Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Культура России. XVIII век


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Императрица Елисавета и искусство ее времени. Извлечение из статьи Н.Н. Врангеля. 1912

Блестящая работа барона Николая Николаевича Врангеля (1880—1915), специалиста по русскому искусству конца XVIII — первой трети XIX веков, посвящена эпохе императрицы Елизаветы Петровны: личности правительницы, быту и искусству того времени. Статья была написана по поводу открытия в 1912 г. в музее Академии художеств выставки «Ломоносов и Елисаветинское время».

См. подробнее о портрете императрицы Елизаветы Петровны.

  подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната. Современное фото

Янтарная комната являлась одним из самых великолепных украшений Екатерининского дворца. Уникальность интерьера заключалась в облицовке стен мозаикой из прозрачного полированного янтаря.

Похищенные фашистскими захватчиками в период Отечественной войны янтарные панно до сих пор не найдены.

Сейчас в зале, где раньше размещалась Янтарная комната, почти полностью воссоздано ее изначальное оформление. Работа, выполненная российскими мастерами, не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

См. подробнее — Янтарная комната.

См. подробнее — Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.

  подробнее

Культура России. II пол. XVIII века. Слова о полку Игореве. Первое издание. 1800

Первое издание «Слова о полку Игореве» (См. Слово о полку Игореве ) увидело свет в 1800 году под заглавием «Ироическая песнь о походе на половцов удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия c переложением на употребляемое ныне наречие».

Рукописный сборник, в состав которого входило «Слово», был приобретен известным собирателем Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века у Иоиля Быковского, архимандрита закрытого ранее Спасо-Ярославского монастыря. По описанию сборник можно было отнести к концу XV-началу XVI века. В 1796 году для императрицы Екатерины II с рукописи «Слова» была сделана копия, которая дошла до нашего времени. Активное участие в переводе и подготовке текста вместе с Мусиным-Пушкиным принимали историки и археографы Алексей Федорович Малиновский, Николай Николаевич Бантыш-Каменский и Николай Михайлович Карамзин. В период публикации рукописи издатели вносили изменения в примечания и вынуждены были перепечатывать некоторые листы. Поэтому несколько страниц книги имеют отличия в тексте и оформлении. К первому изданию приложена «Поколенная роспись российских великих и удельных князей, в сей песни упоминаемых». Список «Слова» и почти весь тираж первого издания сгорели во время пожара Москвы 1812 года. Сохранились выписки из рукописи ее издателей и само печатное издание 1800 года, которое фактически является первоисточником. В настоящее время в частных и государственных коллекциях хранится около 60 экземпляров этой книги. Утрата рукописи вызвала споры о ее подлинности и о времени написания «Слова о полку Игореве».   подробнее

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. 1776—1785. Панорамный вид усадьбы Царицыно. Худ. Ф.Я.Алексеев. 1800-е гг.

Архитектурный ансамбль в Царицыно — общепризнанный шедевр отечественного зодчества XVIII столетия. Он возводился в 1776—1785 годах по проекту знаменитого архитектора В.И. Баженова для императрицы Екатерины II в уникальных стилевых формах псевдоготики, основанных на переработке мотивов готического стиля и древнерусского зодчества.

Почти полностью отстроенный дворцово-парковый ансамбль в 1786 году был по приказу императрицы частично разрушен. Затем он достраивался М.Ф. Казаковым, но в 1797 году работы были остановлены Павлом I, и комплекс так и остался незавершенным.

См. подробнее — Царицынский архитектурный ансамбль.

  подробнее

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. 1776—1785. Средний дворец (Оперный дом)

Средний дворец (Оперный дом) — самое крупное из сохранившихся дворцовых зданий царицынского ансамбля. Вероятнее всего, он был задуман как место для проведения официальных государственных мероприятий.

См. подробнее — Царицынский архитектурный ансамбль.

См. подробнее — Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778.

  подробнее

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурный мост

Фигурный мост — уникальнейшее и красивейшее сооружение не только царицынского архитектурного ансамбля, но и всего российского зодчества второй половины XVIII столетия.

См. подробнее — Царицынский архитектурный ансамбль.

См. подробнее — Фигурный мост. 1776—1778.

  подробнее

Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753. Павилион Эрмитаж в саду Царского Села. Гравюра А.А. Грекова. 1860-е гг.

Эрмитаж (от французского ermitage — место уединения) был предназначен для того, чтобы императрица Елизавета Петровна могла принимать в нем особо приближенных лиц.

Из просторного и светлого вестибюля на своеобразных «лифтах» (подъемных диванчиках) гости попадали в залитый светом прямоугольный зал со слегка срезанными углами. Для устройства трапез раздвигался пол и поднимались пять сервированных столов. Приемный зал соединялся галереями с четырьмя миниатюрными кабинетами.

См. подробнее — Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753 .   подробнее

Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753. Современное фото

Во внешнем облике Эрмитажа и в его интерьерах с предельной полнотой выразилась стилистика зрелого барокко времен царствования Елизаветы Петровны.

В мировой архитектуре Эрмитаж стоит в ряду лучших сооружений подобного рода.

См. подробнее – Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753 .  подробнее

ДОКУМЕНТЫ

Кулибин, Иван Петрович. Автобиография. Около 1769

Иван Петрович Кулибин — выдающийся ученый-изобретатель, механик Императорской Академии наук, член Императорского Вольного Экономического общества. Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 апреля 1735 г., скончался там же 30 июля 1818 г. Исключительные способности Кулибина к механике проявились рано, а позже он самостоятельно выучился физике, химии, умел играть на фортепиано, пел, писал стихи. Деятельность изобретателя, представившего свои необыкновенные изделия на суд императрице Екатерине II, была оценена по достоинству. В 1775 г. Кулибин и его семья были исключены из подушного оклада. В 1778 г. государыня пожаловала ему особую золотую медаль для ношения на шее на Андреевской ленте. Заботу о Кулибине проявляли императоры Павел I и Александр I.

Кулибинское изобретение фонаря с отражательными стеклами (прототип прожектора) упоминает Г.Р. Державин в оде «Афинейскому витязю».

Мы публикуем автобиографию И.П. Кулибина, составленную им около 1769 г.

  подробнее

Указ об учреждении Московского университета. 12 января 1755

Московский университет был основан по «доношению в Сенат» графа И.И. Шувалова указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 (23) января 1755 г. Открытие состоялось 26 апреля (7 мая) 1755 г.  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer