Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Никон (Никита Минов) - патриарх Московский и всея Руси » ИЗОБРАЖЕНИЯ


Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря. Хромолитография, выполненная с парсуны начала 1660-х гг. 1846

Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» – единственный прижизненный портрет патриарха – была написана в начале 1660-х годов.

Хромолитография выполнена по рисунку академика живописи Федора Григорьевича Солнцева (1801 – 1892). Скопированная Ф.Г. Солнцевым, парсуна находится в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

 
Тема быт, культура, религия
Исторический период Средневековье
Тип исторического источника Изобразительный источник
Территория Российское государство
Народ русский
Персоналии Солнцев, Федор Григорьевич, художник, археолог
Библиография Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. – М., 2004; Зеленская Г. М. Предметный мир парсуны «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» // Государственный исторический музей: Труды. Вып. 155. – М., 2006. С. 66–88.

Быков А.А. Патриарх Никон. Биографический очерк. – СПб, 1891; Гиббенет Н.Д. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1-2. – СПб., 1882-1884; Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси. – М., 1997; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. – Сергиев Посад, 1909-1912; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. – М., 1991; Лебедев Л., протоиерей. Патриарх Никон // Москва патриаршая. – М., 1995; Макарий, митрополит. История русской церкви. Кн. 7. – М., 1996; Мордовцев Д.Л. Великий раскол. – М.: «Правда», 1990; Никольский Н.М. История русской церкви. 2 изд. – М.; Л., 1931; Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII в. – М., 1961.

Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Текст – Пелевин Ю.А.; изобр. – Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I / Рис. выполнены акад. Ф. Солнцевым. Отд. 1 – 6. – Москва, [1846 – 1853].


Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря. Хромолитография, выполненная с парсуны начала 1660-х гг. 1846


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никон (1605 — 1681) изображен на парсуне[1] в трудное для него время: в 1658 г., отказавшись от кафедры, патриарх уехал из Москвы в Воскресенский монастырь. Вопреки его ожиданиям, царь не обратился к нему с просьбой о возвращении. Церковный Собор 1660 г. принял решение избрать нового патриарха. Хотя Алексей Михайлович не утвердил это решение, но и не примирился с Никоном. Неопределенное положение сохранялось до 1666 г., когда церковный Собор при участии Александрийского патриарха Паисия и Антиохийского патриарха Макария низложил Никона и отправил его в ссылку в Ферапонтов монастырь.

Патриарх стоит на кафедре с посохом в левой руке, на нем богатое архиерейское облачение: белый саккос[2] с орнаментом из золотых цветов и омофор[3] с нашитыми красными крестами, украшенный кистями. На груди патриарха наперсный крест[4] и панагия[5]. На голове Никона митра. За ним видна икона Богородицы Одигитрии с младенцем. Слева от патриарха Никона – 8 монахов Воскресенского монастыря. Один из них держит четки и окуляры (очки) патриарха.

Изображение Никона с братией Воскресенского монастыря достоверно отображает предметный мир XVII в. Многие вещи (например, саккос, митра, панагия, посох и четки Никона) подробно описаны в исторических источниках, а некоторые из них сохранились до нашего времени и хранятся в музеях Российской Федерации.



[1] Парсуна – от латинского «persona» – «личность», «особа», парсунное письмо соединило в себе старые иконописные традиции и новые приемы живописи.
            [2] Саккос — торжественное верхнее архиерейское облачение (незашитое по бокам длинное одеяние с короткими рукавами).

[3] Омофор – длинный и широкий плат с изображением креста, надевался поверх других архиерейских одежд, один конец опускался вперед, другой назад.

[4] Наперсный крест носится на персях (на груди) под одеждой или поверх ее.

[5] Панагия — небольшая круглая икона, знак архиерейского сана, носится на груди.

 

документы

Биография

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть)
История XVII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer