Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Никон (Никита Минов) - патриарх Московский и всея Руси » БИОГРАФИЯ


Никон — патриарх Московский и всея Руси. Гравюра. 1890. Биографическая справка

Никон (1605—1681) — патриарх (1652—1668), политический и церковный деятель, сыгравший решающую роль в реформировании русского православия в эпоху правления царя Алексея Михайловича.

 
Тема внутренняя политика, религия, общество
Исторический период Средневековье
Территория Россия
Народ русские
Библиография Быков А.А. Патриарх Никон. Биографический очерк. – СПб, 1891; Гиббенет Н.Д. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1-2. – СПб., 1882-1884; Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси. – М., 1997; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. – Сергиев-Посад, 1909-1912; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. – Сергиев Посад, 1909-1912; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. – М., 1991; Лебедев Л., протоиерей. Патриарх Никон // Москва патриаршая. – М., 1995; Макарий, митрополит. История русской церкви. Кн. 7. – М., 1996; Мордовцев Д.Л. Великий раскол. – М.: «Правда», 1990; Никольский Н.М. История русской церкви. 2 изд. – М.; Л., 1931; Никоновский сборник. – М.: ПСТГУ, 2006; Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследования и тексты / Научный редактор член-кор. РАН Е.К. Ромодановская. – М.: «Индрик», 2007; Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII в. – М., 1961.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – [Рычин Ф.И.] Путеводитель по московской святыне / Составил Ф.И. Рычин. Пятое, дополненное издание. — М.: Типолитография И.Н. Кушнерева и К, 1890. Между 72 и 73 с.


Никон — патриарх Московский и всея Руси. Гравюра. 1890


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никон, в миру Никита Минов, родился в семье мордовского крестьянина. В двенадцать лет, не вынеся жестокого обращения мачехи, он тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником. За это время отрок научился грамоте, хорошо изучил церковные службы и благодаря монастырской библиотеке приобрел обширные познания. Домой Никита вернулся по настоянию отца уже после смерти мачехи. Вскоре он стал самостоятельным хозяином, женился. Поскольку младщий Минов был грамотен, он занял место священника в соседнем селе. Отец Никита истово исполнял обязанности пастыря. С молодым умным попом познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они уговорили его перейти на священническое место в Москву, где он и прослужил около десяти лет. Казалось, судьба Минова окончательно определилась, но смерть в один год трех детей была воспринята им как указание свыше. В тридцать с лишним лет он развелся с женой, и оба они приняли постриг.

В Анзерском скиту, недалеко от Соловецкого монастыря, Никита Минов принял монашество под именем Никона. В 1643 году он стал игуменом Кожеозерского Богоявленского монастыря. Приехав в Москву в 1646 году, Никон своей величественной наружностью, энергией, умными речами и широкой образованностью обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. С этого времени началось его возвышение. В том же году он был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков; Никон же должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Совместная благотворительность тесно сблизила их.

Никон вошел в число участников московского кружка ревнителей благочестия, собранного духовником царя Стефаном Вонифатьевым. Члены кружка выделялись своей образованностью. В него входили: Ф. М. Ртищев, настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум и Даниил. Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить ее влияние на народные массы. Кружок ставил своей целью борьбу с недостатками и пороками духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия на прихожан. Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, кружок превратился в главный орган управления русской церкви.

В 1648 году Никон был возведен в сан митрополита и направлен в Новгород. Здесь, наряду с духовными обязанностями, он по поручению Алексея Михайловича наблюдал и за мирским управлением. Во время Новгородского восстания 1650 года Никон укрыл воеводу и проклял руководителей мятежа, за что чернь избила его до полусмерти.

В 1652 году по царской воле Никон был избран шестым патриархом всея Руси с престолом в Москве. Новый избранник долго не давал своего согласия принять высочайший сан. Только в Успенском соборе Кремля, когда царь и все присутствовавшие пали на землю и со слезами просили его не отрекаться, он согласился, но потребовал от присутствующих обязательства «содержать евангельские догматы и соблюдать правила святых апостолов и законы благочестивых царей». Сделавшись патриархом, Никон почти сразу начал преобразования в области церковной службы, стремясь восстановить первоначальные, греческие формы богослужения. В 1653 году он закладывает на Валдае образцовый монастырь в честь афонской иконы Иверской Богоматери. Выполняя волю Алексея Михайловича и кружка ревнителей благочестия, Никон весной того же года начал реализовывать программу по исправлению богослужебных книг и введению единообразия церковных обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских православных странах. Вместе с тем унификация религиозного культа соответствовала общегосударственной централизации.

Никоновские реформы вызвали противодействие со стороны приверженцев древнерусских обрядов, что, в конечном счете, привело к расколу внутри русской православной церкви. Значительная часть духовенства упорно противилась нововведениям и усилению личной власти патриарха. Никон, опираясь на светскую власть, жестоко преследовал своих противников, получивших именование «раскольников». Среди них были и его единомышленники по кружку ревнителей благочестия (Аввакум, Даниил, Иван Неронов).

Сначала царь стоял на стороне Никона, имевшего на него большое влияние. Любя Никона, своего «собинного друга», Алексей Михайлович предложил ему принять титул «великого государя». Никон стал активно участвовать в решении государственных и политических вопросов. Он также пытался влиять и на внешнюю политику Российского государства, склоняя царя прекратить противостояние с Польшей и начать борьбу со Швецией за балтийское побережье. В 1656—1657 годах, когда Россия вела войну со Швецией, а царь отсутствовал в Москве, Никон полновластно вершил все дела в стране. Однако русско-шведская война закончилась неудачей и была поставлена патриарху в вину.

Рост недовольства в придворных кругах «самоуправством» Никона вызвал трения между царем и «особливым другом». По мысли Алексея Михайловича церковные реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Никон же, напротив, стремился использовать реформу для укрепления церкви и усиления власти патриарха. Властный и неуступчивый, он противопоставил свою власть царской, заявив, что «священство выше царства». Жестокость Никона в отношении противников реформы и, главное, его возраставшее честолюбие постепенно привели разрыву с царем, который произошел в 1658 году.

Никон удалился в добровольное изгнание: он уехал из Москвы в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (см. Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря. Хромолитография, выполненная с парсуны начала 1660-х гг. 1846; Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. Извлечение из дневника Н. Витсена). Он надеялся, что государь попросит его о возвращении, но этого не произошло. В 1662 году в качестве последнего аргумента опальный патриарх пишет «Разорение» — обширное сочинение, насчитывающее более 900 страниц, на которых оспаривает доводы своих противников и, как ему казалось, неопровержимо доказывает свою правоту. В 1664 году Никон самовольно вернулся в Москву, решив вновь занять патриарший престол, но был отослан по указанию Алексея Михайловича.

Конфликт между патриархом и царем продолжался до созыва Большого Московского собора (1666—1667), в котором участвовали патриархи других православных церквей. В Москву прибыли патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея полномочия от остальных православных первосвятителей для решения судьбы Никона. Собор обвинил его в произнесении хулы на царя, жестокости и вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела. Собор снял с Никона сан патриарха, но утвердил проведенные им реформы.

Никон был сослан в Ферапонтов, а позднее переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году по приказанию нового царя Федора Алексеевича он получил возможность вернуться в Воскресенский монастырь, но по дороге умер. Никон был похоронен как патриарх.

Пелевин Ю.А.

документы

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer