Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Струве, Аманд Егорович - военный инженер » ДОКУМЕНТЫ


Быт городской. II пол. XIX века. Открытие моста императора Александра II в Санкт-Петербурге. 30 сентября 1879.

Мост имени Александра II построен на месте наплавного Литейного моста, который наводился до 1875 года. Позднее мост назывался Александровским, но чаще по городской традиции мост Литейным. После Октябрьского переворота, когда все царские топонимы уничтожались по всему городе, за мостом закрепили название Литейный.

18 августа 1875 г. проект каменного моста был утвержден императором Александром II, а в феврале следующего года Петербургская дума заключила с А.Е. Струве контракт на строительство нового сооружения в течение 4 лет. Мост был заложен 30 августа 1875 года. Ближайшим помощником Струве являлся инженер-капитан А.А. Вейс, а руководителями работ военные инженеры Вратновский, Баторский и инженер путей сообщения Мазинг, гражданский инженер Альберт.

Строители моста столкнулись с большими трудностями при сооружении опор. Грунты русла Невы на этом участке представляют собой иловатую глину с плохой несущей способностью. Потому фундаментами опор несущих речных быков были выбраны кессоны, превосходившие по величине все применявшиеся ранее в России. Их установка была сопряжена с человеческими жертвами. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, где в это время работало 28 землекопов. 18 человек выбралось наружу сразу, еще пять человек удалось спасти, пять человек погибло. Через год произошла еще одна катастрофа. 9 сентября 1877 года произошел взрыв в одном из кессонов. Девять рабочих, находившихся наверху кессона, были убиты взрывом. Илистый грунт мгновенно поднялся в кессон и затопил работавших в нем людей. Работы по ликвидации последствий катастрофы длились около года. Летом 1878 года были извлечены тела 20 человек и начаты работы по заполнению камеры кессона каменной кладкой. Катастрофы не только задержали строительство моста, но и вызвали огромные дополнительные расходы.

Торжественное открытие моста Императора Александра II состоялось 30 сентября 1879 годас опозданием на один месяц.

Мы публикуем очерк из «Всемирной иллюстрации» о строительстве моста императора Александра II и о его торжественном открытии.

 
Тема быт, культура, общество
Исторический период Новое время
Тип исторического источника Письменный источник
Территория Российская империя
Народ русские
Персоналии Струве, Аманд Егорович - военный инженер
Библиография Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. — СПб: Глагол, 2002; Бунин, М.С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда... — Л.: Стройиздат: Ленингр. отд-ние, 1986; Кириллов Н. Мосты вступают в строй // Блокнот агитатора. 1965. № 29; Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л., Лениздат, 1971; Суслов В.Н. Поздравьте Литейный мост! // Нева. 1979. № 8.

Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней. – М.: «Эксмо», 2004; История и культура Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во Discus Media Ltd, 1999; Каган М.С. История культуры Петербурга: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006; Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2001; Ковалевский В. Душа деянием жива. – СПб., 1999; Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга: история, культура быт. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2003; Образ Петербурга в мировой культуре. – СПб, 2003; Петербург в мировой культуре. – СПб.: Изд-во: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005; Пыляев И.М. Старый Петербург. – СПб., 1889 (Репринтное переизд. – М., 2006.).

Источники Составитель - Пелевин Ю.А. текст - Всемирная иллюстрация. 1879. Т. XXII. № 562. С. 314; изобр. – Там же. № 563, С. 320


Мост императора Александра II в Санкт-Петербурге. Гравюра. 1879


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Открытие моста императора Александра II в Санкт-Петербурге. 30 сентября 1879

 

В воскресенье, 30-го сентября, последовало торжественное освящение нового постоянного моста через Неву, на месте бывшего деревянного разводного Литейного моста. Новый, каменный мост, одно из лучших украшений Петербурга, назван с Высочайшего соизволения «мостом Императора Александра II». Необходимость постройки второго каменного моста через Неву сознавалась очень давно, и в 1870 году петербургская городская дума назначила конкурс для составления проекта моста. Конкурсных проектов к заданному сроку было представлено много, но обещанная прения была присуждена английскому проекту, присланному под девизом «Вестминстеръ». Затем дело перешло на рассмотрение особой специальной комиссии, которая не нашла возможным одобрить проект «Вестминстеръ», так как на указанном месте казалось неудобным построить мост по этому проекту. После этого, в 1874 году, по Высочайшему повелению назначена была новая комиссия, под председательством тогдашнего градоначальника генерал-адъютанта Трепова, и по постановлений этой комиссии составление новых проектов моста было поручено инженер-полковнику Аманду Егоровичу Струве, получившему уже прежде того громкую известность искусного строителя мостов на железных дорогах. Полковник Струве составил, по данной ему программе, несколько мостов различных систем и из них удостоился Высочайшего одобрения проект моста арочной системы, предположенный стоимостью в 3.500,000 рублей. Вследствие этого, петербургская городская дума заключила в начале 1875 года с полковником Струве контракт на сооружение моста и 30-го августа того же года Государь Император собственноручно соизволил положить первый камень в фундамент левого берегового устоя начинавшейся постройки.

При постройке моста пришлось преодолевать весьма серьезные технические затруднения, иногда такие, которые составитель проекта не имел возможности предвидеть. Русло реки Невы имеет под новым мостом глубокую и однообразную профиль во всю ширину реки, грунт дна оказался состоящим из вязкого и жидкого ила, представляющего весьма плохое основание для каменных опор моста. Приходилось предварительно вынуть значительное количество этого верхнего слоя дна для того, чтобы основать опоры на пролегающей глубже плотной синей глине. Полковник Струве предпочел избрать тот же способ погружения быков в грунт, который с успехом был применен им при сооружении моста через Днепр, близь Шева, то есть при помощи сжатого воздуха. Постепенный ход работ по постройке моста был уже рассказан во «Всемирной иллюстрации» при описании установки арок с плавучих подмостей по способу полковника Струве. Несколько раз приходилось останавливать дальнейшие работы только для того, чтобы исправить повреждения, причиненные водой или бурей; подкапываться под крупные камни, встречающиеся на пути погружения кессонов и т. п. Главное затруднение встретилось при возведении крайней опоры арочного пролета со стороны Литейной, так называемого «толстого быка», не имеющей себе подобной по размерам во всей Европе. Стоимость всей постройки вышла, по некоторым непредвиденным обстоятельствам, больше предположенной по первоначальной смете, а именно около 6.000,000 рублей серебром.

Общая длина нового моста 200 1/2 сажень, ширина между перилами 11 сажень. Тротуары, устроенные по обеим сторонам моста, сделаны по 1 1/2 сажени ширины. Проезжее полотно вымощено отборным булыжным камнем и по средине его пролегают два рельсовых пути, из которых один приспособлен для передвижения самых тяжелых паровозов с груженными вагонами, а другой для конно-железного сообщения. При этом следует заметить, что оба пути одинаково пригодны для езды вагонов конно-железных дорог. Мост состоит из 5-ти арочных пролетов и одного разводного, шириною в десять сажень. Арки все сделаны из железа и в каждом пролете имеется тринадцать параллельных арочных ферм, соединенных между собою железными диагональными связями. Поверх арочных ферм сплошь постланы балки, а на них положена смазка из смоляного бетона. Под этим смоляным бетоном находится слой цемента со щебнем, затем слой асфальта и, наконец, булыжная мостовая. Мостовая эта, впрочем, вероятно, будет переделана, так как на практике она оказалась не совсем удобной. Средний арочный пролет имеет 35 сажень в отверстии, а соседние с ним по 30 1/2 сажень. Арки, ближайшая к берегу, имеют в отверстии по 25 сажень. Арки опираются на быки посредством особых металлических к шарниров, для того, чтобы эти арки могли свободно изменять свою высоту в ключе под влиянием изменения температуры. Вес всех железных арок, вместе с настилом, составляет 348,200 пудов. Разводная часть моста состоит из одного поворотного крыла весом в 45,000 пудов. Крыло это составлено из восьми параллельных раскосных стальных ферм, соединенных между собою стальными же связями. Восемь человек рабочих легко могут, посредством ручного механизма, развести мост в течете всего шести мину.  Кроме ручного механизма, сделано еще гидравлическое приспособление. На чугунных решетках моста изображены сирены, поддерживающие герб города Петербурга. Мост освещается двадцатью электрическими фонарями по способу Яблочкова, делающими вид на мост с набережной в темную пору чрезвычайно красивым.

Открытие моста последовало ровно через четыре года и один месяц после торжественной закладки сооружения. У входов на мост, с обеих его сторон, были поставлены щиты с надписями: «30-го августа 1875 года» и «30-го сентября 1879 года», убранные зеленью и флагами. У самого въезда на мост, со стороны Литейной улицы, поставлена в была палатка, в которой совершалось торжественное богослужение митрополитом Исидором. По окончании молебствия, после провозглашения многолетия Государю Императору и всему Царствующему дому, г. городской голова сказал речь, в которой передал присутствовавшим всю историю постройки моста, а затем г. министр внутренних дел объявил Высочайшее соизволение на наименование моста «мостом Императора Александра II» и передал инженер-полковнику Струве, что Государю Императору благоугодно было пожаловать ему чин генерал-мaйopa. Вслед за тем, при звуках народного гимна, исполненного хором военной музыки, была наведена разводная часть моста и ровно в 2 часа пополудни тронулось по мосту крестное шествие, с окроплением моста святою водою. По ту сторону моста, на набережной, перед зданием медицинской академии было приготовлено угощение для рабочих, участвовавших в работах по постройке. Рабочие, по русскому обычаю, при громких криках «ура», начали качать А. Е. Струве и затем присутствовавшие поехали по мосту обратно в экипажах. Первым проехал г. министр внутренних дел, за ним временной с-петербургский генерал-губернатор, генерал-адъютант Гурко. Когда показалась коляска, в которой сидел полковник Струве рядом с городским головою,  публика огласила воздух дружным криком «ура».

 

Всемирная иллюстрация. 1879. Т. XXII. № 563. С. 314.

 

 

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer