Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Суд над архимандритом Дионисием. 1618. Гравюра Газенкампфа. 1913


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Суд над архимандритом Дионисием. 1618. Гравюра Газенкампфа. 1913
В XVII в. христианское благочестие зачастую сводилось к формальному исполнению церковных обрядов. Подобное отношение к религии было распространено не только в народных массах, но и в среде духовенства.

В полемике, которую вела русская церковь с «латинством», униатством, протестантизмом, споры часто сводилось к форме исполнения обрядов. Разница в обрядах для русских богословов была важнее догматических расхождений. Их прежде всего интересовали такие, например, вопросы: из какого теста делать просфоры — кислого или пресного? как крестить — через обливание или через погружение? Всякая попытка внести даже самые незначительные изменения в обряды рассматривалась как ересь.

Когда в 1618 г. справщики богослужебных книг — архимандрит Троице-Сергиевой лавры, идейный вдохновитель Нижегородского ополчения во времена Смуты Дионисий, а также Арсений Глухой и Иван Наседка — готовили новое издание Требника, то осмелились в чине богоявленского освящения воды выбросить только два слова («и огнем»). В среде церковников начались бурные споры, в которые было втянуто все высшее церковное руководство. Эти споры породили довольно обширную полемическую литературу. Один только Иван Наседка посвятил этому вопросу два больших сочинения: одно в 35 главах, другое — в 40.

В 1618 г. состоялся специальный церковный собор, осудивший справщиков как еретиков: они были отлучены от церкви и в цепях заточены в монастыри (кроме Ивана Наседки). В следующем, 1619 г., после приезда в Москву иерусалимского патриарха Феофана, вставшего на сторону справщиков, и получения грамот от других вселенских патриархов, подтвердивших их правоту, исправители церковного текста были оправданы. Но лишь в 1625 г. патриарх Филарет велел вычеркнуть спорные слова из требников. Интересно, что во время этих бурных споров вокруг двух слов молитвы не было придано никакого значения тому, что один из обвинителей, уставщик (человек, следящий за перепиской книг) Троицкой лавры Филарет, путался в вопросах догматики и высказывал явно еретические суждения.

  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer