Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » СТАТЬИ


Одежда патриархов XVII в.
Публикуемый текст знакомит читателя с одеждой русских церковнослужителей на основе источников XVII в.
 
Тема быт, культура, религия
Исторический период Средневековье
Территория Российское государство
Народ русские
Персоналии Гермоген, патриарх Московский и всея Руси; Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря; Филарет, патриарх (до монашества - Романов Федор Никитич)
Язык оригинала русский
Библиография Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: АСТ, 2005; Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. — М., 1976; Очерки русской культуры XVII века. — М.: Изд-во Московского университета, 1979; Рабинович М.Г. О древней Москве. — М., 1964; Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М., 1988.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Успенский, Дмитрий Иванович. Страдальцы за землю русскую патриарх Гермоген и Троицкий архимандрит Дионисий. Весь сбор от продажи поступит в фонд памятника патриарху Гермогену и архимандриту Дионисию. — М.: Тип. Общества распространения полезных книг. Преемн. В.И. Воронов, 1911. С. 45—48.
Изобр. — Либрович С. Царь в плену. Исторический очерк Сигизмунда Либровича. Издание второе. — СПб.: Книгопечатня «Труд и польза», 1904. С. 69.


Филарет, Святейший патриарх Московский и всея Руси. Гравюра. Начало 1900-х гг.


К портретам

<…> Некоторые эпизоды из жизни Гермогена и Дионисия нередко [С. 45] служат сюжетом для художественных картин, но обычно исторической погрешностью на этих картинах является изображение Гермогена в современной широкорукавной рясе. Таких ряс в начале ХVII в. на Руси не было. Нынешняя ряса явилась у греков во времена турецкого владычества, а нами заимствована от них лишь около половины XVII века[1].

Патриаршей одеждой начала XVII века были, как и у манатейных монахов, ряска или однорядка и мантия. Ряска — это длинный до пят и довольно широкий, просторный халат без воротника, с прямым станом или без талии, застегнутый от ворота до подола на длинный ряд петлиц и пуговиц. Нынешний подрясник, составляющий эту ряску, отличается тем, что не застегнут по полам, имеет талию, а также — рукава, оканчивающиеся обшивкой наподобие поручей, тогда как в ряске рукава без обшивок и одной ширины на всем протяжении. На ряску надевался пояс («татаур»), делавшийся из кожи или шелка. Сверх ряски надевалась мантия, около ¼ аршина не достигавшая до пола. Отличие архиерейских мантий от монашеских состояло в источниках и скрижалях[2]. Одежда патриархов от монашеской отличалась яркостью красок: в то время как у монахов обычный цвет был черный или темно-коричневый, в патриаршеской одежде употреблялись и цвета: вишневый, зеленый, фиолетовый и др. [C. 46] Источники делались из золотой с червчатым шелком тесьмы, окаймленной с обеих сторон жемчугом, из золотосеребряного кружева, из белого атласа с алыми лентами и т. п. На скрижалях, по малиновому бархату, вышивались жемчугом или золотом с драгоценными камнями: вверху — кресты с копьем и тростью, или Благовещение Пресв. Богородицы, или другие соответствующие изображения, а внизу — херувимы, или звезды, или имя патриарха[3].

Головным покровом патриархов, как и у монахов, вместо нынешних высоких клобуков были шапочки или скуфьи, прикрытые так называемой крепой; но последняя у патриархов была не черная, а белая[4]. Воскрилия[*] клобуков были несколько короче нынешних монашеских: клобук п. Никона с воскрилиями имел в длину только 1 арш. 1 верш.[5]. Клобуки были — большого наряда, т. е. парадные, среднего и меньшего, т. е. рядовые, или повседневные. Сохранившийся до нас клобук большого наряда патр. Филарета — из белого крученого шелка, имеет на челе изображение херувима, низанное жемчугом; на воскрилиях по четыре золотых дробницы[**], на которых чернью наведены изображения святых: с правой стороны — Николая Чудотворца, Петра и Ионы Московских и Исайи Ростовского, а с левой — Иоанна Златоустого, Алексея митрополита Московского, Леонтия и Игнатия Ростовских; на заднем крыле, также на золотой дроб-[C. 47]нице, изображен чернью Варлаам Хутынский; между ликами святых размещено 12 яхонтов лазоревых, обнизанных крупным жемчугом[6]. Клобуки повседневные имели только изображение херувима или Деисуса, без ликов святых на воскрилиях[7].

Другими принадлежностями внебогослужебного патриаршего наряда были, по обычаю монашескому, четки для левой руки и посох для правой[8], и кроме того — панагия. В патриаршей ризнице хранится панагия Гермогена. На обратной стороне ее изображен восьмиконечный крест, с надписью вокруг: «Крест Христов хранитель всей вселенней, крест церковное ограждение, святым благолепие, крест царем держава, верным утвержениe и похвала».


Д. Успенский. [C. 48]





[1] Голубинский, Евгений Евстигнеевич. История русской церкви. Т. I. — Изд. 2, испр. и доп. — М.: Имп. Общ-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1901. С. 565, 577; Писарев, Николай Николаевич. Домашний быт русских патриархов. Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1904. С. 135—137.

[2] Как известно, троицкие архимандриты пользуются некоторыми преимуществами в отношении священнослужения и облачений. Но при Дионисии троицкие архимандриты только имели право, согласно царской грамоте 1561 г., употреблять в священнодействии митру, палицу и рипиды[†]; облачаться и разоблачаться при служении литургии на средине церкви; по входе в алтарь с Евангелием, во время пения «Святый Боже», осенять предстоящих благословением, принимать св. Дары в царских вратах и приобщать св. тайн старейшего священника (Горский, Александр Васильевич. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. В 2 ч. — М.: Троице-Сергиева лавра 1890. С. 175). Ношение же мантии с скрижалями, жезла деревянного с позлащенными шипками («патерицы») и другие преимущества были предоставлены троицким архимандритам впоследствии. В XVI веке у наших архиереев на мантиях было по три источника на каждой поле. Смотря по времени года, мантии шились из сукна, шелка, бархата, из мехов (Голубинский Е.Е. Указ соч. С. 565—567, 572—574; Писарев Н.Н. Указ. соч. С. 133—135, 138—139).

[3] Савва (Тихомиров, Иван Михайлович). Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы и библиотеки / Сост. синодальным ризничим, магистром, архимандритом Саввою. — М.: Унив. тип., 1855. С. 52—53. — В 1621 г. патр. Филарет сшил себе ряску «зеленую камчатную с нашивкою» (т. е. с петлями для пуговиц) в 33 гнезда из зеленой же тафты — веницейки; подкладка была положена из «светло-лазоревого киндяка». В 1630 г. у Филарета было 23 ряски; из них были: «ряска камка лазоревая», «мелкотравная адамашка (Дамасская), подложенная тафтою зеленою». В том же 1630 году ему была сшита «ряска камка гвоздичная», для которой в нашивку патриарх выдал 33 четки яшмовые. Из простых повседневных рясок у Филарета была «киндяшная», подложенная крашениною «зеленою лощеною» (Забелин, Иван Егорович. История города Москвы. Ч. I. — Изд. 2, испр. и доп. с рисунками в тексте и особом альбоме. — M.: Издание автора, 1905. С. 537). В числе 26 мантий Филарета было: 5 бархатных, 8 объяринных, 5 камчатных, 4 атласных, 2 байберековых, 1 тафтяная и 1, самая скромная, из троицкого сукна. Самая богатая мантия Филарета описана так: «мантия бархат красно-вишнев рыт, около евангелистов и около источников низано жемчугом, подпушено камкою темно-синею; евангелисты — камка лазорева» (Забелин И.Е. Указ. соч.С. 543).

[4] Голубинский Е.Е. Указ соч. С. 583—585.

[5] Писарев Н.Н. Указ. соч. С. 141—142.

[6] Савва (Тихомиров, Иван Михайлович). Указ. соч. С. 54.

[7] Писарев Н.Н. Указ. соч. С. 142.

[8] В числе четок у Филарета были «четки корольковые, белые, пронизки каменные, красные, кисть шелковая, с золотом, ворворка (связки) у ней низана (жемчугом). Четки яшмовые, с пронизками корольковыми красными. Четки хрустальные. Четки рыбий зуб». Что касается посохов, то они составлялись из трубок вперемежку с яблоками и обоймицами, внизу — «с подковом, оковом, наконечником или осном», а вверху — с двумя рогами. У Филарета в 1630 г. посохов было 14, в том числе: «большой чеканный серебряный, золоченый, шестигранный, украшенный, убранный по рогам и трем яблокам дорогими камнями и жемчугом»; посох, «обложенный бархатом черным, с яблоками и трубками серебряными золочеными, резными на проем»; «цареградский, рога кость рыбья»; «понахидной, обит серебром»; «вседневный, с костьми, врезываны раковины», и др. (Забелин И.Е. Указ. соч. С. 545—546).



[*] Воскрилия — 1) край одежды; 2) нити синего цвета, в напоминание заповедей Божиих нашиваются на бахроме вокруг одежды.

[**] Дробница — металлическая пластина круглой или фигурной формы с эмалевыми, гравированными или другими изображениями.

[†] Рипида — небольшое опахало, употреблявшееся в православной церкви и предназначенное отгонять летающих насекомых от св. Даров.



Ссылки на литературу приводятся в соответствии с современными нормами.

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть)
Литература XVII в. (первая четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть)
История XVII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer