Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ф » Федор Алексеевич - русский царь » БИОГРАФИЯ


Федор Алексеевич – русский царь. Хромолитография, выполненная с парсуны второй половины 1670-х гг. 1840-е гг. Биографическая справка

В «Древностях Российского государства», изданных в середине XIX столетия, помещен прижизненный портрет государя Федора Алексеевича и дано подробное описание его внешности.

Хромолитография, выполненная с парсуны второй половины 1670-х гг.

 
Тема внутренняя политика
Исторический период Средневековье
Тип исторического источника Изобразительный источник
Территория Российское государство
Народ русские
Персоналии Федор Алексеевич, русский царь
Язык оригинала русский
Библиография Богданов А.П. В тени Великого Петра. – М.: АРМАДА, 1998; Богданов А.П. Федор Алексеевич // Романовы. Исторические портреты. Книга первая. Михаил Федорович - Петр III / Сост. А.Н. Сахаров. – М.: АРМАДА, 1997; Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 1. — М., 1940; Замысловский Е.Е. Царствование Федора Алексеевича. Ч. 1. – СПб, 1871; История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.3. — М., 1967; Костомаров Н.И. Царь Федор Алексеевич // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873-1888 гг. Кн. ll. – М., 1991; Никольский В.К. «Боярская попытка» 1681 // Исторические известия. 1917. № 2; Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. – Ростов н/Д., 2004; Седов П. В. Закат Московского царства, царский двор конца XVII века. – СПб.: Петербургский институт истории, Изд-во «Дмитрий Буланин», 2006; Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы / Под ред. В.Бутромеева. – М., 2000.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I. В 6 отд. / Рис. выполнены акад. Ф. Солнцевым. — М., [1846—1853]. Отд. IV. № 8.


Федор Алексеевич – русский царь. Хромолитография. 1840-е гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На изображении виден возмужалый царь, с длинными прямыми усами и небольшой густой бородой, полный жизни и силы, тогда как, по свидетельству современников Федора, «от самой юности он был слаб и расстроен здоровьем», что даже Мальгин в «Зерцале российских государей» отличает сего царя названием Чахлого, или Чахотного. Окладом лица Федор не похож на другое изображение, здесь приложенное; костюмами своими они также разнятся между собой. На нем кафтан с дорогами и поясом, усеянный драгоценными камнями; на подоле с левой стороны у кафтана прорамка, или шнитц. Утварь сия, как видно, богатейшая из хранившихся на Казенном дворе. Голова царя украшена двойной короной с крестом наверху; на пальцах одной руки два, а на второй три перстня, какие надевали государи в больших выходах.

Во внешнем его облике выражается царское величие и сановитость. Левой рукой он опирается на стол, покрытый тканью красного цвета, а в правой держит четырехконечный крест, с каким изображаются византийские императоры в знак верности своей Иисусу Христу. Из примера великого князя Всеволода Юрьевича обнаруживается, что великие князья наследникам своим вручали крест и меч. Так, поставляя старшего своего сына Константина на княжение в Новгород, он вручил ему честный крест и меч со следующими словами, переданными нам в летописи: «Се ти буди схранник, а мечь прещенье и опасенье». При торжественных случаях и выходах державцы Русской земли являлись с крестом не только на персях, но и в руке, как залогом непобедимые победы, оружием мира и вместе напоминанием о присяге союзников, подручников и подданных, которые им целовали крест. Примеры тому найдем в событиях отечественной истории и лицевых изображениях. Так, ослепленный Василько в 1099 г. явился на поле битвы с крестом в руках. «Клятвопреступник! — воскликнул он к Святополку, — видишь ли мстителя? Святый крест да будет между нами судиею!» С крестом Василий Шуйский, вскоре после умерщвления Самозванца, в 1606 г.5, вступил в Кремль, а царь Алексей Михайлович из Литовского похода имел также торжественное шествие в Москву как победитель, с крестом в руке, с каким он изображен на современном ему портрете в санкт-петербургской Романовской галерее. С крестом в руках написаны на стенах церковных и на древних портретах великие князья и цари.

К наряду царя принадлежат красные остроносые сапоги, вероятно, из хуза, или сафьяна; подобные видны на князьях, на миниатюрной картине Святославова «Изборника».

Как в доличном, так особенно в лицевом выказывается ловкость и отработка кисти художника, по-видимому, иностранца. Что же касается движения, то, как говорят живописцы, «фигура не стоит». Из дел о царских зографах XVII века открывается, что иногда лицевое писал один художник, а доличное — другой: различие приемов заметно и в этом портрете.

Статьи

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer