Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Зарубежная Европа » Польша


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Внешность и характер Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Извлечение из книги А. Гиршберга «Марина Мнишек». 1908

Как выглядели русский царь Дмитрий (Самозванец) и его супруга Марина Мнишек? Какими чертами личности они обладали? Как характер Марины проявился в трагические моменты ее жизни? На эти вопросы попытался ответить биограф русской «царицы на час» — польский историк Александр Гиршберг (1847—1907).

Гравюра «Марина Мнишек и Дмитрий Самозванец в саду Самборского замка» выполнена известным русским графиком первой пол. XIX в. С.Ф. Галактионовым (1779—1854).

  подробнее

Русско-польская (Смоленская) война. 1632—1634

Смоленская война велась Русским государством против Речи Посполитой за возврат Смоленских и Чернигово-Северских земель, захваченных Польшей в ходе интервенции начала XVII в.  подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Борьба с польской и шведской интервенцией. Начало XVII в. Карта

В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III начал открытую интервенцию в Московское государство: он осадил Смоленск. Посланное из Москвы войско под командованием В.И. Шуйского было разбито 14 июня 1610 г. у села Клушина польским гетманом С. Жолкевским, который затем направился к Москве.

17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был смещен с престола и пострижен в монахи. В Москве было создано новое правительство — «Семибоярщина». 24 июля в польском стане у Новодевичьего монастыря состоялась встреча московских бояр с Жолкевским. 17 августа был подписан договор, по которому русским царем становился королевич Владислав. В ночь на 21 сентября 1610 г. под предлогом защиты города бояре тайно впустили в Москву польские войска. Наместником Москвы был назначен А. Госневский.

Кризисной обстановкой в Российском государстве воспользовался шведский король Карл IX, противник Сигизмунда III. Шведы оккупировали значительную часть северо-запада страны.

Спасение отечества и освобождение Москвы взяло на себя первое ополчение во главе с П. Ляпуновым, но из-за обострения сословных противоречий оно фактически распалось. И только второе народное ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, добилось победы. 1 ноября 1612 г. объединенные русские войска после продолжительных боев торжественно вступили в Кремль. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, который избрал царем Михаила Романова.

Однако борьба с интервенцией продолжалась и в последующие годы. По Столбовскому миру 1617 г. побережье Финского залива и Карела отошли во владение Швеции. В декабре 1618 г. близ Троицкого монастыря было заключено Деулинское перемирие, условия которого были чрезвычайно тяжелыми для России: к Польше отходили Смоленск и Северская и Черниговская земли.

  подробнее

Варшава. Гравюра. Первая половина XVII в.

Варшава, расположенная по обоим берегам реки Вислы, с 1413 г. была центральным городом Мазовецкого княжества. В 1596 г. король Сигизмунд III Ваза перенес столицу Речи Посполитой из Кракова в Варшаву. С тех пор уже четыреста лет Варшава является столицей польского государства.

Центр Варшавы составлял «Старый город» (Старе-Място), сформировавшийся в средние века, с узкими улицами вокруг центральной площади — «Рынка». Всю восточную часть площади занимал Королевский замок — официальная правительственная резиденция. По ее правой стороне высился старейший варшавский костел — собор Святого Яна, построенный на рубеже XIII—XIV вв. Рядом с ним в начале XVII в. Сигизмунд III воздвиг ренессансный костел иезуитов, посвященный Божьей Матери Милосердной, покровительнице Варшавы.

В центре рыночной площади возвышалась колонна Сигизмунда, поставленная в 1644 г. королем Владиславом IV своему отцу Сигизмунду III. Тридцатиметровая колонна с бронзовой скульптурой работы К. Молли стала первым в Польше светским памятником.

Публикуемая гравюра была помещена в сочинении Георга Брауна. Над общим видом Варшавы изображен картуш с символом города — сирена, держащая меч и щит. Это изображение чрезвычайно ценно, так как центральная часть города была полностью разрушена во время Второй мировой войны и позднее воссоздана заново.

  подробнее

Василий Иванович Шуйский и его братья в качестве заложников на сейме в Варшаве. 29 октября 1611. Гравюра на меди Френцеля. Конец XVII – первая половина XVIII
С.М. Соловьев так описывает представление 29 октября 1611 года польскому королю Сигизмунду III плененного царя Василия Шуйского и его братьев Ивана и Дмитрия: «Когда всех троих Шуйских поставили перед королем, то они низко поклонились, держа в руках шапки. Жолкевский начал длинную речь о изменчивости счастья, прославлял мужество короля, указывал на плоды его подвигов - взятие Смоленска и Москвы, распространился о могуществе царей московских, из которых последний стоял теперь перед королем и бил челом. Тут Василий Шуйский, низко наклонивши голову, дотронулся правою рукою до земли и потом поцеловал эту руку, второй брат, Дмитрий, ударил челом до самой земли, третий брат, Иван, трижды бил челом и плакал. Гетман продолжал, что вручает Шуйских королю не как пленников, но для примера счастья человеческого, просил оказать им ласку, причем все Шуйские опять молча били челом. Когда гетман окончил речь, Шуйских допустили к руке королевской. Было это зрелище великое, удивление и жалость производящее, говорят современники; но в толпе панов радных послышались голоса, которые требовали не жалости, но мести Шуйскому, как виновнику смерти многих поляков; раздался голос Юрия Мнишка, который требовал мести за дочь свою. Шуйских заключили в замке Гостынском, в нескольких милях от Варшавы» (Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. IV. Т. 8.– М.: «Мысль», 1989. С. 623.).  подробнее

Въезд Марины Мнишек со свитой в Москву 3 мая 1606 г. Неизвестный художник. XVII в.

3 мая 1606 г. Марина Мнишек в сопровождении многочисленной свиты с необыкновенной пышностью въехала в Москву и остановилась у инокини Марфы, «матери» Дмитрия, в Вознесенском монастыре. 8 мая состоялось бракосочетание Марины и Лжедмитрия I. Перед этим Марина Мнишек была коронована, над ней был совершен обряд помазания на царство и причащения Св. Тайн по православному обряду.

Картина «Въезд Марины Мнишек в Москву» делится на две части. Слева проходит свадебный кортеж: карета, запряженная шестеркой лошадей, всадники, облаченные в рыцарские доспехи. Правая часть посвящена другому сюжету — коронованию Марины. Зритель может детально рассмотреть старинный польский костюм XVII в.: кафтаны, длинные плащи, отороченные мехом, и шапки, украшенные султанами.  подробнее

Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове. 12 ноября 1605. Гравюра с картины неизвестного художника. XVII в.

Сюжетом для гравюры послужил торжественный обряд обручения Марины Мнишек и представителя жениха —  русского царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) — Афанасия Власьева в Кракове 12 (22) ноября 1605 г.

Центр композиции — кардинал Бернард Мацеевич, который обращается к невесте Афанасию Власьеву (они стоят спиной к зрителю). Справа и слева от кардинала католические духовные лица. На первом плане — представители польской знати, среди них изображены родственники Марины: ее отец и братья.

Источником гравюры послужило современное событиям Смутного времени полотно неизвестного художника начала XVII в., находящееся в коллекции Исторического музея в Москве. Картина, изображающая обручение Марины Мнишек, происходит из польского замка Вишневец и была подарена владельцем будущему императору Александру III, который передал ее в Исторический музей.

  подробнее

Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Парадные портреты. Неизвестный художник. XVII в.

Парадные портреты Лжедмитрия I и Марины Мнишек считаются современными событиям начала XVII в. Полотна находятся в собрании Исторического музея в Москве, куда они поступили от будущего императора Александра III, получившего их, в свою очередь, в дар от владельца Вишневецкого замка Толли.

Местонахождение картин в замке объясняется тем, что князь Адам Вишневецкий (1566—1622) был одним из покровителей Григория Отрепьева, провозгласившего себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV.

Лжедмитрий изображен в рыцарской кирасе, Марина Мнишек — в украшенной жемчугом короне, в парадном платье с воротником из гофрированных кружев, из-под которого спускается нитка крупного жемчуга (ср. с портретом 1609 г.).

  подробнее

Ливонская война. 1558—1583. Ливонский поход. 1577. Карта

Ко второй половине 1570-х гг. внешнеполитическая обстановка изменилась не в пользу России. На польский престол в 1576 г. был избран Стефан Баторий, князь Семиградский (Трансильванский) — кандидатура, наименее приемлемая для Ивана Грозного.

В 1577 г., на двадцатом году тяжелой Ливонской войны, Иван IV предпринял грандиозный поход в Ливонию, который был задуман как последний и решающий. Его осуществление предполагало мобилизацию всех ресурсов страны.

Уже в январе 1577 г. пятитысячное русское войско с крупными орудиями приступило к осаде Ревеля, а летом того же года армия, возглавляемая Грозным, вторглась в южную («польскую») Ливонию. Перед мощным натиском сдались без сопротивления Мариенгаузен, Люцен, Режица, Дипабург (Невгин) и другие города и замки. После жестокого штурма был взят Вепден. Теперь Россия обладала всей Ливонией, за исключением Ревеля и Риги.

При этом, однако, русское командование не пыталось завладеть ключевым пунктом обороны Южной Ливонии — крепостью Ригой — и довольствовалось тем, что потеснило литовские гарнизоны на северо-востоке от Двины. Против России складывалась коалиция западных держав, ударной силой которой должны были стать Стефан Баторий и шведы. Но Иван IV находился на вершине своей славы и не хотел этого замечать. Он не мог лишить себя удовольствия написать Курбскому из Вольмара, откуда «государев изменник» отправил свое первое послание в Москву. Царь откровенно торжествовал, когда позднее поучал польских послов: «Кто бьет — тот лутче, а ково бьют, да вяжут — тот хуже».

В 1579 г. Баторий, человек энергичный и решительный, искусный полководец и дипломат, нанес свой первый удар и взял Полоцк, а в 1580 г. — Великие Луки. Стратегический план польского короля был смел и прост. Он намеревался перенести войну на русскую территорию и отрезать Ливонию от России. Первоначальные успехи Батория в России легко объяснимы. Царь не предвидел ни места, ни времени удара и растянул войска вдоль границы, собираясь встречать врага в Ливонии, а не на своей земле. Но главное заключалось в другом: страна была разорена. Оскудевшие, смертельно уставшие служилые люди не хотели выходить на войну, и ни битье кнутом, ни заковывание в цепи, ни даже угроза смерти уже не действовали. Наиболее искусные военачальники были истреблены в годы опричнины.

  подробнее

Ливонская война. 1558—1583. Оборона Пскова от войск Стефана Батория. 1581—1582. Карта

Во время Ливонской войны особенно отличился Псков, который успешно выдержал 30-недельную осаду польского короля Стефана Батория, преградив тому дальнейшее движение на север.

В 1581 г. Стефан Баторий во главе разношерстной армии наемников, собранных со всей Европы, выступил в поход против России, мечтая в случае удачи идти на Москву. Однако под стенами Пскова он встретил сильнейшее сопротивление.

Военные действия начались 18 августа 1581 г. 7 сентября поляки начали разбивать из орудий крепостную стену между Покровскими и Свиными воротами. 8 сентября в нескольких местах стена была разрушена, польские воеводы обещали королю, что ныне ужинать они будут в Пскове. Разноплеменная королевская рать устремилась в проем. Все псковские жители простились с женами, благословили детей и стали плечом к плечу с воинами у порушенных стен. Игумен Тихон и священники молились в Троицком соборе. И враг был отбит от стен города.

Остановивший короля Псков был силен не только стенами и мощью крепостной артиллерии, но прежде всего духом своих защитников. Бок о бок со служилыми людьми сражалось все посадское население. Псковский воевода князь Иван Петрович Шуйский прославился своим мужеством, энергией и распорядительностью. Когда осаждающим удалось захватить две башни, то они были взорваны защитниками города вместе с находившимися там врагами. Преследовать отступавшего противника устремились как регулярные войска и горожане, так и монахи, некогда бывшие воинами, и даже женщины. Старики и дети толкли известь, чтобы порошить глаза неприятелю.

Новые приступы также были отбиты доблестными защитниками. Стефан Баторий перешел к осаде города, затянувшейся на многие месяцы. Польская армия испытывала недостаток в продовольствии и страдала от морозов. Отправляемые на поиски сена и дров фуражиры истреблялись в деревнях местными жителями. Наемники, не получая жалованья, угрожали разойтись по домам.

Польские войска не смогли овладеть не только Псковом, но даже маленьким Печерским монастырем, который защищали стрельцы, монахи и окрестные крестьяне.

В итоге Стефан Баторий был вынужден перейти к переговорам с Иваном Грозным, закончившимся Ям-Запольским миром.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer