Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С


Самара. XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Санкт-Петербургский Технологический институт. 1879

Сапега, Ян Петр. Гравюра Вейса. XVII в.

Свадьба. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Свадьба Петра I и Екатерины I. 19 февраля 1712. Гравюра А.Ф. Зубова

Свержение Бирона. Отрывок из «Записок о России» Х. Г. Манштейна. 1740-е гг.

Свержение монголо-татарского ига. «Стояние на Угре». 1480.

Святки – праздник

Святки и святочные гадания в первой половине XIX в. Статья А.В. Терещенко

Священная дружина против народовольческой эмиграции. 1881—1882. Статья Ю.А. Пелевина

Сдача Краковского замка. Французские офицеры отдают А.С. Суворову шпаги. 15 апреля 1772. Гравюра Р.В. Кюфнера с рисунка И.Д. Шуберта

Северная война. 1700—1721

Секретная докладная записка Германского Большого Генерального штаба. 1913

Секретное казнохранилище в Государственном банке. 1904

Семилетняя война. 1756—1763

Сибирская деревня по воспоминаниям Августа Коцебу. 1801

Сибирское отделение Академии наук. 1957

Сигизмунд III, польский король. Гравюра с серебряной медали. 1610-е гг. Биографическая справка

Сказание Авраамия Палицына. 1620

Сказание о Борисе и Глебе. XI в.

Сказание о князьях владимирских. Извлечение. Конец XV — начало XVI в.

Сказание о Мамаевом побоище. Кон. XIV — нач. XV в.

Сказание о роскошном житии и веселии. XVII в.

Скоморох – кукловод и гусляры. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Скоморохи. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич, князь. Хромолитография с парсуны. 1840-е гг.

Следствие 1623 г. о невесте царя Михаила Федоровича Марии Хлоповой. Извлечение из книги В.Н. Берха «Царствование царя Михаила Федоровича…». 1832

Следственное дело о смерти царевича Димитрия. Допрос Василисы Волоховой. 1591

Слово мудрого епископа Белгородского. Конец XII в.

Слово на погребение Петра Великого. Феофан Прокопович. 1725

Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. 1390-е гг.

Слово о законе и благодати. Между 1037 и 1050 гг.

Слово о погибели Русской земли. Между 1238 и 1246 гг.

Слово о полку Игореве. Между 1185 и 1187 гг.

Служба кабаку. XVII в.

Смерть Федора Борисовича Годунова и вступление Лжедмитрия I в Москву. 1605. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Смольный институт в эпоху Екатерины II. Отрывок из исторического очерка З.Е. Мордвиновой

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764. Современное фото

Смутное время

Снаряжение русского воина и дорожная утварь. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556

Соборное Уложение. 1649

Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах. 9 марта 1607

Собственноручная записка Екатерины II о первых годах ее царствования. 1769

Советско-финская война. 1939-1940

Современное описание придворного праздника по случаю рождения Александра Павловича. 13 февраля 1778

Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира. 23 августа 1914

Сожжение помещика крестьянами. 1798. Донесение Саратовского губернского прокурора Н. Заварицкого

Соловецкое восстание.1668–1676

Соляной бунт. 1—5 июня 1648. По летописному рассказу

Состояние госпиталей во время Крымской войны. Отрывок из записок П.В. Алабина. 1861

Софья Алексеевна, царевна. Биографическая справка

Социалистический рализм

Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1658. ГТГ

Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. 1198. Фото 2000-х гг.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152—1157

Сражение при Вальми. 20 сентября 1792. Карта

Сражение под Перемышлем. Апрель-июнь 1915

Сражение при Гангуте. 27 июля 1714. Худ. А. Боголюбов

Сражение при Гангуте. 27 июля 1714. Карта

Сражение при Гирсове. 3 сентября 1773

Сражение при Гренгаме. 27 июля 1720. Гравюра А. Зубова

Сражение при Зборове. 5—6 августа 1649. Карта

Сражение при Кагуле. 21 июля 1770

Сражение при Кинбурне. 1 октября 1787. Отрывок из сочинения фон Раана

Сражение при Клушине. 24 июня 1610

Сражение при Кунерсдорфе. 12 августа 1759

Сражение при Ларге. 7 июля 1770

Сражение при Лексингтоне. Отчет провинциального конгресса в Уотертаун

Сражение при Нови. 4 августа 1799. Худ. А. Коцебу

Сражение при Рымнике. 11 сентября 1789

Сражение с ордынцами. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Ссора царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. Извлечение из донесения шведских дипломатов. 9 августа 1658

Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным» 1785

Старообрядчество

Статьи конфедерации и вечного союза. 1777

Стефан Баторий под Псковом. Худ. Ян Матейко. 1872

Столбовский мирный договор. 27 марта 1617

Стоглав. 1551

Столик-бобик. Россия. Конец XVIII в.

Стрелецкий бунт. 1682

Стрелецкий бунт. 1698

Стрельцы

Строгановская летопись. XVII в.

Строительство социализма в СССР. II пол. 1920-х - 1930-е гг.

Суд над архимандритом Дионисием. 1618. Гравюра Газенкампфа. 1913

Судебник Ивана III. 1497

Судебник Ивана IV. 1550

Сухарева башня, где размещалась Школа навигацких и математических наук в 1701—1715 гг. Гравюра

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

Восстание под руководством Хлопко. 1603—1604. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Голод 1601—1603 гг. резко обострил социальную борьбу в Московском государстве. В 1603 г. началось открытое массовое движение крестьян и холопов. Голландец Исаак Масса, находившийся в это время в России, в своих записках писал, что восстали крепостные холопы «московских бояр и господ», которые «соединились вместе и начали грабить». Однако выступления наблюдалось не только вокруг Москвы, но и в более отдаленных от центра уездах. Новый летописец сообщает, что тогда «умножились разбои в земле Русской». Восстания охватили Владимир, Волоколамск, Вязьму, Можайск, Медынь, Ржев и Коломну. Столица оказалась в кольце восстаний. «Смутьяны» стали объединяться в крупные отряды и вступать в открытые столкновения с правительственными войсками.

Среди предводителей «воровских людей» выдвинулся Хлопко. Кто это был — неизвестно. Судя по прозвищу «Хлопко», он был холопом.

Царские войска служилых людей, рассылаемые из центра в уезды, не могли подавить беспорядки. Против Хлопко было выдвинуто войско во главе с воеводой Иваном Федоровичем Басмановым.

В сентябре 1603 г. в ожесточенном бою под Москвой повстанцев удалось рассеять, но сам Басманов погиб. Хлопко был тяжело ранен, взят в плен и, вероятно, казнен. Многие из повстанческих отрядов бежали «на украйну». Некоторые историки считают восстание Хлопко первым этапом крестьянской войны Болотникова.

Официозный Новый летописец, написанный во второй половине 1620-х гг. под пристальным вниманием патриарха Филарета Романова, дает резко отрицательную оценку восстанию Хлопко. Вместе с тем Новый летописец является редчайшим источником сведений о народном движении.

  подробнее

Голод 1601 – 1602 гг. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

В 1601 г. страшный голод поразил Россию. Все лето шли сильные дожди. Хлеб не созрел, а в августе, в праздник Успения Богоматери, ударили морозы. Урожай погиб. Сильно выросли цены на хлеб. Люди начали умирать от голода, были отмечены случаи людоедства. На следующий год посевы не взошли, так как крестьяне «оным же позябшим хлебом сеяху». Неурожай продолжался три года.

Борис Годунов раздавал милостыню, приказал открыть царские амбары и продавать хлеб по низкой цене, было привезено зерно из-за границы. Чтобы дать бедным работу, были организованы казенные работы в Кремле. Но все предпринятые меры не помогли. Узнав о раздаче хлеба, в Москву стал стекаться народ. Началась холера. Смертность настолько выросла, что мертвых не успевали хоронить. Голод прекратился только в 1604 г. после нового урожая. По стране разнеслись слухи о каре небесной и о том, что царевич Дмитрий чудом спасся в Угличе.   подробнее

Грамота патриарха Гермогена к сторонникам Лжедмитрия II, пытавшимся свергнуть царя Василия Шуйского. После 17 февраля 1609
В 1608 г. Лжедмитрий II подчинил себе почти всю южную и среднюю Россию, а 1 июня утвердился в 12 верстах от столицы, в селе Тушино. Василий Шуйский удерживал Москву, но был бессилен воспрепятствовать отрядам самозванца, захватывавшим и грабившим города и монастыри. В то время как отдельные воеводы мужественно бились с «государевыми изменниками», многие подданные В. Шуйского, включая ближних бояр, ездили в тушинский лагерь к родственникам и друзьям, ожидая, чья сторона возьмет верх.

Больше всех, как всегда, страдало простонародье, измученное налогами и неприкрытыми грабежами. Многомесячное бессмысленное кровопролитие вызывало раздражение многих военных, обвинявших В. Шуйского в уклонении от решительного сражения. 17 февраля 1609 г. группа дворян подняла народ на восстание против московского царя. Гермоген, увлеченный толпой на Лобное место, пытался отстаивать «законного» государя, выдерживая унизительные оскорбления. Первая попытка низложить В. Шуйского, который продолжал пользоваться поддержкой большинства бояр и воевод, окончилась неудачей.

Заговорщики — около 300 человек — бежали в тушинский лагерь, а им вслед полетело горькое послание патриарха. Он решительно выступил в защиту законной власти.

В документе опущена начальная часть с благословением Гермогена. Неразборчивый тест взят в квадратные скобки.

  подробнее

Договор патриарха Гермогена и бояр с гетманом C. Жолкевским о призвании польского королевича Владислава на Российский престол. 17 августа 1610
17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и через день насильно пострижен в монахи. Власть в Москве взяла семибоярщина во главе с князем Ф.И. Мстиславским. Польско-литовские войска осаждали Смоленск. Армия коронного гетмана Речи Посполитой Станислава Жолкевского стояла уже в Можайске. Лжедмитрий II, некоронованый государь России, основал свой стан под Москвой, в селе Коломенском.

В гетманском лагере, начались переговоры о признании российским государем Владислава, сына короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III. Переговоры завершились подписанием договора и торжественной присягой москвичей польскому королевичу.

18 августа 1610 г. в Успенском соборе вместе с другими принимал присягу и патриарх Гермоген. Русские воеводы целовали крест Владиславу. Гетман от имени кандидата на русский трон гарантировал, что королевич будет таким же государем, как были прежние цари на Руси. Он также обещал хранить православную веру, не разрушать русских церквей, не строить костелов, оставить в неприкосновенности бояр и все другие чины, не отнимать поместий и вотчин, польско-литовским людям не давать воеводств, московским людям не делать зла, помочь в борьбе с Лжедмитрием II; король Сигизмунд должен был отступить от осажденного Смоленска. На этих условиях и был составлен текст договора, с которым русское посольство направилось к польскому королю.

Только опираясь на авторитет Церкви и демонстрируя ярую приверженность православию московские бояре могли сохранить правление. Они вынуждены были искать поддержки у патриарха Гермогена, который должен был возглавить правительство междуцарствия. Поэтому не случайно договор с С. Жолкевским начинался благословением Гермогена и освященного собора.


Документ публикуется в извлечении. Неразборчивый тест взят в квадратные скобки.  подробнее

Духовная грамота патриарха Иова. 1604

Грамота была написана патриархом Иовом, когда Лжедмитрий I наступал на Москву и дни царя Бориса Годунова были сочтены. В России началось Смутное время. Патриарх был уже стар и болен. Он предвидел, что у него не будет возможности спокойно осмыслить и подытожить свои земные дела. Потому, не дожидаясь, когда в стране разгорится гражданская война, Иов продиктовал и подписал грамоту. Он также велел прикрепить к ней личную печать красного воска на малиновом шнурке, такую же, как на грамоте об учреждении патриаршества в России.

На обороте исторического документа сохранился автограф Иова: «Смиренный Иев Божиею милостию патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия Росии сию свою духовную грамоту и прощальную грамоту всем православным християном подписах своею многогрешною рукою и запечатати велел».

  подробнее

Ермак Тимофеевич и Строгановы. Начало завоевания Сибири. Извлечение из Строгановской летописи. XVII в.

Сибирский хан Кучум, подчинивший с 1570-х гг. земли хантов (остяков) и манси (вогулов), угрожал громадным, расположенным по рекам Каме и Чусовой владениям купцов и промышленников Строгановых. Эти земли были пожалованы царем Иваном IV Аникею Федоровичу Строганову и его потомкам в 1558 г. По рассказу Строгановской летописи, сын и внуки Аникея — Семен Федорович, Максим Яковлевич и Николай Григорьевич — призвали казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем для охраны своих владений и сыграли большую роль в организации похода Ермака против Кучума, снабдив казаков и своих ратных людей одеждой, оружием, деньгами и продуктами.

Строгановская летопись входит в группу Сибирских летописей XVII столетия (в их числе также Кунгурская и Есиповская летописи) и является важнейшим источником по истории освоения Западной Сибири.

  подробнее

Иное сказание. 1620-е гг.

«Иное сказание» — литературно-публицистическая повесть, составленная в 20-х гг. XVII века неизвестным автором. Повесть явилась откликом на Сказание Авраамия Палицына — отсюда ее название (его дал историк И.Д. Беляев, впервые опубликовавший произведение в 1853 г.).

Автор «Иного сказания» спорит с политической позицией Палицына: он пытается оправдать законность избрания царем Василия Шуйского, возводя его род к Владимиру Святому, и проявляет явную враждебность к Борису Годунову, обвиняя его в убийстве царевича Дмитрия в Угличе. События, подробно описанные Палицыным, излагаются в «Ином сказании» сжато (например, осада Троице-Сергиева монастыря), зато о других происшествиях Смутного времени говорится весьма подробно, особенно о восстании И.И. Болотникова.

«Иное сказание» — произведение компилятивное: оно составлено из ряда литературных сочинений и грамот («Повесть, како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», «Житие царевича Димитрия», грамоты Лжедмитрия I и Василия Шуйского и др.). Его составитель использовал также свидетельство современника — очевидца осады И.И. Болотниковым Москвы и боев под Калугой.

«Иное сказание» было обстоятельно изучено С.Ф. Платоновым, Е.Н. Кушевой, Н.П. Поповым, В.И. Бугановым, В.И. Корецким и А.Л. Станиславским. Предполагается, что его автором был книгохранитель Троице-Сергиева монастыря Стахий.

«Иное сказание» — чрезвычайно ценный источник по истории первой четверти XVII в., повествующий о событиях крестьянской войны и Смутного времени.

  подробнее

Инструкция Кузнецкого окружкома ВКП(б) о порядке определения кулацких хозяйств. 18 февраля 1930

В соответствии с жесткими требованиями центральных партийно-государственных органов на местах стали проводить принудительную запись крестьян в колхозы. Принимались только бедняки и так называемые «середняки». «Кулаки», то есть зажиточные крестьяне, попадали под принудительное раскулачивание: у них конфисковывали все имущество, а самих насильно выселяли в дальние районы страны.

Лексика и орфография документа даны без изменений.  подробнее

Информационная сводка Колхозцентра СССР и РСФСР о перегибах в раскулачивании. Не ранее 25 февр. 1930

Вопреки решениям всех предыдущих съездов коммунистической партии Сталин в 1929 году дает указание о проведении сплошной коллективизации.

Бедняки и середняки подверглись принудительному объединению в колхозы. Обобществлению подлежал любой скот, вплоть до куриц. Так началась новая страница исторической трагедии русского крестьянства.

Документ публикуется в извлечении.   подробнее

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского. 1 июня 1606

Документ был составлен после свержения и убийства Лжедмитрия I в результате заговора, организованного Василием Ивановичем Шуйским.

Во время венчания на царствия Василий Шуйский дал присягу — «Крестоцеловальную запись» с условиями, по которым он обязывался править. «Крестоцеловальную запись» В. Шуйского содержала первые в отечественной истории положения, ограничивавшие власть монарха, в частности — гарантию законного суда.

Документ публикуется в извлечении.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer