Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » СТАТЬИ


Святки и святочные гадания в первой половине XIX в. Статья А.В. Терещенко

Святками называют двенадцать дней с 25 декабря по 6 января (с 7 января по 19 января по новому стилю), которые служат воспоминанием о Рождестве и Крещении Господа.

В народной традиции эти дни сопровождают всевозможные гадания. Одно из них — гадание курицами и петухами — сохранялось на протяжении всего XIX в.

Публикуемое ниже описание святочных гаданий принадлежит этнографу и археологу Александру Васильевичу Терещенко (1806—1865), получившему известность благодаря труду «Быт русского народа». В этом сочинении собраны сведения о различных сторонах народного быта: жилище, костюмах, музыке, о крещении, свадьбах, похоронах, поминках, обрядах, играх.

 
Тема быт, культура, религия
Исторический период Новое время
Территория Российская империя
Народ русские
Язык оригинала русский
Библиография Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. – СПб.: СПбГУП 2003; Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Русское слово, 1998.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Текст — Терещенко А.В. Быт русского народа: В 7 ч.: Ч. VII. — СПб.: В тип. Министерства внутренних дел, 1848.
Изобр. — Всемирная иллюстрация. — 1875. — Т. XIII. № 313. С. 4.


Святочное гадание с петухом. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова










































Значение святок у русских

Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечества посильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или святыми; народ же обратил их в свои забавы.

Святки, происходя от глагола «святить», находятся в тесной связи с воспоминаниям о Рождении Спасителя мира.

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введении христианской веры в России, но об них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия святок ранее XVII века; история же [C. 130] насчет сего предмета совершенно молчит. Летописцы наши, описывая события гражданские и церковные, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что святки праздновались еще в отдаленные времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещения; после с сентября месяца, в великокняжение Симеона Гордого и наконец (когда Петр В[еликий] ввел общее европейское летосчисление) с генваря месяца 1700 г.: однако это летосчисление не изменяло святочных дней; празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне. Но при всем усилии, решение вопроса о положительном появлении святок остается невозможным по причине недостатка свидетельств.

Наши праотцы, без сомнения, праздновали святки иначе, нежели жившие после них и нежели празднуем мы сами. Время изменяет много в жизни. Самые забавы и игры предков уже не те, какие нынче. Весьма было бы полезно, если бы можно было представить картину житья-бытья давно минувших веков: в ней бы мы увидели историю нашей народности. Теперь одни старого времени люди [С. 131] утешают нас рассказами о былом, а нянюшки забавляют своими простодушными повестями о том, как припеваючи веселились наши деды, и поют песни о прошлом по одному искаженному слуху.

Время празднования святок

Святки начинаются в России с Р. X. и продолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, в половине [т.е. середине — прим. ред.] XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторые святочные обряды от русских.

Святки составляют собственно время забав. Мы нигде не видим, чтобы святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими. Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности, ничего не сообщили о святках.

Предмет святочных забав

Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных игр. [С. 132]

<…>

Гадание курицами и петухами

Берут ночью куриц с насести, приносят в комнату и дают им клевать пшеницу, ячмень или просо. Если они клюют шибко, и в одну сторону — то быть скоро замужем; если клюют не скоро и беспрестанно поворачиваются — то суженые их обманывают; если курицы мешают клевать друг другу и начинают драться — то суженые будут за них ссориться и драться. Иные гадают одними петухами, наблюдая те же приметы, за исключением того, что если они поют при клевании, то это означает скорое исполнение желаний. Другие, сняв куриц с насести, приносят их закрытыми в комнату, где заранее приготовлены вещи в трех разных [C. 235] сосудах: вода в одной чашке, хлеб зерновой в другой, кольца в третьей. Каждая девушка гадает своею курицею: чья прежде начнет клевать зерно — верный знак, что у нее будет бедный муж; чья начнет пить воду — будет пьяница; если схватит золотое кольцо — богатый муж; серебряное — посредственного состояния, а медное — бедный муж. Когда заноет курица — неминуемая смерть кому-либо из родных.

В некоторых местах Костромской губернии не только девицы, но и холостые ходят в курятники и, зажмурив глаза, снимают курицу с насести. Если она закричит громко, то по голосу судят о нраве суженой. Другие судят о суженых по цвету курицы. Рыжая — значит, коварный муж, черная — вспыльчивый, каштановая — обманчивый и пр.

Чтобы узнать нрав жениха, приносят кур с насести. Если внесенная курица, быв брошена на пол, сядет спокойно, то суженый ее будет кроткий; если же она будет кукудахтать [так! — прим. ред.] и начнет пить воду, нарочно на этот случай поставленную, то муж будет сердитый и пьяница.

Делают еще иначе: бегут девушки в курятник, и каждая из них ловит по курице. Которой попадется пестрая — той будет [С. 236] муж рябой, которой черная — чернобровый. Потом наливают воды в корыто, и каждая девушка выпускает из рук курицу. Если она, напившись, станет кукудахтать, то суженый будет пьяница и озорник; а если не пьет и сидит смирно, то суженый не будет пить и будет смирный.

В Белоруссии берут сонного черного петуха, завертывают ему голову под крыло, крутят при свечах до обморока, и потом кладут его на пол. Вокруг петуха каждая девушка насыпает по кучке зернового хлеба, который обставляется свечами. Когда петух придет в себя, тогда он встает и ходит около кучек, ничего не видя (птицы не могут смотреть хорошо при огне), и потом, по внутреннему влечению к зернам, начинает клевать первую попавшуюся ему кучку. Чьи он клевал зерна, той выйти замуж. Такой обычай в употреблении по некоторым местам Малороссии.

Связав хвосты курицы и петуха, сажают их под решето, и кто кого потащит за собою вперед, по этому судят о будущем. Если курица потащит вперед, то будет первенствовать в доме жена, в противном случае — муж. В Малороссии и Сибири, выпускают на средину комнаты курицу с пету-[С. 237]хом и замечают, как они расхаживают. Когда петух щиплет курицу, тогда будет сердитый муж; если курица не дает себя щипать или бить, то жена возьмет верх над мужем. [C. 238]

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer