Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Культура России. XVII век


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  АУДИОДОКУМЕНТЫБИОГРАФИЯВИДЕОДОКУМЕНТЫДОКУМЕНТЫИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Театр при царе Алексее Михайловиче. Извлечение из труда Б.В. Варнеке «История русского театра». 1914

В правление Алексея Михайловича была предпринята попытка завести при дворе театр на иностранный манер. Заводить иноземную «диковину» царь решился только с благословления патриарха, боясь греховности театральных деяний.

Для спектаклей было даже выстроено специальное помещение, написаны декорации, заведена бутафория. Пьесы ставились на библейские и мифологические сюжеты сначала на немецком языке, так как первые устроители театра были иноземцы, а затем и на русском. Новая затея стала одним из самых любимых развлечений при московском дворе, но оказалась недолговечной. После смерти Алексея Михайловича придворный театр прекратил свое существование и возродился только при Петре I.   подробнее

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аверкия Кириллова палаты в Москве. II половина XVII в. Фото. Середина 2000-х гг.

Палаты Аверкия Кириллова — уникальный, хорошо сохранившийся образец крупной городской усадьбы XVII в., расположенный на Берсеньевской набережной в Москве. Комплекс состоит из двухэтажного жилого строения и церкви Николая Чудотворца.

Первоначальное строительство палат относится к XV—XVI вв. Основная часть существующих построек (основной объем палат с осевой планировкой) была возведена в 1656—1657 гг., когда усадьба принадлежала думному боярину Аверкию Кириллову, ведавшему царскими садами и убитого во время стрелецкого восстания 1682 г. По обе стороны здания располагались жилые помещения, перекрытые коробовыми сводами с распалубками и многочисленными окнами. Тогда же было воздвигнуто шатровое красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столпах и пристроена частично сохранившаяся галерея, которая соединяла хоромы с церковью.

До наших дней дошли редкие образцы московского декора второй половины XVII столетия: балясины, вставленные в треугольные фронтоны окон, пластичные колонки, венчающие карнизы. Здание было украшено цветными изразцами с узором в синих тонах по белому фону. Это один из ранних примеров использования подобных изразцов в московском зодчестве.

Сохранилось описание Аверкиевых палат, сделанное, когда они были только что отстроены. Николаас Витсен, входивший в состав нидерландского посольства, сделал 20 апреля 1665 г. следующую запись в дневнике: «Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла [витражи — Прим. ред.]. Короче — у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно» (Николаас Витсен. Путешествие в Московию. — СПб.: Symposium. 1996. С. 162.).


См. подробнее — Аверкия Кириллова палаты в Москве. II половина XVII в.

  подробнее

Воскресения на Дебре церковь в Костроме. 1649—1652. Фото. 2008

Церковь Воскресения на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича – Василием (1248-1276). Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.

Существующий храм построен в 1652 году на средства посадских людей и купца Гостиной сотни Кирилла Григорьева сына Исакова. Он вел крупную торговлю кожами с англичанами. Среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, он обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такое везение можно использовать только на постройку церкви.

Новый кирпичный храм получился поистине великолепным. Но в отличие от грандиозного и величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож и построен одновременно, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и смотрится более ярко, нарядно и празднично.

Здание поставлено на высокий подклет и окружено с трех сторон крытыми галереями. С трех сторон церковь украшают шатровые крыльца с главками. На входных воротах церкви можно увидеть, возможно, английские королевские символы – льва и единорога вперемежку с русскими персонажами алконоста, пеликана, орла.

Особая гордость храма – ее северо-восточный трехсвятительский придел. На его сводах и стенах фрески из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Предполагают, что эти фрески выполнены Гурием Никитиным «со товарищами». Прекрасен и резной иконостас придела, тончайший орнамент которого раскрашен и позолочен.

См. подробнее – Воскресения на Дебре церковь в Костроме. 1649—1652.   подробнее

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. 1656 – конец XVII в. Воскресения Господнего собор. 1656–1685; 1679–1685

Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре – один из самых известных отечественных памятников XVII столетия.

По мысли основателя монастыря патриарха Никона, главная соборная церковь должна была в основных своих чертах воспроизвести храм Гроба господня в Иерусалиме.

В Новоиерусалимском соборе было найдено и осуществлено органическое сочетание монументальности и декоративности. Подкупающие качества декоративных форм русского зодчества XVII века были настолько очевидны, что Никон встал на путь их широкого применения в своей новой постройке.

См. подробнее: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, собор Воскресения Господнего и Патриарх Никон в Ново-Иерусалимском монастыре. 1665. Извлечение из дневника Н. Витсена «Путешествие в Московию». 1664—1665.

  подробнее

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. 1656 – конец XVII в. Фото. 2005 а

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь основан патриархом Никоном при активном содействии царя Алексея Михайловича. Монастырь был заложен в 1656 году к западу от Москвы, на берегу реки Истра, рядом с селом Воскресенское (ныне город Истра).

Никон сделал новую обитель своей резиденцией и тем самым связал ее с важнейшими событиями российской истории – церковной реформой XVII столетия. Архитектоника монастыря в зримых образах выразила религиозно-государственные идеалы своей эпохи. По замыслу Никона, монастырь строился как подобие палестинской Святой Земли. Для возведения главного монастырского сооружения, Воскресенского собора, использовались гравюры, обмеры и модель иерусалимской церкви Гроба Господня.

Местность вокруг обители была переименована в символические евангельские прообразы, говорящие о земной жизни и страстях Христовых: «Вифлеем», «Елеон», «Голгофа», «Фавор», «Кедрон» и т. д.

В конце XVII столетия, в правление Петра I, у стен монастыря разыгрались кровавые исторические события. Здесь произошло трагическое сражение между восставшими стрелецкими полками и царскими войсками. Стрельцы были разбиты, пытаны и многие из них казнены (См. Стрелецкий бунт 1698 года).

Новоиерусалимский монастырь – уникальное явление в истории русской культуры. Благодаря Никону в обители была собрана одна из богатейших русских библиотек того времени. К концу XVII века монастырь превратился во влиятельный религиозный и просветительский центр. Он стал одним из наиболее почитаемых монастырей Подмосковья. Здесь содержались церковно-приходская школа и странноприимный дом для бедных паломников. Многие известные деятели русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники.

См.: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и Патриарх Никон в Ново-Иерусалимском монастыре. 1665. Извлечение из дневника Н. Витсена «Путешествие в Московию». 1664—1665.

  подробнее

Живоначальной Троицы церковь в Останкине. 1678—1683. Фото. 2008

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине представляет большой интерес по своим архитектурным особенностям. Построенная в имении князя Михаила Яковлевича Черкасского, она является великолепным образцом московского церковного зодчества второй половины XVII в.

Пятиглавый храм в стиле «московского узорочья» возведен из красного кирпича и декорирован белым резным камнем, а также полихромными изразцами.

Вместе с тем это типичный памятник своего времени: бесстолпный пятикупольный храм с двумя приделами, стоящий на высоком подклете и завершенный крупными луковичными главами на вытянутых, окруженных ярусами кокошников барабанах.

См. подробнее — Церковь Живоначальной Троицы в Останкине. 1678—1683.

  подробнее

Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650. Фото. 2005

Один из самых замечательных памятников ярославского зодчества XVII столетия — храм во имя Ильи Пророка. Он был построен именитыми купцами Вонифатием и Иоанникием Скрипиными на их дворе близ волжского берега и освящен в 1650 г. митрополитом Ростовским Варлаамом.

Внутри храм поражает многоцветностью и пышностью убранства. Стенопись была выполнена в 1680—1681 гг. костромскими и ярославскими мастерами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.

Ильинская церковь — редкостная жемчужина русской церковной старины, почти полностью сохранившая свой первоначальный облик. Вместе с историческим центром Ярославля она внесена в список всемирного культурного наследия Юнеско.


См. подробнее — церковь Ильи Пророка в Ярославле.

  подробнее

Иоанна Златоуста церковь в Коровниках в Ярославле. 1649—1654. Фото. Начало 2000-х гг.

Златоустовская церковь — яркий и характерный памятник ярославской школы зодчества XVII столетия.

Храм является составной частью архитектурного ансамбля Коровницкой слободы. Он был построен по заказу посадских людей Ивана и Федора Неждановских. В архитектонике церкви воплотился свойственный древнему Ярославлю тип пятиглавого храма с галереями, крыльцами и шатровыми притворами. Постройка отличается уравновешенностью композиции и обилием декоративного убранства.

См. подробнее — церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.

  подробнее

Коломенское. Дворец царя Алексея Михайловича. 1660—1670-е гг. Гравюра Ф. Гильфердинга. II половина XVIII в.

Еще до начала XVII в. на красивом, возвышенном берегу Москвы-реки, в селе Коломенском, утопавшем в зелени садов, была создана летняя царская резиденция. На ее территории в 1660—1670-е гг. под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова был воздвигнут деревянный дворец. Росписью дворца руководили известные изографы Симон Ушаков и Богдан Салтанов.

Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы и царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства. Все палаты соединялись между собой переходами, которые образовывали внутренние дворики. Резные срубы хором завершались живописными кровлями самых различных и очень затейливых форм. Назывались они по-разному: кубы, маковки, луковицы, шатры, бочки, палатки и т. д. Очень нарядны были разноцветные чешуйчатые кровли с позолоченными гребешками, флюгерами, подзорами.

Резьба была раскрашена яркими цветами и местами густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были оформлены наиболее богато. Двери других помещений были расписаны «живописным письмом»: на их полотнищах изображались цветки, травы, птицы, звери и картинки русской природы. Резное убранство фасадов и интерьеров Коломенского дворца поражало богатством форм орнамента и исполнительскими приемами. Все вместе создавало почти сказочное впечатление.

Коломенский дворец простоял без малого сто лет, пока не был 1769 г. по распоряжению Екатерины II разобран «за ветхостью».

См. подробнее о Коломенском архитектурном ансамбле и дворце царя Алексея Михайловича.

  подробнее

Коровники. Храмовый ансамбль. Ярославль. II половина XVII в. Фото. Начало 2000-х гг.

Храмовый комплекс в Коровниках является редким по красоте памятником второй половины XVII столетия, одним из лучших в ярославской школе зодчества периода расцвета. Коровницкие постройки отличаются исключительной гармонией композиции, богатством и живописностью силуэта.

В ансамбле доминирует церковь Иоанна Златоуста (на фото справа), возведенная в 1649-1654 годах на месте деревянной церкви «иждивением» посадских прихожан Ивана и Федора Неждановских. Слева храм в честь Сретения иконы Владимирской Богоматери 1669 года. Культовые здания соединяет ограда с ярусными башнеобразными Святыми воротами. На заднем плане высокая стройная колокольня, одна из лучших шатровых колоколен Московской Руси XVII века. Златоустовская церковь — яркий и характерный памятник ярославской школы зодчества XVII столетия.

См. подробнее об  ансамбле Коровницкой слободы, а также церквах Иоанна Златоуста и Сретения иконы Владимирской Богоматери.

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer