вошел шведский флот с войском крестоносцев под командованием ярла (герцога) Биргера, зятя короля и фактического правителя страны. Дойдя до устья Ижоры, завоеватели высадились. Войско состояло из шведов, норвежцев, представителей финских племен. Они намеревались идти прямо к Ладоге, чтобы оттуда добраться до Новгорода.

Князь Александр Ярославич стремительно двинулся со своей небольшой дружиной и с немногими успевшими примкнуть к нему новгородцами к месту высадки шведов. 15 июля 1240 г., скрыто подойдя к неприятельскому лагерю, русская конная дружина обрушилась на центр шведского войска, тогда как пешая рать ударила во фланг, отрезая рыцарям отступление на корабли. Короткий бой закончился почти полным уничтожением высадившихся на берег рыцарей, которых не смогла поддержать оставшаяся на кораблях пехота. Биргер, получил в бою ранение в лицо от удара копья Александра. Остатки войска отплыли в Швецию.

Победа на Неве, за которую Александра Ярославича прозвали «Невским», надолго пресекла шведскую агрессию на Восток и сохранила за Русью выход к Балтийскому морю.

  подробнее

Немецкая слобода в 1704 г. во время въезда турецкого посла. С гравюры Де Витта. Начало XVIII в.

Иноземные слободы — места поселения иностранцев в русских городах, особенно в Москве, в XVI—XVII веках.

Первая иноземная слобода возникла в Москве в 1-й трети XVI века в Замоскворечье. Во 2-й половине столетия на реке Яузе образовалась иноземная слобода пленных, захваченных во время Ливонской войны, которая позднее стала центром поселения иностранцев различных национальностей и профессий (Немецкая слобода). В XVII веке в Москве было еще шесть иноземных слобод: Мещанская (за Сретенскими воротами, у Земляного вала), заселенная выходцами из Белоруссии и польско-литовских городов; греческая (в районе Ульяновской ул., до 1671 г.); толмацкая, где жили переводчики и толмачи; две слободы, населенные выходцами из Польши — Старопанская (в районе ул. Чкалова) и Панская (в районе ул. Димитрова) — утратившие свою национальную обособленность во 2-й половине XVII века; Татарская (в районе Татарских улиц).

 

Иноземная слобода имелась также в Архангельске, дворы иностранцев — в Новгороде, Вологде, Ярославле. Жители иноземной слободы подчинялись общерусским законам, хотя и пользовались некоторым самоуправлением и свободой вероисповедания (в Москве). При Петре I иноземные слободы потеряли обособленность и были подчинены Бурмистерской палате.

  подробнее

Нижний Новгород. XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

В Нижнем Новгороде во время Смуты было собрано второе земское ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. От стен городского кремля зимой 1612 г. русское воинство выступило на борьбу с польско-литовскими захватчиками для освобождения Москвы и Российского государства.

После Смуты нижегородское Поволжье получило возможность быстро развивать сельское хозяйство, промышленность, торговлю, культуру. Нижний Новгород сделался центром, через который шла вся торговля Русского государства с Востоком. В городе происходило массовое формирование судовых караванов, на которые нанимались сотни тысяч рабочих. Соль, рыба и восточные товары с приходившими из Астрахани кораблями здесь перегружались на суда меньшей осадки, поднимавшиеся далее в верховья Оки и Волги. Уже тогда Нижний Новгород стал крупным центром судостроения. В нем были очень развиты ремесла: в 1622 г. нижегородцы владели 119 ремесленно-промысловыми специальностями (см. Торговые связи европейской части Российского государства в XVII в. Карта).

Здесь действовала крупнейшая в стране ярмарка. В 1641 г. она была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км вниз по реке Волге. Макарьевская ярмарка прошла долгий путь развития от местного сельского торга до всероссийского торгового центра. В 1817 г., после пожара она была перенесена в Нижний Новгород (см. Нижегородская ярмарка. Гравюра Э. Даммюллера по рисунку К. Броже. I половина 1870-х гг.).

Во второй половине XVII столетия Нижегородчина во многом определяла уровень торгово-промышленного и духовного развития всей страны. Здесь зарождается старообрядческое движение, вожди-идеологи которого (Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев, Павел Коломенский), равно как и их непримиримые противники (патриарх Никон, митрополит Рязанский и Муромский Иларион) были нижегородцами. В 1672 г. в Нижнем Новгороде была учреждена митрополия.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer