Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Страхов, Николай Иванович - публицист, философ,


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

Мода конца XVIII в. Извлечение из сатирического памфлета Н.И. Страхова. 1795

Николай Иванович Страхов, писатель XVIII в., автор «Сатирического Вестника», издал в 1790-е гг. несколько книг, в том числе «Переписка моды, содержащая письма безруких мод, размышления неодушевленных нарядов, разговоры бессловесных чепцов, чувствования мебелей, карет…», «Плач моды о изгнании модных и дорогих товаров…», «Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов…». Сейчас его книги составляют библиографическую редкость. Даты рождения и смерти писателя неизвестны.

Полные остроумия произведения Страхова обличали общественные пороки и недостатки. Основное содержание «Карманной книжки», отрывки из которой публикуются ниже, — изображение помещичьего семейства, по заведенному обычаю прибывшего на зиму в Москву. Автор в форме иносказательных советов нападал на женские и мужские наряды, смешные до безобразия, но прельщающие новизной. Слепое подражание моде вело к гибельному мотовству. Осуждая подобный образ жизни, Н.И. Страхов ясно высказался против крепостного права. Вот его «совет» помещикам о сборе денег для поездки в Москву: «Подлые ваши попечения о молотьбе хлеба возложите на ваших старост; предоставьте низкое попечение о делах домашних вашему приказчику или постарайтесь сами все оные исполнить дни в два. Пересеките ваших мужиков, смените старост, кое-как повыдайте сотню девок замуж и пережените парней; выберите для продажи годных в рекруты, продайте хлеб, соберите запас, оброк и деньги».

  подробнее

Наука о употреблении мушек. Из журнала «Сатирический вестник». 1791

Владение символическим языком мушек (украшений на лице различной формы, вырезанных из бархата, муара или тафты) было полноценным искусством. Мода на использование мушек распространилась в России в XVIII столетии. С их помощью дама могла объясняться с кавалером не только без слов, но и без жестов, т. к. каждая мушка имела определенный смысл. В обиход вошли специальные маленькие коробочки для их хранения (мушечницы).

Публикуемый текст напечатан в «Сатирическом вестнике» Николая Ивановича Страхова. Его журнал выходил с 1790 по 1792 г. и имел настолько большой успех, что разошелся до последнего экземпляра. Скоро понадобилось второе издание, которое вышло в 1795 г., — обстоятельство для того времени исключительное.

Страхов был противником слепого подражания моде, в том числе и «новой науки» — «лепить по лицу и рукам мушки и Аглинской пластырь».

  подробнее

Письмо молодого камчадала о городской одежде и прическах. Из журнала «Сатирический вестник». 1791

Публикуемый текст был напечатан в журнале «Сатирический вестник» (М., 1791) Николая Ивановича Страхова, одного из первых «профессиональных» русских писателей. Известность среди просвещенных слоев тогдашнего общества ему принесли сатирические произведения.

Н.И. Страхов высмеивает современную ему мужскую и женскую моду, осуждает тех, кто «часто проживают целые имения и разоряют свои семейства от одного платья». Неодобрение попавшего в большой город молодого камчадала (коренного жителя Камчатки) вызывают попытки сделать ему модную прическу — «стричь, драть, мазать салом и усыпать мукою» (пудрой) его волосы, чтобы, как ему кажется, сделать из волос «пирог». А попытки «надеть на голову какой-то называемой перук» (парик) и шляпу! Еще труднее камчадал воспринял «ущемление» его тела в «мучительную одежду» — три платья (по-видимому, кафтан, камзол и короткие штаны). А удобные оленьи сапоги пришлось поменять на «тиранскую обувь». Как думал наивный камчадал, странную одежду городские жители носили по повелению властелина, которого звали мода.

  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer