Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Г » Гавриил - игумен Троицкого Калязинского монастыря


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

Калязинская челобитная. Не ранее 1679—1681

«Калязинская челобитная» в рукописях имеет следующий заголовок: «Список с челобитные, какова подана в 7185 [1677] году Калязина монастыря от крылошан на архимандрита Гавриила в его неисправном житии слово в слово преосвященному Симеону архиепископу Тверскому и Кашинскому». Челобитная была написана не ранее 1679—1681 гг. монахами Троицкого Калязинского монастыря, расположенного на левом берегу Волги, против города Калязина. Она стала общеизвестным памятником русской демократической смеховой литературы XVII в.

«Калязинская челобитная» исполнена в сатирическом жанре: в пародийном ключе она описывает монастырские порядки. Троицкий Калязинский мужской монастырь во второй половине XVII в. благодаря царским дарам превратился в крупнейшего земельного собственника с тысячами крепостных в окрестных селах и деревнях. Монастырь промышлял винокурением и пивоварением. Сюда часто наезжали и подолгу здесь останавливались члены царской семьи. Число обитателей монастыря не превышало пятидесяти человек. В 1679 г. новым игуменом монастыря стал архимандрит Гавриил. На него и жаловалась братия обители архиепископу Тверскому и Кашинскому Семину.

Однако требовательный настоятель монастыря только формально является объектом критики. «Жалобщикам» он мешает вести беззаботную, сытую и пьяную жизнь. Суровые нормы монастырского общежития составители челобитной выдают за недостатки. Обленившиеся иноки жалуются, что им не дают заниматься пивоварением и винокурением, заставляют ходить в храм на службу и т. д. Угрозами покинуть монастырь они пытаются добиться от высокого церковного начальства замены сурового и «расточительного» (беспрестанным звоном выбивает медь из колоколов) архимандрита.

Много внимания в жалобе уделено суровым наказаниям, которыми архимандрит «крепко смиряет» пьяниц, опоздавших на церковную службу. В конце челобитной дают Жалобщики волю своей мечте о жизни при «добром архимандрите», который будет «горазд лежа вино да пиво пить, а к церкви бы пореже ходил». При нем «в анбаре простору» прибавится: «рожь да ячмень в солоды обрастим да пива наварим, брашки насидим», «вина накупим», колокола «велим в Кашин провозжать да на вино променять», «ризы да книги вынесем в сушило, церковь замкнем». Подобная жизнь при «добром» игумене, описанная с любовью, не вымышлена челобитчиками. Документы XVII в. именно в таком виде изображают быт многих монастырей.

Монастырская «идиллия», изображенная пьяницами, представляет сатирическую картину полного разложения монастырского быта. Гротескное изображение жизни в монастыре, хотя и данное через восприятие пьянствующих монахов, наводит на мысль, что автор «Калязинскои челобитной» был уже затронут тем вольномыслием, которое в XVII в. порождало антиклерикальные и даже антирелигиозные настроения.  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer