Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Лжедмитрий I - самозванец, русский царь » БИОГРАФИЯ


Лжедмитрий I. Биографический очерк Е. Филипповского. 1807

Личность Лжедмитрия I, царствовавшего на русском троне в 1605—1606 гг. под именем Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного, до сих пор остается загадкой. Предполагают, что это был монах-расстрига Григорий Отрепьев.

Помещенный ниже портрет Дмитрия Самозванца считается одним из наиболее достоверных изображений, он был выполнен с гравюры работы Луки Килиана (Аугсбург,1606) и приводится в трехтомном собрании портретов русских князей, царей, императоров, их супруг и детей, напечатанном в типографии известного собирателя Платона Бекетова. Каждое изображение в книге сопровождает биографический рассказ.

 
Тема внешняя политика, внутренняя политика, военное дело, общество, религия, частная жизнь
Исторический период Средневековье
Территория Российское государство
Народ русские, поляки
Персоналии Борис Федорович Годунов, русский царь; Василий Иванович Шуйский, русский царь; Дмитрий Иванович, царевич; Игнатий, патриарх; Иов, патриарх; Климент VII, римский папа; Ксения Ивановна Романова (в монашестве Марфа), мать царя Михаила Федоровича; Ксения Борисовна Годунова, царевна; Михаил Федорович, русский царь; Мнишек, Ежи (Юрий), сандомирский воевода; Мнишек, Марина, жена Лжедмитрия I; Отрепьев, Григорий Богданович, дьякон Чудова монастыря; Филарет, патриарх (до принятия пострига — Романов Федор Никитич )
Библиография Алексеев Н.Н. Лжецаревич. — М.: Армада, 1995; Алексеев А., Алексеев Н. Лжедмитрий I. — М.: АСТ-Астрель, 2001. (Серия: Золотая библиотека исторического романа. Великие полководцы); Валишевский К. Смутное время. — М., 1993; Корецкий В.И. Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1960. — Киев, 1962; Назаров В.Д. Из истории внутренней политики России начала XVIII в. // История СССР. 1967. № 4; Пирлинг П. Димитрий Самозванец / Пер. с франц. — М., 1911; Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. — М., 1937; Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. — Новосибирск: Наука, 1990; Тумасов Б.Е. Лихолетье. — М.: Армада, 1995; Шестаков П.А. Самозванец: факты и размышления о Григории Отрепьеве. — Ростов-на-Дону, 1990.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Филиповский Ефрем. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний великих князей российских… В 3 т. Т. 2. — М., 1807. № LIX.


Лжедмитрий I. Гравюра резцом. I половина 1800-х гг.


Царствовавший под именем царевича Димитрия Иоанновича, убиенного в Угличе, быв в Польше и под видом болезни призвав к себе духовного отца, объявил ему, что он царевич и наследник российского престола; уверя притом и воеводу сендомирского, имея крест на себе с надписью, что он царевич Димитрий, и царскую при нем печать. Находившийся тогда у поляков папский посол, а после того бывший на престоле папском, под именем Климента VII, по переписке из Польши благословил его взойти на всероссийский трон, а полякам сделать ему в том вспоможение, с тем, чтоб по вступлении на престол, взять ему за себя воеводы сендомирского дочь и ввести в Poссию римский закон. Вследствие сего поляки и вооружились, города российские и войски покорились ему, а потом, приближась ко граду Москве с пролитием царской крови, низвержением пaтpиapxa и изгнанием многих знатных бояр в ссылку, самозванец вошел в сию столицу Poccийскоro государства июня 20 числа 1605 года и начал управлять оным под именем Димитрия Иоанновича, сына царя Иоанна IV Васильевича Грозного, но с крайним [С. 179] неблагоразумием; князя Василия Иоанновича Шуйского и с братьями послал тогда под стражею в Галич; низвергнув патриарха Иова с престола, отправил в заточение в Старицкой монастырь, а на его место возвел Рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, потаенного римского католика. Сам же короновался июня 29 дня в Успенском соборе рукою помянутого Игнатия, после чего вскоре первое оказал неистовство над дочерью царя Бориса Ксениею, лиша ее девства и продержав ее несколько дней у себя, приказал неволею постричь в инокини и послать на Белоозеро в монастырь. Вскоре потом возвратил мать убиенного царевича Димитрия инокиню Марфу Феодоровну, сосланную Борисом Годуновым в убогий монастырь. Угрозы Отрепьева и страх мучительной смерти со всем ее родом принудили ее признать его за своего сына, а потому никто уже и не имел ни малейшего сомнения, чтоб он не подлинный был Димитрий; к тому ж имел он крест и печать, точно данные царевичу; также приметы на лице и на теле были такие точно, как у царевича, одна рука короче другой. Мать его, признав, притворно, может быть, любила, так как и он ее почитал, почему и расстригою Отрепьевым никто его не признавал. О спасении ж царевича всегда еще слух носился. Шуйский, ища своего счастия, ухитрился было на него: но сие скоро открылось, и Шуйский за то осужден был на смерть, и уже лежал на плахе, и когда [С. 180] топор поднят был, то он прощен был в ту минуту от Самозванца.

Сей похититель престола, чтоб более угодить народу, не только что возвратил из ссылки князя Шуйского с братьями, но также царских сродников, господ Романовых и других знатных особ, сосланных царем Борисом, освободил. Повелел и гробы умерших перевесть с честью в Москву, и предать оные достойному рода их погребению. Боярина Феодора, в монашестве же Филарета Никитича, приказал посвятить в Ростовские митрополиты; а супруге его инокине Mapфе Ивановне с сыном их Михаилом Феодоровичем позволено, по их желанию, в приличном высокому роду содержании жить в Костромском Ипатьевском монастыре.

Отрепьев, воображая, что он уже совершенно утвердился на престоле, дал полную волю своим страстям, как то: любострастию, пьянству и прочим порокам; крайне стал иметь пренебрежение к преданиям Греческой церкви; терские же и волжские казаки, в числе 4000 человек, несказанные чинили неистовства в пределах астраханских. 1606 года мая 8 числа, в четверток во время вечерни, накануне Св. чудотворца Николая в Московском Успенском соборе сочетался браком с Маринкою, польского воеводы сендомирского дочерью, в субботу же 17 мая, поутру на рассвете, вся Москва [С. 181] пришла в движение, увидев, что князь Василий Иоаннович Шуйский, предприняв истребить сего злодея, сам предводительствовал народом, который, разрубая во дворце двери, вламливается во оный; и в сей же погибельный час Отрепьев бросается из окна Царских палат, высотою от земли не менее шести аршин, и от сего падения разбил себе голову и переломил ногу; стрельцы приносят его опять в Царские покои, где находившиеся князь Василий Иоаннович Шуйский с прочими боярами учинили ему допрос. Самозванец признался, что он не есть сын царский, но обманщик, и Шуйский застрелил его из пистолета своею рукою. Хотя многие почитали его подлинным Димитрием, но государем, недостойным престола. И таким образом погиб сей злодей, причинивший бесчисленные бедствия в России. Самозванец Гришка Отрепьев, бывший прежде монахом и диаконом, как выше сего сказано, 17 мая 1606 года, в девятый день после его свадьбы, владел 11 месяцев без трех дней. Тело его три дня лежало в Кремле на площади для зрения народу; наконец труп его отвезен был в Убогий дом и по нескольких днях перевезен на Серпуховскую дорогу, и на место, называемое Котлы, отстоящее от Москвы в семи верстах, оной был сожжен, и пепел его развеян; жена его Маринка отпущена была после того в Польшу. [С. 182]



Текст печатается в соответствии с правилами современного правописания.

документы

Статьи

Биография

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть)
Литература XVII в. (первая четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть)
История XVII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer