Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » СТАТЬИ


Сооружение подводного судна в России. 1719. Статья В.Н. Берха. 1825

Основанная на документах Адмиралтейств-коллегии краткая заметка историка и географа Василия Николаевича Берха (1781—1834) посвящена попытке сооружения подводного судна в России в первой четверти XVIII в.

Во время Северной войны (1700—1721) крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов объявил, что может сделать подводное судно, способное в тихую погоду незаметно подходить под самое дно вражеского корабля и наносить ему вред «инструментами». Проектом Никонова заинтересовалось государство. Ему были выделены деньги и мастеровые для строительства модели на Галерном дворе в Санкт-Петербурге. Однако испытания, на которых присутствовал сам император Петр I, окончились неудачно: днище «подводной лодки» было повреждено, и судно вместе с изобретателем, который погружался в нем, вытащили на берег. Тот же крестьянин предложил сделать для подводников специальные костюмы, в которых они смогли бы подплывать к вражеским кораблям и поджигать их. После смерти императора изобретение Никонова было забыто.

 
Тема внешняя политика, внутренняя политика, военное дело, наука и техника, научно-технические открытия
Исторический период Новое время
Тип исторического источника Письменный источник
Территория Российская империя
Народ русские
Персоналии Никонов, Ефим, крестьянин; Петр I Алексеевич, российский император
Язык оригинала русский
Библиография Монжери «О подводном мореплавании и войне» // Славянин. 1827. Ч. III. № XXXVIII; Материалы для истории русского флота. Ч. 4—5. — СПб., 1867; Описание дел архива Морского ведомства. Т. III. — СПб., 1892.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Берх Василий Николаевич (1781—1834). Об изобретении подводных судов в России в 1719 году // Московский телеграф: Журнал литературы, критики, наук и художеств, изд. Николаем Полевым. 1825. Ч. 6. № XXIII. Декабрь; Изобр. — http://www.adfontes.veles.lv/warriors_trad/submarines/xviii.htm


Современная реконструкция подводного судна Ефима Никонова первой четверти XVIII века


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об изобретении подводных судов в России в 1719 году(*)


В 1710 году в присланной из Москвы, при доношении, села Покровского, стряпчего Литвинова, того ж села крестьянина Ефима Никонова, челобитной, написано:

«Сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет из снаряду разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну [С. 223] учинить образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет не угодно».

А в 1720 году в генваре месяце, оный Никонов при Санкт-Петербурге в сказке своей показал: «Оное судно сделать может и в воде будет потаенно, и подойти под военный корабль под самое дно (точию действовать в нем инструментами в тихую погоду) и можно все распиловать и развертывать, и для подлинного свидетельства, повелено б было ему сделать ныне модель не в такую меру, которым бы в море подойтить, но ради показания и в реке испытания».

И 1720 ж года генваря 31 дня, по приговору, за рукою генерала адмирала, оному Никонову образцовое судно делать, а припасы и мастеровых людей отпускать от конторы велено; а жалованья давать ему по 10 коп. на день. И по тому приговору для дела того судна, отослан в Обер-Сарваерскую контору.

И сверх вышеозначенного, оный же Никонов в пополнение против следующих пунктов спрашиван и сказал:

«1. По означенному Указу к строению припасы и мастеровых людей вскоре ль получил и судно строить зачал и скоро ль строение окончил, и по постройке кому доносил и пробовано ль, и по пробе действительно ль против прежнего своего [C. 224] объявления показал, или не действительно, и зачем?


По приеме припасов и мастеровых людей в 1720 году, после состоявшегося Указу с месяц, судно стал строить на Галерном дворе и построил чрез год, в по постройке доносил блаженной и вечно достойныя памяти ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и объявлял в Обер-Сарваерской конторе: что к пробе в готовности, а в 1724 году на Галерном же дворе, при ЕГО ВЕЛИЧЕСТВЕ, в том судне опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег; тако ж и в нынешнем году пробовано ж трижды, и в воду опускивано, но только не действовало за повреждениями и за течкою воды.


2. Ежели оное судно совсем починкою исправлено будет, то действовать в воде по-прежнему своему объявлению ходом под корабли будет ли, или зачем не может?


По исправлении починкою оного судна можно быть в нем в воде человеку два или три дни, а действовать и ходить под корабль не можно, понеже оное сделано только для пробы, как дух переводить; о чем доносил блаженныя и вечно достойныя памяти ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ. А для ходу в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из [C. 225] юхотных кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для грузу к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию кораблей сделать надобно инструменты особые, которым подаст роспись». [C. 226]


(*) Издатель получил сию любопытную статью от В. Н. Берха, при следующих словах: «С удовольствием прочитал я в № 12 и 13 Телеграфа известие о подводных морских судах. Но гений изобретения достается в удел не одним иностранцам: посылаю вам копию с бумаги, найденной мною в старых делах Адмиралтейств-коллегии. Из оной увидите вы, что в России давно об этом думали, и что если бы наш изобретатель Никонов имел хотя малое пособие, или лучших мастеров при отделке машин его, то сделал бы за 100 лет пред сим хорошее подводное судно». [C. 224]


Орфография текста изменена в соответствии с нормами современного русского языка, но для сохранения звучания речи XVIII в. отдельные слова и выражения оставлены в характерном написании той эпохи. При публикации сохранена пунктуация подлинника.

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть)
История XVIII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer