Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555 – 1561


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного). Гравюра из книги Б. Таннера. 1678

Чешский путешественник Бернгард Таннер приложил к своему описанию Москвы гравюру с видом Покровского собора на Красной площади. Так выглядел храм в последней четверти XVII столетия.

См. подробнее: Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561 .  подробнее

Послы Земского собора сообщают народу и войску о решении избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Гравюра по рисунку начала 1670-х гг.

Земский собор 1613 г. должен был решить основной вопрос: кто же будет править государством? После длительных переговоров было решено не приглашать ни польского королевича Владислава, ни Карла-Филиппа, сына шведского короля Карла IX, а также не принимать Марину Мнишек и ее сына. В качестве кандидатов на престол Собор обсуждал и представителей древних боярских родов. Долго не могли остановиться на каком-либо одном лице.

Наконец, 21 февраля 1613 г., в воскресенье, после церковной службы в кремлевском Успенском соборе, выборные Земского собора объявили о своем решении — избрать на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета (Федора Никитича Романова) и инокини Марфы (Ксении Ивановны Романовой). Он приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Ивана Грозного. Архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Василий Петрович Морозов были посланы на Красную площадь, чтобы возвестить с Лобного места собравшемуся около Кремля народу и войску о принятом решении и задать вопрос собравшимся, кого они хотят видеть царем. Все единогласно выкрикнули Михаила Федоровича. Сразу после его избрания и наречения царем по всем московским церквям стали произноситься молебны и началось принесение присяги.

Публикуемая гравюра «Послы Земского собора на Красной площади. Архиепископ Феодорит, келарь Авраамий Палицын и боярин Морозов спрашивают с Лобного места у народа московского, кого он желает в государи» была выполнена по рисунку XVII в. для «Книги об избрании на царство великого государя и великого князя Михаила Федоровича». Уникальный лицевой памятник, над которым трудились, кроме писца, иконописцы и мастера «золотописцы», переплетчик и мастера серебряного дела, был подготовлен под наблюдением боярина Артамона Сергеевича Матвеева и в 1673 г. поднесен царю Алексею Михайловичу.

Перед зрителем предстает Красная площадь, на которой громадная толпа ожидает решения собора. Слева изображен Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), на заднем плане — Фроловская (Спасская башня) и часть стены Московского Кремля.

  подробнее

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Сочинение Адама Олеария отличают прекрасные, исполненные на меди гравюры, в большинстве своем подготовленные по рисункам автора. Во время пребывания в России он тщательно зарисовывал увиденное, а после возвращения на родину обработал свои наброски для гравирования (см. Одежда боярская... Вторая четверть XVII в.).

Гравюра изображает церковную службу на Красной площади в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение происходит на фоне Покровского собора (храма Василия Блаженного, 1555—1561), который назван в сочинении немецкого путешественника Иерусалимской церковью. По-видимому, это связано с местоположением храма: «Иерусалимскими» иногда называли Фроловские (Спасские) ворота Кремля, так как именно через них двигалась в Кремль процессия во главе с патриархом во время празднования Вербного Воскресения (Входа Господня в Иерусалим). Описывая Кремль и Китай-город, путешественник отмечал, что «прилежно» срисовал и «искусно» построенную церковь, «строитель которой по окончании ее ослеплен был тираном, чтобы уже впредь ничего подобного не строить», и помост, около которого на земле лежат два больших орудия, направленных «против большой дороги, по которой обыкновенно вторгаются татары» (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. — Москва: Российские семена, 1996. С. 164.).

См. подробнее: Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561 .  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer