Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ж » Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина от 30 ноября 1619 г. » ДОКУМЕНТЫ


Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619

Личность Ивана Сусанина занимает важное место в русской культуре. Предполагаемый подвиг его нашел отражение не только в трудах историков, но и в литературе, музыке, скульптуре. Как повествует предание, все происходило следующим образом: в 1613 г. Михаил Федорович, уже нареченный в Москве русским царем, и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом от «языков», польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. Михаил Федорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Заведя врагов в болотистые леса, выдержав жестокие пытки, преданный крестьянин не выдал места, где укрылся царь. Поляки, догадавшись об обмане, зарубили Сусанина.

Из-за недостатка документальных сведений историки и литераторы, включая в свои сочинения сказания о подвиге Сусанина, расходились в изображении подробностей. Сомнения посеяла статья Н.И. Костомарова «Иван Сусанин» (1862). В ней историк отрицал, что костромской крестьянин вообще отдал жизнь за царя. В настоящее время существуют три основные версии: 1) Сусанин погиб от рук польских и литовских людей; 2) домнинский староста пострадал от разбойников; 3) подвиг Ивана Сусанина — легенда.

Ниже публикуется грамота от 30 ноября 1619 г., в которой царь Михаил Федорович в память о подвиге костромского крестьянина пожаловал его зятю в вечное и потомственное владение часть деревни Деревнищи и приказал освободить его семью от всяких податей и повинностей. Впоследствии эти привилегии неоднократно подтверждались русскими царями.

 
Тема внешняя политика, внутренняя политика
Исторический период Средневековье
Тип исторического источника Письменный источник
Территория Российское государство
Народ русские, поляки, литовцы
Персоналии Демут-Малиновский, Василий Иванович, русский художник и скульптор; Марфа, инокиня (в миру Ксения Ивановна Романова), мать царя Михаила Федоровича; Михаил Федорович, русский царь; Собинин, Богдан, зять Ивана Сусанина; Сусанин, Иван Осипович, крестьянин, вотчинный староста села Домнино
Библиография Авчинников А.Г. Два крестьянина костромича: Иван Осипович Сусанин и Осип Иванович Комисаров. — [Екатеринослав], 1913; Берх В.Н. Царствование царя Михаила Феодоровича и взгляд на междуцарствие. Ч. 1—2. — СПб., 1832; Виноградов Н. Сказание о спасении от поляков Михаила Феодоровича Романова и о подвиге крестьянина Ивана Сусанина // Костромская старина. 1911. Вып. VII; Волк А.И. Иван Сусанин. — М.: А.Я. Панафидин, 1901; Григорьева Т.Н. Патриот земли русской: [О подвиге И.О. Сусанина]. — Кострома, 1990; Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский архив. 1871. № 2; Жизнь за царя костромского крестьянина Ивана Сусанина, или Русские люди в 1612 году: Повесть, составленная по историческим данным и драме «Борис Годунов» Пушкина. — М.: Тип. Сытина, 1916; Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность // Вопросы истории. 1994. № 11. С. 21—30; Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. — Кострома, 1997; Костомаров Н.И. Личности Смутного времени // Вестник Европы. 1871. Июнь; Патриот земли русской: Отражение подвига И. Сусанина в литературе и искусстве: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Сорока Л.Н. и др. — Кострома, 1988; Ремезов И.С. Костромской крестьянин Иван Сусанин. — СПб., 1868 (2-е изд. — СПб., 1872; 3-е изд. — СПб., 1882); Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившего в 7121 (1613) году: Историческое исследование преимущественно по неизданным источникам / Сост. и издано В.А. Самаряновым под ред. действ. члена Археологического института А.В. Гаврилова. — Кострома, 1882; Уткин С. Смерть за царя? За кого «положил свой живот» Иван Сусанин // Родина. 2005. № 11. С. 108—111; Эшенбах А.Н. Иван Сусанин / Под ред. Д.В. Цветаева. — М.: Археолог. ин-т, 1913.
Образовательный уровень основная школа, углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. III. — М.: Тип. С.[И.] Селивановского, 1822. С. 214—215. № 50; изобр. — http://www.kostromaobl.ru/his/


Жалованная грамота царя Михаила Федоровича крестьянину Богдану Сабинину.
30 ноября 1619. Список XVIII в.





































Жалованная грамота (в списке) государя царя Михаила Феодоровича Костромского уезда дворцового села Домнина крестьянину Богдану Собинину, на вечное и потомственное владение оного ж села при деревне Деревнищах землею, пожалованною ему, с увольнением от всяких повинностей, за доказанную верность к государю тестя его Ивана Сусанина, замученного поляками

Писана 1619, ноября 30

Божиею милостию, мы великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашей государыни великия старицы иноки Марфы Ивановны, пожаловали есмя Костромского уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом во 121 [1612/1613 — ред.] году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, были; и он Иван, ведая про нас великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас великого государя тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские [С. 214] люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии, пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь, в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он Богдашка ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить[1], с тое полудеревни с полторы чети выти в нем на Богдашке, и на детях его и на внучатах и на правнучатах, наших никаких податей, и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину и в иные ни в какие подати имать с них не велели, велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их и внучатам и во весь род их неподвижно. А будет то наше село Домнино, в которой монастырь и в отдаче будет, и тое полдеревни Деревнищ полторы чети выти земли и ни в которой монастырь с тем селом отдавать не велели, велели, по нашему царскому жалованью, владеть ему Богдашке Собинину и детям его, и внучатам, и правнучатам и в род их вовеки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота на Москве, лета 7128, ноября в 30 день.


К подлинной грамоте привешена красная восковая печать, а на обороте написано: «Царь и великий князь Михайло Феодорович, всея Русии самодержец. Подписал великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии дьяк Иван Болотников». [С. 215]



Текст приведен в соответствие с нормами современного правописания, но для сохранения звучания речи XVII века отдельные слова и выражения оставлены в характерном облике той эпохи.





[1] Обелить — освободить от податей и повинностей.

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть)
Литература XVII в. (первая четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть)
История XVII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer