Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Просфора, хлеб для совершения евхаристии


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Просфора в народном синкретизме язычества и христианства. Статья Ю.А. Пелевина
Мы публикуем статью Юрия Пелевина, посвященную использованию просфоры как магического средства в народной языческо-христианской традиции. Статья дается в полном варианте без редакционных сокращений журнала «Славяноведения», где она была опубликована.  подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Выпекание хлеба Сергием Радонежским. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Миниатюра изображает процесс выпекания хлеба в монастыре. Дело происходит в Троице-Сергиевой Лавре, и сам Сергий Радонежский занимается всеми видами хлебного производства (см. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого).

На первом плане, в центре, он толчет зерна в ступе и рядом на ручном жернове мелет их в муку. В правой части миниатюры он просеивает муку подвешенным решетом. Слева Сергий собственными руками месит тесто в квашне и на деревянной лопате сажает маленькие круглые хлебцы в печь. Наверху, в центре, преподобный совершает литургию на собственноручно изготовленных им хлебцах — просфорах (хлеб, употребляемый для совершения евхаристии, с древнейших времен он имеет форму несколько сплюснутого кружка, изображение которого также оттиснуто на нем сверху). За Сергием молятся монахи. Фоном для этих изображений служат монастырские постройки, а за ними видны пустынные горы.

Данная миниатюра содержится в рукописном лицевом «Житии преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (лист 122-й). Размер — 12,7 х 11,8 см. В настоящее время «Житие» хранится в Отделе рукописей РГБ.

  подробнее

ДОКУМЕНТЫ

Домострой. Середина XVI в.

Домострой — сочинение об идеальном устроении хозяйства и семейной жизни, также описывающее общие этические нормы русского средневекового христианского общества. Произведение содержит рекомендации самого разного характера: от заветов благочестия до кулинарных рецептов.

Домострой является плодом многолетнего коллективного творчества; помимо оригинальных, он включает также и переводные фрагменты. Протопопу Сильвестру, по всей видимости, принадлежит авторство заключительного обращения к сыну и роль редактора текста всего текста в целом.

Домострой — важнейший источник по изучению средневековой ментальности и домашнего быта. Памятник, однако, зачастую отражает не реальную практику, а идеализированное о ней представление.

  подробнее

Казанская история. 1564—1565

«Казанская история» — историческое беллетризованное сочинение, повествующее о трехвековой истории русско-татарских отношений — от образования Золотой Орды до завоевания Иваном IV Казанского ханства в 1552 г. Автор «Истории» выступает как апологет Ивана Грозного, который изображается как мудрый правитель и Божий избранник.  подробнее

Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1665. Извлечение из дневника Н. Витсена «Путешествие в Московию». 1664—1665

Николаас Витсен посетил Россию в составе голландского посольства к царю Алексею Михайловичу в 1664—1665 гг. У него был статус «дворянина по положению», то есть он являлся привилегированным лицом в свите посла для придания большего престижа посольству. Вместе с тем он имел много времени для приватных встреч и бесед.

Молодого голландца интересовало все: характер власти московского царя, военный строй, судебные порядки, экономика, культура, церковные праздники, свадебные обряды и различные бытовые подробности. И обо всем этом он тщательно записывал в своем дневнике.

Особое внимание Н. Витсен уделял вопросам церковного культа и монастырского быта. На свой страх и риск он посетил инкогнито опального патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре в мае 1665 г., когда до церковного низвержения Никона оставалось около года. Его записи об этой поездке бесценны: в них предстает живой образ русского патриарха, особенности жизни, нравы и обычаи монастыря.

Дневник Н. Витсена является надежным историческим источником. Факты, им сообщаемые, достоверны и хронологически точны. Он рисует яркую, хотя и не всегда беспристрастную, картину тогдашней России, увиденной глазами иностранца. Для его записок характерны острая наблюдательность, свежесть ума, юмор, юношеская непосредственность и откровенность.

  подробнее

Религия русских. Первая половина XVI в. Глава из «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна. 1520—1540-е гг.
«Записки о Московии» барона Сигизмунда Герберштейна, австрийского посла при русском дворе, — ценный источник по политической, социальной и культурной истории России первой половины XVI в. Мы публикуем богатую важными сведениями главу «Религия».  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer