Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т


Табель о рангах. 24 января 1722

Таннер, Бернгард Леопольд Франциск. II половина XVII в. Биографическая справка. 1891

Театр при царе Алексее Михайловиче. Извлечение из труда Б.В. Варнеке «История русского театра». 1914

Телеграмма Московскому комитету общественной безопасности из Ставки. 27 октября 1924

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635—1636. Фото. Середина 2000-х гг.

Тони на Невских островах как развлечение. Очерк. 1875

Торговка старыми вещами и рекрут екатерининского времени. Гравюра Гейслера. II половина XVIII в.

Торговля в Москве начала XVII века. Извлечение из книги В. Н. Берха «Царствование царя Михаила Феодоровича…». 1832

Торговые связи европейской части Российского государства в XVII в. Карта

Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы. 21 декабря 1709. Гравюра А. Зубова. 1711

Торжественный ввод шведских фрегатов в Санкт-Петербург. 3 сентября 1720. Офорт А. Зубова. 1729

Торжественный выход русской царицы Марии Ильиничны (Милославской) в церковь. Рисунок из «Альбома Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века»

Торжественный въезд Александра III и Марии Федоровны на Красную площадь. 10 мая 1883.

Торжественный въезд императрицы Марии Федоровны III в Московский Кремль. 10 мая 1883

Торжественный прием Иваном IV Васильевичем Грозным австрийских послов Ганса Кобенцеля и Даниила Принца фон Бухау. Извлечение из отчета посольства императору Максимилиану II. XVI в.

Торжество в память Чесменского боя 1770 г. Отрывок из книги П.И. Сумарокова «Черты Екатерины Великия». 1819

Траурная процессия и похороны императора Александра I. Извлечение из сочинения Н.В. Данилевского. 1828

Тризна дружинников князя Святослава после боя под Доростолом в 971 году. Худ. Г.И. Семирадский.1884. ГИМ

Триумф на взятие Азова. Гравюра Нахтгласса. 1700

Триумф французского народа. Эскиз. Худ. Ж.Л. Давид

Троицкая грамота архимандрита Дионисия. Июль 1611

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме. 1650—1652. Фото. 2004

Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля. Хромолитография. 1840-е гг.

Трон императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Начало 1880-х гг.

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Быт придворный. II пол. XIX века. Торжественный въезд императрицы Марии Федоровны в Московский Кремль. 10 мая 1883. Гравюра. 1883
Государыня императрица [Мария Федоровна] с великою княжною Ксенией Александровной ехала в дивно роскошной золотой карете, по сторонам которой шли 4 камер-казака в расшитых золотом казакинах. Императрица милостиво кланялась направо и налево. За каретою государыни ехали великие княгини в роскошных каретах, украшенных кистью Буше, Ванлоо и др. За этими каретами слдовали в золоченых экипажах придворные дамы и фрейлины. В хвосте кортежа идут войска: гвардия, кирасиры их императорских величеств, гусары и уланы его императорского величества, гродненские гусары, уланы ее императорского величества и депутации от гвардейскихх пехотных полков. Государь и государыня вступили в Кремль. (Венчание русских государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III. – СПб.: Издание Германа Гоппе, 1883. С. 149.).   подробнее

Быт придворный. II пол. XIX века. Трон императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Гравюра. Начало 1880-х гг.

Трон их императорских величеств Александра III и Марии Федоровны находился в Большом Кремлевском дворце в Андреевском зале. Он был осенен шатром, а к нему вели шесть ступеней, покрытые золотой парчой. Сам шатер украшался горностаевой мантией. На верху шатра помещался государственный герб России. По бокам располагались двуглавые орлы с андреевскими крестами на груди.  подробнее

Великая французская революция. 1789—1794. Триумф французского народа. Эскиз. Худ. Ж.Л. Давид. 1794
Рисунок представляет собой эскиз для театрального занавеса, возможно, для представления, состоявшегося 5 апреля 1794 г.

Жак Луи Давид (1748—1825), крупнейший французский художник, якобинец и член Конвента, стремился в аллегорической форме восславить Великую французскую революцию. Геракл на колеснице — символ французского народа. На его коленях восседают Равенство и Свобода. Впереди сидят Наука, Искусство, Торговля и Изобилие. Перед колесницей граждане республики убивают короля и королеву — тиранов народа.

Позади колесницы следуют герои — борцы за свободу: братья Гракхи и их мать Корнелия, Марат указывает на рану, Лепеллетье зажимает свою рану рукой, Шалье изображен с ножом гильотины, Бове — с обвившим шею галстуком, так как он был задушен.

Далее идут поборники свободы: Пьер Бэйль с цепью и Жан Фабр, в 1756 году добровольно отправившийся на каторгу вместо отца, осужденного за протестантизм. В другом сохранившемся варианте за Гракхами следуют Вильгельм Телль и его сын.

  подробнее

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635—1636. Фото. Середина 2000-х гг.

Теремной дворец был выстроен по распоряжению царя Михаила Федоровича в 1635—1636 гг. каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым.

При возведении нижнего этажа были использованы белокаменные подклеты, оставшиеся от великокняжеского дворца XV—XVI вв., возведенного для Ивана III итальянским зодчим Алевизом Фрязином Миланцем. На основании старых подклетов был возведен второй этаж — так называемые Мастеровые палаты, в которых шили белье и одежду для царского двора.

Эти два этажа надстроили еще тремя. На третьем этаже помещались покои царской семьи, а над ними располагались покои царя. Еще выше находился златоверхий Теремок, где в просторном зале заседала Боярская дума.

Царский пятиэтажный дворец выглядел необычайно монументальным для своего времени. Он получил живописный ступенчатый силуэт и окружался открытыми галереями-гульбищами, крыльцами, наружными лестницами и переходами.

В архитектонике дворца отразились традиционные черты древнерусского зодчества. Основными декоративными украшениями фасадов стали белокаменные наличники, украшенные подвесными гирьками с растительными орнаментами, включающими геральдические изображения зверей и птиц. Нарядность внешнему облику царских хором придавали профилированные карнизы, пилястры, вставки из поливных изразцов, а также резное каменное узорочье. Роспись интерьеров проводилась под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

В настоящее время Теремной дворец является резиденцией президента Российской Федерации.


См. подробнее — Теремной дворец в Московском Кремле. 1635—1636.

  подробнее

Торговка старыми вещами и рекрут екатерининского времени. Гравюра Гейслера. II половина XVIII в.

Во второй половине XVIII столетия торговля предметами домашнего обихода в Санкт-Петербурге проходила на Никольском рынке, находившемся на Садовой улице.

Рынок также был известен всем горожанам как негласная биржа труда для приезжего люда — для тех, кто хотел устроиться в столице дворником, прислугой, поденным рабочим и т. п.

  подробнее

Торговые связи европейской части Российского государства в XVII в. Карта

В XVII в. происходят значительные сдвиги в развитии торговли. Начинается новый период русской истории, характеризующийся ростом старых торговых центров прежде всего Москвы. Она превращается в центр зарождающегося всероссийского рынка, в который активно включаются северные поморские города, а также города Поволжья (Нижний Новгород, Ярославль, Казань, Самара, Астрахань). Вместе с тем сохраняют значение крупных торговых пунктов Новгород, Псков, Архангельск. В торговые связи вовлекаются новые районы: южные города и их округи, Сибирь с ее богатейшими промыслами и Украина. Отчетливо прослеживаются усиливающиеся межобластные экономические связи и оформление областных рынков, растет экономическая мощь ярмарок.

Крепнет сословие торговцев, вытесняя с рынка непосредственных товаропроизводителей и настойчиво заявляя о своих требованиях государственной власти, что привело к совершенствованию торгового законодательства (см. Новоторговый устав 1667 г.). Однако характер торговли, ассортимент товаров, порядок торга, организация рынков, правила и обычаи сохранили много черт, сложившихся в предшествующий период.

  подробнее

Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы. 21 декабря 1709. Гравюра А. Зубова. 1711

Такого массового и торжественного шествия москвичи еще никогда не видали. Вся церемония была разработана самим Петром I. Она началась в 8 часов утра у Серпуховской заставы. «Во все продолжение… беспрерывный происходил гром пушек с валов крепостных и расставленной во многих местах артиллерии, гром увеличивал звон колокольный по всей Москве». На пути следования войск были расставлены 7 триумфальных ворот, которые в аллегорической форме прославляли «славную викторию».

Открывал процессию лейб-гвардии Семеновский полк под командой генерал-майора кн. М.М. Голицына с трофеями, захваченными при Лесной (в сентябре 1708 г.), затем, за ротой лейб-гвардии Преображенского полка, шли шведские пленные — солдаты, 250 офицеров и генералов, а также трофейная артиллерия, 300 трофейных знамен и обоз Карла XII, взятые под Полтавой и Переволочной (27 и 30 июня 1709 г.). Пленных шведских солдат было более 17 тыс. человек.

Завершал шествие Преображенский полк во главе с Петром I в мундире полковника, который был на нем в день Полтавской битвы; за императором следовали подполковники того же полка: князь А.Д. Меншиков, получивший за Полтаву звание генерал-фельдмаршала, и князь В.В. Долгоруков.

  подробнее

Торжественный ввод шведских фрегатов в Санкт-Петербург. 3 сентября 1720. Офорт А. Зубова. 1729

После блистательной победы при Гренгаме четыре шведских фрегата, захваченных в сражении, отвели в Санкт-Петербург. Эта акция должна была продемонстрировать жителям города славу и мощь российского военного флота.  подробнее

Торжественный въезд Александра III и Марии Федоровны на Красную площадь. 10 мая 1883. Гравюра. 1883

Утром 10 мая, за пять дней до коронации, императорский кортеж церемониально въехал на Красную площадь.

Впереди ехали жандармы, за ними следовал собственный конвой государя императора, а затем драгуны псковского полка, шефом которого состояла императрица. За ними церемониймейстер в золоченом фаэтоне и депутации от азиатских народов, входивших в состав России.

При въезде на Красную площадь, у Иверской часовни, император Александр III спешился и принял благословление у митрополита.   подробнее

Торжественный выход русской царицы Марии Ильиничны (Милославской) в церковь. Рисунок из Альбома Мейерберга. XVII в.

Августин Мейерберг (1612—1688) — посол римского императора Леопольда I, посетивший Россию в 1661—1662 гг.

На рисунке из Альбома Мейерберга показан торжественный выход в церковь русской царицы Марии Ильиничны (Милославской), первой супруги царя Алексея Михайловича, с наследником трона, десятилетним царевичем Алексеем Алексеевичем (1654—1670). Царицу сопровождают сестры ее мужа и свита. Мария Ильинична Милославская изображена под балдахином. На ней длинная свободная шубка из узорной ткани с круглым меховым воротником и откидными рукавами. В левой руке она держит ширинку (шелковый платок). Ее сопровождают «стольничья» Анна Михайловна Вельяминова (урожденная Ртищева, сестра царского приближенного Федора Михайловича Ртищева) и две боярские жены. Они одеты в парадные летники (отличительная черта летника — широкие колоколообразные рукава, срезанные углом). Чтобы концы рукавов не волочились по земле, женщины вынуждены держать руки согнутыми в локтях. К летникам боярынь пристегнуты круглые меховые воротники. На головах у них повойники, плотно закрывающие волосы. Под балдахином также идут мамка с царевичем на руках и царевны Татьяна, Марфа и Евдокия Михайловны. Как и Мария Ильинична, царевны в нарядных, вероятно парчовых, шубках. Поверх непокрытых волос надеты короны. Одна из сестер держит в правой руке четки. Впереди шествия художник нарисовал боярских дочерей.

Публикуемый рисунок из передает интереснейшие детали придворного быта и является редким источником по истории русского костюма XVII в.

Текст публикуется без примечаний.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer