Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Сигизмунд III Ваза - король польский и великий князь литовский » ДОКУМЕНТЫ


Договор патриарха Гермогена и бояр с гетманом C. Жолкевским о призвании польского королевича Владислава на Российский престол. 17 августа 1610
17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и через день насильно пострижен в монахи. Власть в Москве взяла семибоярщина во главе с князем Ф.И. Мстиславским. Польско-литовские войска осаждали Смоленск. Армия коронного гетмана Речи Посполитой Станислава Жолкевского стояла уже в Можайске. Лжедмитрий II, некоронованый государь России, основал свой стан под Москвой, в селе Коломенском.

В гетманском лагере, начались переговоры о признании российским государем Владислава, сына короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III. Переговоры завершились подписанием договора и торжественной присягой москвичей польскому королевичу.

18 августа 1610 г. в Успенском соборе вместе с другими принимал присягу и патриарх Гермоген. Русские воеводы целовали крест Владиславу. Гетман от имени кандидата на русский трон гарантировал, что королевич будет таким же государем, как были прежние цари на Руси. Он также обещал хранить православную веру, не разрушать русских церквей, не строить костелов, оставить в неприкосновенности бояр и все другие чины, не отнимать поместий и вотчин, польско-литовским людям не давать воеводств, московским людям не делать зла, помочь в борьбе с Лжедмитрием II; король Сигизмунд должен был отступить от осажденного Смоленска. На этих условиях и был составлен текст договора, с которым русское посольство направилось к польскому королю.

Только опираясь на авторитет Церкви и демонстрируя ярую приверженность православию московские бояре могли сохранить правление. Они вынуждены были искать поддержки у патриарха Гермогена, который должен был возглавить правительство междуцарствия. Поэтому не случайно договор с С. Жолкевским начинался благословением Гермогена и освященного собора.


Документ публикуется в извлечении. Неразборчивый тест взят в квадратные скобки.

 
Тема внешняя политика, общество, религия
Исторический период Средневековье
Тип исторического источника Письменный источник
Территория Россия, Польша
Народ русский
Персоналии Владислав IV Ваза, король польский и великий князь литовский; Мстиславский, Федор Иванович, князь; Лжедмитрий II, самозванец; Жолкевский, Станислав Станиславович, польский военачальник, вел. канцлер Речи Посполитой; Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, святой
Язык оригинала русский
Библиография Васенко П.Г. Новые данные для характеристики патриарха Гермогена // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. № 7; Назаревский В. Гермоген святой патриарх Всероссийский. — М., 1912; Кедров C. Жизнеописание Святейшего Гермогена патриарха Московского и всея России. — М., 1912; Покровский И.М. Гермоген митр. Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). — Казань, 1908; Царевский А. Гермоген, Святейший патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Казань, 1907; Преображенский А.В. Творения святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России. — М., 1912; Чернышев С. Святейший всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Киев, 1912.

Козаченко А.И. Разгром польской интервенции в начале XVII века. — М., 1939; Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. — М., 1937; Скрынников Р.Г. Святители и власти. — Л., 1990; Шепелев И.С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 1608—1610 гг. — Пятигорск, 1957.

Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Т. 2. — М., 1819. № 200; изобр. — Либрович С. Царь в плену. Исторический очерк Сигизмунда Либровича. Издание второе. — СПб.: Книгопечатня «Труд и польза», 1904. C. 37.


Королевич Владислав в период его избрания на Московское царство. Гравюра. Начало 1610-х гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договор патриарха Гермогена и бояр с гетманом C. Жолкевским о призвании польского королевича Владислава на Российский престол. 17 августа 1610

По благословению и по совету святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Русии [и освященного собора и по приговору всех служилых людей Ф. И. Мстиславский с боярами заключил договор с представителями короля и Речи Посполитой на следующих условиях]:


Великий государь Жигимонт король пожалует, даст на Владимерское и на Московское и на все великия государства Российскаго царствия сына своего королевича Владислава Жигимонтовича.

И государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико государь придет в царствующий град Москву, венчатись на Владимерское и на Московское государство и на все великия и славныя государства Российскаго царствия царским венцем и диадимою от святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Русии и ото всего освященнаго собору греческия веры по прежнему чину и достоянию, как прежние великие государи цари Московские венчались.

А будучи государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божия на Москве и по всем городам и по селам в Московском государстве и во всем Российском царствии чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и от разоренья ото всякаго оберегати.

И святым Божиим иконам и пречистыя Богородицы и всем святым и чудотворным мощем поклонятися и почитати. И святительскому и священническому чину и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческаго закона по-прежнему.

И римския веры и иных розных вер костелов и всяких иных вер молебных храмов в Московском государстве и по городам и по селам нигде не ставити. А что говорил гетман по королевскому ответу, чтоб в царствующем граде Москве хотя б один римской костел быта мог для людей польских и литовских, которые при государе королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархом, и со всем духовным чином, и с бояры, и со всеми думными людьми говорити.

А христианския нашия православныя веры греческаго закона ничем не рушати и не безчестити. И иных никаких вер не вводити, чтоб наша святая православная вера греческаго закона имела свою целость и красоту по прежнему.

И Российскаго государства людей православных христиан от греческия веры в римскую и ни в которую иную силою и нужею и иными никакими мерами не отводити.

И жидом в Российское во все государство с торгом и никоторыми иными делы не въезжати.

Цельбоносные гробы и мощи святых государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу имети в великой чести.

А святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Русии, также и митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов, попов и дьяконов, и священнических и иноческих чинов, и весь освященный собор христианския нашия православныя веры греческаго закона чтити и беречи во всем.

И в духовныя во всякия святительския дела не вступатися. И иных вер, опричь греческия веры, в духовной чин не поставляти.

А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодей, и что шло при прежних царех ружнаго хлеба, и денег, и всяких угодей — и того данья всех прежних государей московских, и боярскаго, и всяких людей данья у церквей Божиих и у монастырей не отъимати, бытн всему по прежнему, ни в чем не нарушаючи.

И церковных всяких и монастырских чинов ни в чем не рушити. И ружные всякие оброки церковные и монастырские, которые преж сего давано из государския казны — то все давати по прежнему из государския казны.

И милости ради великаго Бога к церквам и к монастырем всякаго даяния прибавливати.

Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным, и чашникам, и стольникам, и стряпчим, и дьякам, и приказным всяким людем во всех приказех у всяких государственных у земских расправных дел, и по городам воеводам, и дьякам, и всяким приказным людем, и всяким чинам быти по прежнему, как повелось в Московском государстве при прежних великих государех.

А польским и литовским людем на Москве ни у каких у земских расправных дел, и по городам в воеводах и в приказных людех не быти, и в наместничество и в староство городов польским и литовским людем не давати.

[Поляков и литовцев своей свиты Владислав мог жаловать деньгами и поместьями. Русских служилых людей — от бояр до пушкарей — он должен был иметь] всех по достоинству в чести, и в жалованьи, и в милости... прежних обычаев и чинов, которые были в Московском государстве, не переменяти, и московских княженетских и боярских родов приезжими иноземцы в отечестве [родовитости] и в чести не теснити и не понижати.

<Владислав обязывался сохранять за владельцами прежние поместья, вотчины и казенные оклады и изменять их лишь по совету с Думой, как и юридические нормы; важные судебные решения, особенно смертные приговоры, новый царь мог выносить только вместе с боярским судом.

Между Россией и Речью Посполитой предполагался мир и военный союз. Запрещалось мстить за погибших с обеих сторон при свержении Лжедмитрия I, без выкупа возвращались все пленные. Прежними оставались налоги и торговые правила. Обоюдно укреплялось крепостное право.>

Торговым и пашенным крестьянам в Литву с Руси и из Литвы на Русь выходу не быти, также и на Руси промеж себя христианам выходу не быти. Боярам, и дворянам, и всем чинам держати крепостных людей по прежнему обычаю, по крепостям...

<О казаках должны были принять особое решение — быть им или не быть. От иноземцев и «воров» очищались все территории Российского государства, «как были до нынешния Смуты». Королю выплачивалась контрибуция. Лжедмитрия II следовало «изымати или убити», Марину Мнишек вернуть в Польшу.>

А гетману Станиславу Станиславовичу (Жолкевскому) в город Москву польских, и литовских, и неметских, и всяких ратных людей, которые с ним и которые с Яном Сапегою, без повеления бояр и без дела не впущать...

А про Смоленск гетману бита челом и отписати к великому государю Жигимонту королю, чтоб король по Смоленску бита не велел и тесноты б городу никакия учинити не велел.

А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру греческаго закона и быта в нашей православной христианской греческой вере, и о иных недоговорных статьях и о всяких делех [послать посольство к Сигизмунду и Владиславу].

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Т. 2. — М., 1819. № 200.

Статьи

Биография

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть)
Литература XVII в. (первая четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть)
История XVII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer