Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С


Самара. XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Санкт-Петербургский Технологический институт. 1879

Сапега, Ян Петр. Гравюра Вейса. XVII в.

Свадьба. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Свадьба Петра I и Екатерины I. 19 февраля 1712. Гравюра А.Ф. Зубова

Свержение Бирона. Отрывок из «Записок о России» Х. Г. Манштейна. 1740-е гг.

Свержение монголо-татарского ига. «Стояние на Угре». 1480.

Святки – праздник

Святки и святочные гадания в первой половине XIX в. Статья А.В. Терещенко

Священная дружина против народовольческой эмиграции. 1881—1882. Статья Ю.А. Пелевина

Сдача Краковского замка. Французские офицеры отдают А.С. Суворову шпаги. 15 апреля 1772. Гравюра Р.В. Кюфнера с рисунка И.Д. Шуберта

Северная война. 1700—1721

Секретная докладная записка Германского Большого Генерального штаба. 1913

Секретное казнохранилище в Государственном банке. 1904

Семилетняя война. 1756—1763

Сибирская деревня по воспоминаниям Августа Коцебу. 1801

Сибирское отделение Академии наук. 1957

Сигизмунд III, польский король. Гравюра с серебряной медали. 1610-е гг. Биографическая справка

Сказание Авраамия Палицына. 1620

Сказание о Борисе и Глебе. XI в.

Сказание о князьях владимирских. Извлечение. Конец XV — начало XVI в.

Сказание о Мамаевом побоище. Кон. XIV — нач. XV в.

Сказание о роскошном житии и веселии. XVII в.

Скоморох – кукловод и гусляры. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Скоморохи. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич, князь. Хромолитография с парсуны. 1840-е гг.

Следствие 1623 г. о невесте царя Михаила Федоровича Марии Хлоповой. Извлечение из книги В.Н. Берха «Царствование царя Михаила Федоровича…». 1832

Следственное дело о смерти царевича Димитрия. Допрос Василисы Волоховой. 1591

Слово мудрого епископа Белгородского. Конец XII в.

Слово на погребение Петра Великого. Феофан Прокопович. 1725

Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. 1390-е гг.

Слово о законе и благодати. Между 1037 и 1050 гг.

Слово о погибели Русской земли. Между 1238 и 1246 гг.

Слово о полку Игореве. Между 1185 и 1187 гг.

Служба кабаку. XVII в.

Смерть Федора Борисовича Годунова и вступление Лжедмитрия I в Москву. 1605. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Смольный институт в эпоху Екатерины II. Отрывок из исторического очерка З.Е. Мордвиновой

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764. Современное фото

Смутное время

Снаряжение русского воина и дорожная утварь. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556

Соборное Уложение. 1649

Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах. 9 марта 1607

Собственноручная записка Екатерины II о первых годах ее царствования. 1769

Советско-финская война. 1939-1940

Современное описание придворного праздника по случаю рождения Александра Павловича. 13 февраля 1778

Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира. 23 августа 1914

Сожжение помещика крестьянами. 1798. Донесение Саратовского губернского прокурора Н. Заварицкого

Соловецкое восстание.1668–1676

Соляной бунт. 1—5 июня 1648. По летописному рассказу

Состояние госпиталей во время Крымской войны. Отрывок из записок П.В. Алабина. 1861

Софья Алексеевна, царевна. Биографическая справка

Социалистический рализм

Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1658. ГТГ

Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. 1198. Фото 2000-х гг.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152—1157

Сражение при Вальми. 20 сентября 1792. Карта

Сражение под Перемышлем. Апрель-июнь 1915

Сражение при Гангуте. 27 июля 1714. Худ. А. Боголюбов

Сражение при Гангуте. 27 июля 1714. Карта

Сражение при Гирсове. 3 сентября 1773

Сражение при Гренгаме. 27 июля 1720. Гравюра А. Зубова

Сражение при Зборове. 5—6 августа 1649. Карта

Сражение при Кагуле. 21 июля 1770

Сражение при Кинбурне. 1 октября 1787. Отрывок из сочинения фон Раана

Сражение при Клушине. 24 июня 1610

Сражение при Кунерсдорфе. 12 августа 1759

Сражение при Ларге. 7 июля 1770

Сражение при Лексингтоне. Отчет провинциального конгресса в Уотертаун

Сражение при Нови. 4 августа 1799. Худ. А. Коцебу

Сражение при Рымнике. 11 сентября 1789

Сражение с ордынцами. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Ссора царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. Извлечение из донесения шведских дипломатов. 9 августа 1658

Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным» 1785

Старообрядчество

Статьи конфедерации и вечного союза. 1777

Стефан Баторий под Псковом. Худ. Ян Матейко. 1872

Столбовский мирный договор. 27 марта 1617

Стоглав. 1551

Столик-бобик. Россия. Конец XVIII в.

Стрелецкий бунт. 1682

Стрелецкий бунт. 1698

Стрельцы

Строгановская летопись. XVII в.

Строительство социализма в СССР. II пол. 1920-х - 1930-е гг.

Суд над архимандритом Дионисием. 1618. Гравюра Газенкампфа. 1913

Судебник Ивана III. 1497

Судебник Ивана IV. 1550

Сухарева башня, где размещалась Школа навигацких и математических наук в 1701—1715 гг. Гравюра

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Семилетняя война. 1756—1763. Взятие Берлина русскими войсками. 28 сентября 1760. Карта

В кампанию 1760 г. Фридрих II перешел к позиционной обороне, опираясь на цепь крепостей и укрепленных лагерей, которые союзники не могли миновать, не подвергаясь опасности удара в тыл.

Самая значительная операция, проведенная русской армией в том году, — занятие Берлина — объяснялась желанием выманить пруссаков из-за крепостных стен и рвов на открытое место, чтобы разгромить. Первая часть замысла удалась блистательно, вторую осуществить не удалось.

Для похода на Берлин был выделен корпус З.Г. Чернышева (20 тыс. штыков и сабель) и австрийский отряд Ф.М. Ласси (14 тысяч). Марш к прусской столице занял шесть дней. После пятидневной бомбардировки, 28 сентября, город сдался. Немецкие историки признают, что никогда еще победитель не обращался с побежденными столь гуманно. Бургомистр безропотно согласился выплатить контрибуцию в 2 млн талеров. Пороховые, литейные и оружейные предприятия были разрушены.

  подробнее

Семилетняя война. 1756—1763. Взятие крепости Кольберг. 5 декабря 1761. Худ. А. Коцебу. 1852

Кольберг — крепость на реке Парсенте в Пруссии, в провинции Померании (совр. гор. Колóбжег, Польша). После продолжительной блокады крепость была взята 5 декабря 1761 г. русскими войсками под начальством графа П.А. Румянцева-Задунайского. Было захвачено 2903 чел. пленных, сто сорок шесть орудий, 33 тысячи ядер и бомб, 500 тысяч пуль и двадцать знамен.  подробнее

Сигизмунд III под Смоленском. Гравюра. 1610-е гг.

Использовав в качестве предлога для вторжения в Российское государство договор, заключенный между Россией и Швецией, польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со шведами, в сентябре 1609 г. начал осаду Смоленска.

Героическая оборона города длилась почти два года, и только 3 июня 1611 г. армия Сигизмунда III штурмом взяла Смоленск.

Публикуемая гравюра — редчайший конный портрет Сигизмунда III, находившийся в коллекции последнего польского короля Станислава Августа.

  подробнее

Скоморох – кукловод и гусляры. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Скоморохи познакомили русскую публику с кукольной комедией. Вот что пишет об этом немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-е гг.: «... вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей таким образом нечто вроде сцены, с которою они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

На гравюре из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…» изображены скоморохи, разыгрывающие любимую народом сценку о Петрушке.   подробнее

Скоморохи. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Скоморохи известны на Руси с древних времен. Но особую популярность они получили в XV–XVII вв. Скоморохи были участниками, иногда главными действующими лицами различных народных праздников, играли на домрах, сопелях (разновидность свирели), исполняли песни, жанровые сценки, кукольные комедии, рядились «в личины» и водили медведей.

Церковь сурово осуждала скоморохов, так как видела в их представлениях языческое веселье и соблазн. По свидетельству Стоглава, скоморохи ходят «ватагами до 60, 70 и до 100 человек и по деревням у христиан сильно (т. е. насильно) едят и пьют и из клетей животных грабят, а по дорогам людей разбивают». Несмотря на запреты, некоторые бояре имели своих скоморохов и отправляли их «на промысел» – зарабатывать деньги своим искусством. Скоморошичьи зрелища собирали толпы простых людей.

Публикуемая гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…» – редчайшее изображение скоморохов первой половины XVII столетия.

  подробнее

Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич, князь. Хромолитография с парсуны. 1840-е гг.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586—1610) — князь, боярин, полководец, сын князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского (ум. 1595). После прихода к власти Василия Ивановича Шуйского был назначен воеводой царских войск — участвовал в подавлении восстания Болотникова, успешно боролся с войсками приверженцев Лжедмитрия II. Скопин-Шуйский одержал ряд крупных побед под Торжком, Тверью, Дмитровом, освободил поволжские города, снял осаду Троице-Сергиева монастыря и в мае 1610 г. вступил в Москву. Вскоре талантливый и популярный военачальник внезапно умер. Существует версия, что он был отравлен во время пира у князя Ивана Михайловича Воротынского. Сообщают, что яд Скопину-Шуйскому поднесла дочь Малюты Скуратова (Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского) и жена брата царя, князя Дмитрия Ивановича Шуйского, Екатерина Григорьевна. Похоронили Михаила Васильевича в Архангельском соборе Московского Кремля.

Хромолитография воспроизводит портрет Скопина-Шуйского. Оригинальное изображение изображение выполнено в технике парсуны (от лат. persona — 'личность'). Парсунное письмо соединило в себе старые иконописные традиции и новые приемы живописи. На верхнем поле доски располагается Спас Нерукотворный и надпись: «Благоверный князь Михаил Васильевич Скопин». На портрете у Скопина-Шуйского круглое лицо без усов и бороды. Его одежда расшита жемчугом, а поверх кафтана надета шуба с воротником.

Хромолитография была выполнена по рисунку академика живописи Федора Григорьевича Солнцева (1801—1892).

  подробнее

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764. Современное фото

Смольный монастырь — замечательный образец русского барокко XVIII века, одно из лучших произведений великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

Столичный монастырский ансамбль был разработан зодчим с исключительным великолепием и размахом. Главным строением комплекса является собор, который поражает роскошью отделки, совершенством пропорций и разнообразием форм. В его декоре, решенном в бело-голубой гамме, использована белая и позолоченная лепнина.

Келейные корпуса организуют монастырское пространство в форме креста, по углам которого расположены еще четыре церкви: Святых Захарии и Елизаветы, Святой Екатерины, Святого Александра Невского и Святой Марии Магдалины.

Постройки Смольного монастыря были заложены Ф.Б. Растрелли в 1748 году и окончены вчерне к 1764 году. Во второй половине XVIII века строительство приостановилось. Архитектор-классицист В.П. Стасов, завершая возведение монастыря в 1832—1835 годах, отказался от роскошного барочного декора и придал отделке интерьера более строгий характер, вопреки замыслу Растрелли, представленному в проектной модели.

См. подробнее — собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764.

  подробнее

Снаряжение русского воина и дорожная утварь. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московитских делах…». 1556
На гравюре изображены колчан со стрелами, кистень, сабля с ножнами, кинжалы, бердыш, седла и плетка.

По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, шпорами пользуются немногие, «а большинство пользуется плеткой, которая всегда висит на мизинце правой руки, так что в любой момент, когда нужно, они могут схватить ее и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия, то они оставляют плетку и она свободно свисает с руки.

Обыкновенное их оружие — лук, стрелы, топор и палка [наподобие (римского) цеста (coestus)], которая по-русски называется кистень (kesteni), а по-польски — бассалык (bassalick). Саблю употребляют те, кто [познатнее и] побогаче. Продолговатые кинжалы, висящие, как ножи, спрятаны в ножнах до такой степени глубоко, что с трудом можно добраться до верхней части рукояти и схватить ее в случае надобности. Далее, повод узды у них в употреблении длинный, с дырочкой на конце; они привязывают его к (одному из) пальцев левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, выстрелить (не выпуская повода). Хотя они держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть одновременно, однако ловко и без всякого затруднения умеют пользоваться ими».  подробнее

Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1658. ГТГ

Симон Ушаков (1626-1686) – «царский жалованный иконописец». Выходец из посадских людей, он был возведен в дворянское звание. С 1664 по 1686 год руководил иконописной мастерской Оружейной палаты и возглавлял надзор за всеми иконописными работами в Российском государстве.

Под влиянием западноевропейской живописи С. Ушаков вводил в русскую иконопись ряд новшеств: оставаясь в традициях древнерусского иконного писания, он использовал эффекты иллюзионистической достоверности. Свой взгляды на задачи иконописи он формулировал в «Слове к люботщательному иконного писания», в котором отстаивал принципы натурного правдоподобия и сравнивал иконопись с зеркалом. Оставил после себя целую плеяду учеников.

Центральной темой в творчестве С. Ушакова стало изображение человеческого лица. До нашего времени дошло несколько ушаковских икон «Спаса Нерукотворного», где изображен только лик Спасителя. Самая ранняя из этих икон относится к 1657 году и написана для московской церкви Троицы в Никитниках. Это произведение мы и публикуем.

Настойчиво повторяя нерукотворный образ Христа, иконник стремился уйти от канонических изображений, добиться телесного цвета лика, отчетливо выраженной объемности, почти классической правильности черт. Изограф передает даже блеск кожи на скулах и выпуклом лбу. В натуралистической манере написан и белый с серыми тенями плат, на котором, по церковному преданию, отпечатался лик Иисуса, когда его вели на Голгофу.

См. подробнее о творчестве Симона Ушакова.

  подробнее

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152—1157. Фото. 2004

Спасо-Преображенский собор – один из древнейших храмов Северо-Восточной Руси. Архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

Построен из белого камня в 1152-1157 годах в качестве княжеского собора. Вероятно, он был связан с несохранившемся дворцом. Строительство начал Юрий Долгорукий, закончил его сын Андрей Боголюбский.

Храм представляет крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях – прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Спасский собор отличается строгостью и лаконичностью форм.

Интерьер собора был в 1157 году расписан, но сохранились лишь незначительные фрагменты. При реставрации в 1891-1894 найдены поливные плитки пола коричневого, желтого и зеленого цветов.

В древности церковь служила усыпальницей переславских удельных князей. Здесь захоронены сын Александра Невского, владимирский князь Дмитрий Александрович и внук великого полководца, переславский удельный князь Иван Дмитриевич.

См. подробнее о Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer